Не сейте ветер

Политика
21 Июнь 2024
10:03
521
Не сейте ветер

Тщетная попытка Франции закрепиться на Южном Кавказе 

Самодовольное правительство Эмманюэля Макрона наивно думает, что членство в Совете Безопасности ООН плюс реанимация христианско-исламского противостояния помогут ему прочно утвердиться в нашем регионе. 

Громкие заявления, не подтвержденные делами, несопоставимы по эффекту и эффективности хотя бы с единственной звонкой оплеухой, а потому никакие новые «сестринские» соглашения о военном сотрудничестве, подписанные Иреваном и Парижем, не заменят реального соотношения сил в регионе. 
Накануне министр обороны Армении Сурен Папикян в седьмой раз после Отечественной войны 2020 года официально слетал в Париж, на сей раз посетив выставку Eurosatory 2024 и встретившись там со своим французским коллегой Себастьяном Лекорню. «Выбирай что хочешь из того, что бесплатно и нам особо не нужно», - сказали ему на выставке, а Лекорню загодя записал в своем блокноте, что подписание контракта на приобретение Иреваном 36 самоходных артиллерийских установок Caesar является новой вехой укрепления «сестринских» отношений в сфере обороны. 
Кстати, эта новость вызвала большую радость в экспертной среде соседней страны. 

