Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Исполнено распоряжение главы государства о помиловании
Президент Ильхам Алиев лично помиловал более полутора сотен человек, в том числе иностранцев.
А с учетом его многочисленных инициатив об амнистии осужденных в связи с Новрузом, Днем национального спасения, Днем солидарности азербайджанцев мира, Днем Победы и другими знаменательными датами это означает, что за 20 с лишним лет десятки тысяч семей получили шанс раньше срока увидеть однажды ступивших на путь беззакония родных и близких.
День независимости, широко отмечаемый сегодня на государственном уровне, стоит особняком для нации, являясь фундаментом практически всех имеющихся достижений в общественно-политической, социально-экономической жизни, включая расцвет гражданского общества, законности и демократии, армейского строительства, военно-промышленного комплекса и многих других отраслей, с которыми напрямую связано национальное самосознание. А поскольку абсолютное большинство осужденных при совершении того или иного преступления не вполне осознавало последствия деяний, выходящих за пределы требований Уголовного кодекса, для них раскаяние наступает задолго до вынесения приговора.
И это с учетом того, что среди них есть молодежь, женщины, люди преклонного возраста, главы многодетных семейств.
Начиная с 2019 года в Азербайджане благодаря Указу Президента Ильхама Алиева «Об углублении реформ в судебно-правовой системе» коренные преобразования в целях ускорения процесса формирования авторитетного правосудия, отвечающего велению гуманизма, стали частью элемента общественного сознания. А у граждан сама повестка о прибытии в суд давно и прочно ассоциируется не с категорически неминуемым наказанием и «небом в клеточку», а с расширением возможностей гражданского диалога. Благодаря электронному делопроизводству еще больше расширились возможности для обращения в суд, усиления прозрачности процессуального законодательства, повышения эффективности судопроизводства, усиления мер по устранению бюрократической волокиты и других негативных явлений. Но самое главное - для правоохранительных органов и общества в целом перестали быть криминальными, например, мелкие экономические преступления в рамках государственной политики гуманности не только наказания, но и, главное, профилактики правонарушений.
Почему-то сегодня зачастую декриминализация тех или иных преступлений преподносится как дань моде, а некоторыми «экспертами» даже как уступка давлению извне. На самом же деле, как правило, этот процесс вписывается в поэтапную политику государства по превращению нефтедолларов в устойчивый человеческий капитал.
Кстати, неформальный мораторий на применение смертной казни (без ее формальной отмены) был введен еще в 1993 году общенациональным лидером Гейдаром Алиевым. То есть эта революция случилась задолго до вступления Азербайджана в Совет Европы в январе 2001 года и даже до получения статуса «гостя» в той же структуре. И тут надо бы вспомнить историю тридцатилетней давности, когда в самом разгаре были кровопролитные бои первой стадии карабахского конфликта.
Тогда Национальная армия отступала, а ведь именно в таких условиях обычно возникают заградительные отряды, военно-полевые суды, расстрелы перед строем. А теперь представьте степень бережливого отношения политического руководства к военному кадровому составу (независимо от родов войск), что в таких условиях Баку пошел на беспрецедентно гуманный шаг, фактически отменивший смертную казнь, - иначе как продуманной тенденцией к абсолютной гуманности уголовного законодательства это не объяснить.
Как следствие, в масштабах страны резко снизилось не только количество осужденных, но и канули в прошлое такие «родимые пятна» советских лет, как высокая плотность и невыносимые условия содержания в следственных изоляторах, применение незаконных мер воздействия на подследственных, крайнее пренебрежение администрации установленными нормами, бунты и возмущения в тюрьмах. Сегодня нормой является не только прокурорская проверка, но и инспекция Судебно-правового совета (с привлечением общественности) обоснованности лишения свободы как меры пресечения, повседневной практикой стали состязательность сторон в суде, система освобождения до суда под залог и даже освобождение под подписку о невыезде.
А ведь раньше всего этого не было по определению, да и сами многочисленные колонии, разбросанные по всему Союзу, существовали в расчете не на гуманизм, а «перековку» члена общества, с целью превратить его в «строителя коммунизма».
Проблема гуманизма в рамках государственной политики профилактики наказания стала актуальной сразу после обретения государственной независимости, однако внешние деструктивные силы мешали претворению ценных инициатив. Первым примером на этом пути стал исторический Указ Президента Ильхама Алиева от 10 февраля 2017 года «О совершенствовании пенитенциарной системы, гуманизма политики наказания, расширения практики альтернативных наказаний и процедурных принудительных мер».
Благодаря документу, знаковому для всей общественности страны, изменилась сама методика правоприменительной практики, суды и судьи перестали восприниматься, как «необходимое зло», а стали добрыми советчиками для сотен мелких преступников, совершивших противоправное действие под воздействием алкоголя, наркотиков или сильнодействующих психотропных веществ. Раньше стремление советских законодателей быстро решить какую-то хроническую проблему ужесточением наказаний напоминало желание сельского фельдшера вылечить насморк модным лекарством, которое могло привести даже к коме. Зато все выглядело жестко и в духе «борьбы с нетрудовыми доходами», а также «выкорчевывания издержек загнивающего империализма». Правда, после крушения советских порядков рухнула система ОБХСС, зато стало распространенным такое преступление, как «незаконный оборот наркотиков» (статья 234 УК АР), - одно из тех, что после упомянутого Указа главы государства от 10 февраля 2017 года частично попало под декриминализацию. Долгое время даже наблюдалась тенденция роста количества противоправных шагов на этой почве.
