Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Бывшие сопредседатели МГ ОБСЕ пытаются самостоятельно выступать в роли посредников
Принимая недавно делегацию во главе с действующим председателем ОБСЕ Яном Боргом, Президент Ильхам Алиев ясно дал понять своему визави, что в бытность своего существования МГ ОБСЕ ничего не предприняли для устранения армяно-азербайджанского конфликта и освобождения азербайджанских территорий от оккупантов.
«Хотя вопрос устранения последствий военной агрессии Армении против Азербайджана и оккупации наших земель стоял на повестке дня ОБСЕ с момента создания этого института, ни эта организация, ни механизм сопредседательства Минской группы ОБСЕ ничего не предприняли для устранения последствий конфликта, освобождения азербайджанских территорий от оккупации, возвращения вынужденных переселенцев. В течение этих лет переговорный процесс, проводимый сопредседателями Минской группы ОБСЕ, также служил продолжению оккупации азербайджанских территорий.
Азербайджан благодаря своей воле и силе положил конец оккупации, обеспечив территориальную целостность и суверенитет в соответствии с нормами и принципами международного права, Уставом ООН», - напомнил глава государства, подчеркнув, что армяно-азербайджанский конфликт остался в истории и его не существует, и потому настало время упразднить Минскую группу ОБСЕ и все связанные с ней институты.
Об этом и о других важных вопросах региональной повестки дня в интервью газете «Бакинский рабочий» рассказал российский политический аналитик Михаил Нейжмаков.
- Азербайджан считает необходимым ликвидировать МГ ОБСЕ и связанные с ней институты, как утратившие свою актуальность. Что вы думаете по этому поводу?
- Не секрет, что взаимодействие между США и Францией, с одной стороны, и Россией - с другой в рамках МГ ОБСЕ оказалось фактически парализовано после февраля 2022 года. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова еще в апреле 2022 года заявляла, что Москва не ожидает сигналов от Вашингтона и Парижа по поводу возобновления работы этого механизма. Чуть позднее помощник госсекретаря США Карен Донфрид, а также Линн Трейси, на тот момент занимавшая должность американского посла в Армении, заявляли о готовности взаимодействия с Москвой в формате МГ ОБСЕ. Тем не менее было очевидно, что в условиях повышенной напряженности между Россией и США, а также, как минимум, очень серьезного охлаждения между Москвой и Парижем работа этого механизма в прежнем виде вряд ли возможна.
Также обратим внимание на изменение риторики официальных лиц в Иреване (здесь и далее правка наша. - Ред.) по поводу МГ ОБСЕ. Конечно, ранее со стороны Никола Пашиняна могла звучать и критика в адрес этого механизма. Например, в июне 2021 года нынешний премьер Армении заявлял, что «посредники… выражали ту же позицию по карабахскому урегулированию, что и Азербайджан». Тем не менее еще в 2022 году и Никол Пашинян, и члены его команды, как правило, публично настаивали на особой роли МГ ОБСЕ в ходе переговоров. Однако вспоминается реплика премьера Армении, сделанная в апреле 2024 года, - «сопредседатели МГ ОБСЕ были в конфликте друг с другом с 2014 года, так, с 22-го года они воюют друг с другом». Это можно объяснить в том числе и внутриполитическими мотивами Никола Пашиняна. С точки зрения работы с внутренней аудиторией в Армении - напоминая о роли МГ ОБСЕ в 2021-2022 годах, он, по сути, стремился показать согражданам, что еще возможно хотя бы частичное возвращение к реалиям до 44-дневной войны 2020 года, когда и роль этой группы в рамках переговорного процесса между Баку и Иреваном была наиболее активной. Сейчас же тактика премьера Армении по работе с общественностью внутри страны скорее строится вокруг тезиса, что нужно принять новые реалии, а возвращение к старым невозможно.
В целом, в рамках переговоров между Баку и Иреваном сейчас выглядит маловероятным усиление роли МГ ОБСЕ даже в урезанном формате - в рамках совместной активности представителей США и Франции. Конечно, глава департамента континентальной Европы министерства Европы и иностранных дел Франции Брис Рокфей и старший советник госсекретаря США по переговорам на Кавказе Луис Боно, посещая регион, были представлены и как сопредседатели Минской группы. Тем не менее, даже если темп переговоров между Азербайджаном и Арменией существенно снизится, скорее, США будут стремиться выступать в роли посредника, прежде всего «сольно», вне формата МГ ОБСЕ. А среди западных игроков вновь напомнят о своих посреднических возможностях опять же действовавшие вне этого формата представители ЕС в целом и, возможно, ФРГ.
- В последнее время как в Азербайджане, так и в Армении официальные лица разделяют оптимизм по случаю скорого подписания мирного договора, возможно, даже до ноября этого года. Насколько это вероятно?
- Действительно, есть заметная вероятность, что стороны смогут либо заключить мирное соглашение в 2024 году, либо максимально приблизиться к его подписанию. Начавшийся процесс делимитации и демаркации границы между Азербайджаном и Арменией косвенно свидетельствует, что между сторонами могли быть достигнуты подвижки и по обсуждению мирного соглашения в целом. У обеих сторон есть мотивы, чтобы переговорный процесс не затягивался. Для Баку важно закрепить изменение баланса сил в регионе на уровне официального договора. Армянская же сторона, скорее всего, учитывает, что для нее пространство для маневра может сократиться в период примерно с лета по ноябрь 2024 года, когда будет проходить решающая фаза президентской кампании в США, и внимание Вашингтона, к которому нередко апеллирует команда Никола Пашиняна, во многом может быть отвлечено от Южного Кавказа. То есть для Армении также объективно выгодно, чтобы в ближайшие полгода переговоры не заходили в тупик.