Уже пошла первая хвалебная волна - мол, высокоточные дальнобойные гаубицы стоят на вооружении НАТО, имеют гибкую систему управления огнем и прочие положительные характеристики. Но подписание контракта - одно дело, а реальная поставка оружия, обтекаемо выражаясь, - другое. Во-первых, на армейских складах Армении нет 
боеприпасов «натовского» 155-миллиметрового калибра в силу объективных причин. Одна из них проста как копейка - Старому Свету, как бы там ни надувал щеки президент Франции Эмманюэль Макрон, самому не хватает мощностей для производства боеприпасов и даже пороха, не говоря о военной помощи Украине. Не думаю, что прижимистые европейцы сделают исключение для «многострадального» народа. 
И потом, электронная начинка современной техники имеет функции распознавания, интегрирования стандартов НАТО в национальную систему (армянские ракеты, самолеты, танки пока прочно привязаны к технологиям ОДКБ). Кроме того, должен быть личный состав, способный применять современные артиллерийские средства, и на каждое устройство необходимо не менее 2 тыс. снарядов, а по стандартам НАТО - даже втрое больше. 
Более того, с начала войны в Украине производство боеприпасов западных калибров выросло втрое меньше, чем ожидалось - из-за неясности с гарантиями долгосрочного финансирования, а также быстрого роста цен на них. Кто сможет продать Армении эти боеприпасы в условиях всеобщего дефицита 155-миллиметровых снарядов - абсолютно непонятно. Одно несомненно: цена на эти боеприпасы для Армении будет «золотая». 
И главный момент - вспомним, как в октябре прошлого года тот же Лекорню хвастливо заявлял о планах продать соседней с нами стране три радиолокационные системы Ground Master 200. Взамен в декабре через границу с Грузией прибыли 24 бронемашины «Бастион». Об их характеристике говорит тот факт, что украинская армия отказалась даже в кредит брать «консервные банки», не выдержавшие испытания пулеметным огнем, не говоря о более серьезном оружии, которое ждет своей очереди на армейских складах Вооруженных сил Азербайджана. 
Тем не менее некоторые горячие головы страны пармезана готовы к самым экстремальным решениям в рамках отстаивания позиций христианства (какое отношение монофизиты, страдающие синдромом национальной исключительности, имеют к поистине интернациональной религии - вопрос риторический) на Южном Кавказе. 
На днях газета Le Point опубликовала «список 100», возглавляемый мэром Парижа Анн Идальго (вспомним ее фото с «гуманитарными» фурами на фоне пограничного пункта «Лачин»), где подписанты призвали Эмманюэля Макрона лично направить французские войска в соседнюю с нами страну с целью выступить против Азербайджана, выразив благодарность за уже отправленные вооружения и обучение армянских военных. 
Опустив теорию конспиративных измышлений и основываясь на колониальной политике Франции на четырех континентах, в том числе на современном этапе, смею предположить, что официальный Париж считает грузинскую миссию по выдавливанию Вашингтона выполненной и теперь полагает необходимым закрепиться на армянском треке ввиду нескольких сопутствующих обстоятельств. Однако французы забывают, что Южный Кавказ, Центральная и Передняя Азия много тысяч лет представляют океан противостояния тюркского и персидского цивилизационных начал, а современная Россия - не та, что была при первом визите в Париж Петра Великого в мае 1717 года. Даже во время переговоров на высшем уровне указывается, что решение региональных проблем предусматривает участие Азербайджана, Грузии и Армении плюс трех региональных держав (Турции, России и Ирана) - любым посторонним вход воспрещен. Так что размещение французских «миротворческих» сил и возможное создание военной базы на территории Армении представляют серьезную угрозу для всех упомянутых сторон, включая соседних реваншистов, о чем они не подозревают. 
Что касается конкретно Азербайджана, мы проделали немалый объем дипломатической и военно-политической работы для того, чтобы официальный Иреван от безысходности начал крен в сторону поддержания мирной повестки переговоров с Баку. И мы не намерены терпеть даже виртуальную угрозу национальным интересам поставками французского, да хоть индийского, вооружения и возможным размещением военной базы в непосредственной близости от условной государственной границы. 
Зная максималистский характер армянских «маниловых», с точностью до миллиметра предположу, что даже наличие парижского комара может спровоцировать рост реваншистских настроений. То есть при поддержке Франции армянское руководство ошибочно может счесть, что его армия достаточно усилилась для того, чтобы вновь вернуться к реанимации бесплодной попытки «миацума». В переводе это означает, что Парижу глубоко «фиолетово», сколько жертв повлечет очередной виток противостояния, хотя даже чисто статистически понятно, насколько разнятся социально-экономические, военно-политические и даже демографические весовые категории Армении и Азербайджана, не говоря о морально-боевом перевесе наших воинов перед деморализованным соперником, ищущим удачу на митингах «србазанов». 
Понятно, что Франция имеет богатый исторический опыт разжигания конфликтов и войн в различных частях мира (армейский контингент по замирению населения Новой Каледонии и других заморских колониальных территорий ярко демонстрирует истинную суть тоталитарной политики правительства Макрона). Однако страна пармезана давно потеряла хватку - вместо того, чтобы решать укоренившиеся проблемы своего колониального наследия, она продолжает проводить агрессивную агитационную кампанию против официального Баку. 
В частности, помощник главы государства и завотделом по вопросам внешней политики Администрации Президента АР Хикмет Гаджиев так прокомментировал возможную милитаризацию: «Мы не считаем политику Франции на Южном Кавказе эффективной. Проводимая Францией в регионе политика является вредной и не способствует продвижению мирной повестки. Мы считаем, что Франция, как постоянный член Совбеза ООН, должна проводить более ответственную политику». 
А это значит, что официальный Баку пристально отслеживает ситуацию и не оставит без ответа чьи бы то ни было попытки поставить под угрозу безопасность нашей страны. И если Франция перейдет к непосредственному выполнению контракта по поставкам смертоносного оружия и созданию военной базы в Армении, Азербайджан предпримет необходимые контрмеры для защиты своей безопасности и суверенитета. Наша страна готова защитить национальные интересы всеми доступными средствами. Думаю, примеры приводить не стоит, просто армянам надо включить мозги и повесить над головами цитату Президента Ильхама Алиева о том, что «железный кулак» никуда не делся, а просто неподалеку занят возрождением Карабаха и Восточного Зангезура, будучи готовым в любой момент остудить кипящие ненавистью мозги неадекватных оппонентов.
 

Фидан САЛМАНЛЫ 

Новости