Так, если в 1993 году условный срок получил каждый четвертый, то к 2016 году с этим «либерализмом» было покончено, и сажали практически всех… Не дилеров, обеспечивавших наркотиками десятки клиентов, а простых «крайних» потребителей, которые покупали свою коробочку опия, после чего сразу же попадали в руки полиции, выполняющей план по «поимке негодяев». При этом дилерам все сходило с рук, так как они «покупали наркотики у неустановленных лиц» или даже «находили их в парке на скамейке», а у следователей напрочь отсутствовало желание хорошенько поискать каналы поступления наркотических веществ.
Неумолимая статистика показывала, что три четверти преступников - безработные, а потому Президент Ильхам Алиев решил проблему комплексно, в десять раз подняв уровень жизни в Азербайджане внедрением массы социальных программ, во столько же раз сократив удельный вес безработных.
И это лишь один из 15 составов преступлений, исключенных из списка особо опасных. Целый ряд преступлений против собственности и совершенных по неосторожности также перенесен в Кодекс об административных проступках. К примеру, первые случаи кражи, мошенничества и присвоения (растраты) на сумму менее 500 манатов теперь считаются мелкими и наказуемыми административно, а ведь до Указа 2017 года можно было лишиться свободы даже за сумму ущерба в 100 манатов. В кодексе есть еще нововведение: компенсация ущерба, нанесенного более масштабными имущественными преступлениями, может привести к пересмотру приговора и смягчению наказания.
Есть еще один момент - у более 1 тыс. осужденных, но не арестованных появились электронные браслеты, а по 36 составам преступлений снижены верхние пределы наказания в виде лишения свободы. В результате 4 преступления из «тяжких» переведены в категорию «менее тяжких», что существенно улучшает режим содержания и перспективы досрочного освобождения, а еще 8 преступлений из «менее тяжких» и вовсе перекочевали в разряд «не представляющих особой общественной опасности». В целом же более чем в 150 уголовных санкциях ограничения свободы и наказания, не связанных с изоляцией от общества, введены в качестве альтернативы лишению свободы.
Дело в том, что ранее примерно две трети статей УК АР предусматривали лишение свободы в качестве безальтернативного вида наказания, хотя на поверку было видно, что добрая половина совершенных преступлений совершалась гражданами, не представляющими особой опасности здоровью общества. Благодаря новому подходу даже семьи тех, кто преступил черту дозволенного, не заметят перемены в поведении домочадцев, которым всего лишь частично ограничат свободу, а не лишат ее образцово и напоказ. Смысл применения этого вида наказания - тоже в гуманности, поскольку глава государства считает, что изоляция от семьи и общества - не самое благоприятное условие для исправления тех, кто не совершал общественно опасных деяний. Если вдуматься, это ведь тоже элемент стратегии, направленной на уважение и к гражданам, и просто жителям Страны огней, независимо от их статуса проживания.
Важным вопросом является и то, что зачастую трудности правоприменительной практики решения данной проблемы возникают при контроле за исполнением щадящих мер наказания. Для их преодоления предусмотрены как институциональные реформы, так и применение современных технологий. Согласно Указу Президента Ильхама Алиева от 7 ноября 2017 года в Министерстве юстиции создана Служба пробации (с латыни - «испытание»), с полномочиями главного управления, и за истекшее время она зарекомендовала себя в качестве эффективного специализированного органа по контролю над исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы. Сюда входят также общественные и исправительные работы, с наблюдением над условно-досрочно освобожденными лицами. Это, в свою очередь, позволяет эффективно применять вышеназванные наказания, поднять организацию правоприменительной работы на новый уровень, применять систему комплексных социально-правовых мероприятий для возвращения заключенных к полновесной общественной жизни, их социальной адаптации и реабилитации, более активно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в этой сфере.
Сухие цифры доказывают, что те, кто носит средства электронного контроля (в простонародье - браслеты) с постоянным контролем графика и маршрута их передвижения практически никогда не нарушают условий отбывания наказания, а примерно 95% не совершают повторных преступлений, не желая прослыть рецидивистами.
Кстати, в очереди на рассмотрение Милли Меджлисом находится целый ряд законопроектов о внесении изменений в Административный, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс об исполнении наказаний. Как говорится, совершенству нет предела, и ряд, в том числе европейских структур признают, что законодательные инициативы Президента Ильхама Алиева являются образцовыми, опережая континентальные тенденции, а также являются проявлением заботы главы государства не только о настоящем, но и будущем нашего общества.
Не только акты помилования, включая массовую амнистию, но и закономерная гуманная составляющая, в том числе, уголовного законодательства - большой шаг к совершенствованию общественно-социальной и правовой политики. Она в режиме реального времени предоставляет возможность всем, кто невольно, тем более впервые, совершил несущественные преступления, исправиться, не прерывая их связи с обществом, во многих случаях оставляя им право свободного передвижения. Подобная практика гуманизма также поможет разорвать порочный круг пополнения криминального мира «новыми кадрами» - ведь люди, впервые совершившие преступление и попавшие в «мясорубку» матерых уголовников, автоматически «набираются ума-разума» у «авторитетных сидельцев», что впоследствии вновь приводит их на скамью подсудимых, и так по кругу.
Законодательные инициативы Президента Ильхама Алиева уже сейчас приносят желанные плоды, будучи направленными на оздоровление социальной обстановки и наиболее оптимальную реализацию внутренней политики главы государства, рассчитанную на железобетонное объединение народа вокруг идей победоносного Верховного Главнокомандующего. Статистика показывает, что именно взаимопонимание и общественный консенсус не просто сокращают число заключенных в масштабах страны, экономя значительные государственные средства и давая людям шанс исправиться, но и вносят немаловажный вклад в дело защиты прав человека, последовательной демократизации и дальнейшего повышения уровня общественно-политического развития в рамках углубления примата национальных интересов.