- Как известно, сейчас в Иреване проходят митинги протеста, которые возглавил архиепископ. Сможет ли Пашинян сохранить власть в противостоянии с политической оппозицией и церковью?
- Следует учитывать, что отношения между Николом Пашиняном и значительной частью иерархов армянской апостольской церкви и так уже длительное время были прохладными. Можно вспомнить, например, как в мае 2023 года верховный духовный совет армянской апостольской церкви в своем заявлении назвал «опасной» «позицию властей Армении в рамках переговорного процесса». А тот же епископ Баграт Галстанян еще летом 2023 года заявлял, что отношений между армянской апостольской церковью и властями страны «не существует». То есть тот факт, что тот самый Баграт Галстанян играет активную роль в нынешней протестной кампании, вряд ли мог бы шокировать общественность в Армении, а значит, всерьез изменить баланс сил между противниками и сторонниками политики правительства страны по делимитации границы.
Пока рано говорить, что пик нынешней протестной кампании в Армении пройден окончательно. Тем не менее в данный момент у Никола Пашиняна сохраняются существенные шансы удержать контроль над внутриполитической ситуацией.
- Россия постепенно выводит своих пограничников с части территории Армении. Означает ли это, что Москва вынуждена идти на уступки Иревану и тем самым постепенно реализуются планы Запада по вытеснению России из Армении?
- Скорее, вопрос о пограничниках - просто еще один маркер, что Иреван стремится пересмотреть «правила игры» в отношениях с Москвой, а России становится сложнее продвигать свои интересы в рамках работы с Арменией. Но все же по-прежнему актуальны факторы, которые будут удерживать руководство Армении от кардинального разрыва с Москвой. С одной стороны, например, присутствие российской военной базы в Армении - дополнительный аргумент для политического торга Никола Пашиняна с западными игроками. С другой - у Иревана сохраняются экономические интересы в рамках взаимодействия с Россией. Отсюда и курс Армении по продолжению работы в ЕАЭС.
В целом же, в перспективе второй половины 2024-го и в течение 2025 года на отношения Россия-Армения будет влиять конкретный уровень ресурсов, которые западные державы готовы направить на поддержку Иревана, а также развитие российско-украинского конфликта и связанных с этим отношений Москвы и западных игроков.
- Почему Запад так негативно воспринял шаги грузинских властей по принятию закона об иноагентах, обвиняя Тбилиси в прокремлевской политике?
- Вероятно, США и ЕС исходят из того, что действующему правительству Грузии должна быть противопоставлена активная, влиятельная и ориентированная на взаимодействие с западными игроками оппозиция (в том числе оппозиционные СМИ). Принятие же закона «О прозрачности иностранного влияния» может создать для оппозиционной среды дополнительные проблемы.
Стоит учитывать, что указанный закон - не единственный камень преткновения в отношениях США и ЕС, с одной стороны, и Тбилиси - с другой. Например, хотя в декабре 2023 года Грузии был предоставлен официальный статус кандидата в члены Евросоюза, европейские политики и чиновники неоднократно критиковали правительство «Грузинской мечты» в случае конфликтов с оппозицией. Кроме того, у Брюсселя и Вашингтона явно вызывает подозрения неготовность официального Тбилиси поддерживать целый ряд мер, направленных против Москвы.
Сделанное еще в марте 2024 года заявление главы внешнеполитической службы ЕС Петера Стано о необходимости реформирования судебной системы Грузии в соответствии с европейскими рекомендациями и создания «системы чрезвычайных проверок добросовестности с привлечением международных экспертов для кандидатов и лиц, назначенных в настоящее время на все руководящие должности в судебной системе» страны еще раз демонстрирует, что внутриполитический курс действующего грузинского правительства по многим вопросам вызывал недоверие Брюсселя.
- Чем закончатся митинги протеста в Грузии? Правительство «Грузинской мечты» уйдет в отставку или они все же смогут удержать власть в своих руках до парламентских выборов, назначенных на осень?
- Как и в случае с Николом Пашиняном в Армении, для правительства «Грузинской мечты» это далеко не первая масштабная протестная кампания, после которой действующие власти сохраняли контроль за ситуацией. Поэтому пока выше шансы, что «Грузинская мечта» удержит власть до парламентских выборов как минимум.
В дальнейшем и для власти, и для оппозиции в Грузии есть свои факторы риска. Правящая партия неоднократно подчеркивала, какое значение для нее имеет курс на вступление страны в ЕС. Например, представители «Грузинской мечты» акцентировали внимание, что состоявшееся в конце 2023 года предоставление стране официального статуса кандидата в члены ЕС - важное достижение партии. А симпатизирующие этой политической силе СМИ и эксперты видели в данном событии важный фактор, повышающий вероятность победы этой партии на парламентских выборах. Понятно, что резкая критика со стороны тех же ЕС и США в адрес Тбилиси на этом фоне, как минимум, создает и внутриполитические проблемы для «Грузинской мечты».
С другой стороны, начав масштабную протестную кампанию задолго до парламентских выборов, оппозиция в Грузии рискует, что будет нарастать и усталость от такой активности как у противников властей (если они не будут видеть, что такая тактика приносит результаты), так и у умеренного колеблющегося электората.