Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Ни Иран, ни Израиль не торопятся развязывать войну
Израиль повышает ставки в большой игре. Недавно точным ракетным ударом был убит политический лидер палестинского движения ХАМАС Исмаил Хания. Впрочем, это не самое главное. Куда важнее то, что ракетный удар был нанесен по гостиничной резиденции КСИР, расположенной на севере Тегерана.
До сих пор Исламской Республике удавалось увиливать от прямого участия в войне. Теперь же в Иране просто не могут оставаться в стороне. Ведь громкое убийство было осуществлено прямо на их территории. При любом сценарии ситуация остается сложной.
Так, на днях Служба воздушного движения Ирана выпустила предупреждение для воздушных судов и их владельцев (NOTAM), с предписанием немедленно изменить маршруты полетов над центральными, северными и северо-западными районами ИРИ. Официальная причина - сбои в работе GPS-навигации. Примечательно, что карта пусковых площадок иранских ракет, опубликованная центром ALMA, в точности совпадает с указанными регионами.
В то же время ливанское движение «Хезболлах» может в ближайшие дни нанести удар по Израилю независимо от намерений Ирана, утверждает телекомпания CNN со ссылкой на источники, знакомые с разведданными. По их словам, «Хезболлах» дальше продвинулся в подготовке атаки на Израиль, чем Иран, поэтому может напасть уже в ближайшие дни. Исламская Республика в свою очередь все еще разрабатывает ответные меры, и они пока не соответствуют ожиданиям США относительно масштабного иранского нападения.
Своим мнением по поводу происходящего в регионе Ближнего Востока и перспектив большой войны в интервью газете «Бакинский рабочий» поделился отечественный эксперт, политический аналитик Эльчин Мирзабейли.
- Каков будет ответ Ирана: символическим, как раньше, или в этот раз настоящим, с потерями для Израиля?
- Убийство политического лидера ХАМАС Исмаила Хании в штаб-квартире СЕПАХ в результате ракетного удара, которое имело место после церемонии инаугурации нового президента Ирана, вызывает массу вопросов. Интересно, насколько опасной для Израиля политической фигурой считался И.Хания? Как известно, Хания заявил, что он был не в курсе нападения военного крыла ХАМАС в Газе на Израиль, и не выразил однозначной поддержки происходящему. Известно и то, что за нападением на Израиль стоят группировки, опекаемые Ираном. И.Хания был известен как политический лидер, близкий не столько Ирану, сколько Турции, и не случайно он выбрал своим местопребыванием Катар. Опираясь на вышеперечисленное, некоторые турецкие политики и эксперты обвинили в гибели Хании Иран и Израиль, придя к выводу, что лидер политического крыла ХАМАС стал жертвой сотрудничества этих двух стран. Конечно, все это только предположения. Фактом же является то, что убийство Хании значительно ослабило позиции сторонников решения проблемы путем диалога и давления на Израиль, усилило радикальные тенденции и открыло путь к эскалации. Кто же в этом заинтересован? Турция, стремящаяся к мирному урегулированию в рамках норм и принципов международного права, другие страны, выступающие с мирными инициативами, или Иран с Израилем? Считаю, что этот вопрос остается открытым и создает предпосылки для возникновения альтернативных вопросов. Кому в конечном счете оказалось выгодно вооруженное нападение военного крыла ХАМАС на Израиль? Если мы вспомним, что за этим последовали вторжение Израиля в Газу и захват новых территорий, то выгоду извлек Израиль.
Что касается ожидаемого ответного удара Ирана по Израилю, то пока идет ежедневное противостояние между прокси-группировками Ирана и Израилем, которое никакого эффекта не дает. В этом плане считаю, что для завершения реальной картины ирано-израильских взаимоотношений, а вернее конфронтации, понадобится подождать еще некоторое время.
- Кстати, почему Израиль пошел на эскалацию обстановки, вызвав недовольство США, на фоне ведущихся в Каире переговоров с ХАМАС, которые патронируют американцы?
- На первый взгляд, это мог быть шаг военно-политического руководства Израиля, направленный на торпедирование мирных переговоров в период пребывания у власти администрации Байдена. Это одна из общих версий. Согласно другому предположению, израильская сторона с помощью радикальных акций добивается того, чтобы США и другие страны вынуждены были следовать в их фарватере, чтобы проблема приняла максимально широкий масштаб, а затем раз и навсегда разрешить ее.
- Израиль намерен провести массированную атаку в Ливане, чтобы наказать ливанский «Хезболлах» за ракетный удар по Мадждаль-Шамсу. В свою очередь Анкара пригрозила, что «Турция может войти в Израиль так же, как вошла в Карабах и Ливию». Пойдет ли Израиль на вторжение в условиях турецкой угрозы и насколько реальная угроза Анкары?
- В создавшейся ситуации Израиль старается уничтожить все прокси-группировки Ирана, в том числе «Хезболлах», которая представляет для официального Тель-Авива большую опасность, чем ХАМАС. Пока сложно сказать, насколько далеко может зайти этот процесс, но очевидно, что вмешательство любой третьей страны может увеличить вероятность эскалации и сделать Турцию стороной конфронтации. Фразу «Турция может войти в Израиль, как она вошла в Карабах и в Ливию» я не нахожу удачной и отражающей реальность. Карабах до 44-дневной войны был под оккупацией, но это была международно признанная территория Азербайджана, и благодаря Победе Азербайджанской армии суверенитет нашей страны на этой территории был восстановлен. В 44-дневной войне Турция оказала Азербайджану политическую и моральную поддержку, которую наш народ всегда высоко ценил. В Карабах вошла оккупационная армянская армия, но доблестные азербайджанские воины под руководством Верховного Главнокомандующего изгнали захватчиков. В Карабах можно не войти, а прийти - по-дружески, по-братски, в гости.
- Может ли все происходящее на Ближнем Востоке перерасти в большую региональную войну с участием Ирана, Ливана, Израиля, США, их арабских союзников?
- Я не думаю, что нынешнее развитие событий приведет к глобальной конфронтации. Скорее всего до декабря противостояние между Израилем и Ираном не выйдет за локальные рамки. Израиль не имеет достаточных ресурсов для широкомасштабного конфликта с Ираном без прямой и открытой поддержки со стороны США, которые, на мой взгляд, в нынешней ситуации не заинтересованы в расширении этого противостояния в силу как внешних, так и внутренних факторов.
- Как эскалация обстановки на Ближнем Востоке отразится на Азербайджане?
- Любой конфликт в той или иной части мира, особенно в Евразии, оказывает влияние на жизнь расположенных здесь стран. Считаю, что в нынешнем состоянии эскалация является управляемой, а потому не окажет на нашу страну серьезного воздействия.