Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Сильная государственная школа - приоритет нашей страны
«Философия школьной комнаты в одном поколении
будет философией правительства в следующем».
Авраам Линкольн
В своей инаугурационной речи 14 февраля 2024 года Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев одной из главных задач государственного строительства обозначил воспитание молодого поколения в духе патриотизма и национальных традиций.
Фундаментом будущей безопасности любого государства и народа, его населяющего, является подрастающее поколение - его приверженность национальным традициям и ценностям, его патриотический дух и устойчивость к внешнему влиянию. И тогда любая идеологическая угроза извне, равно как и физическая, встретит достойный отпор.
Глава государства четко определил, кому в деле воспитания такой «победоносной молодежи» отводится главная роль: «…на первый план выходит, прежде всего, семейное воспитание. <…> На втором месте - школьное воспитание». И если за азербайджанскую семью можно быть спокойным, поскольку «…это здоровая семья, она построена на традициях, национальных ценностях», то относительно второго есть о чем поразмыслить. Нам представляется необходимым тщательно переосмыслить задачи системы национального образования в целом и азербайджанской школы в частности.
Сфера образования всегда базировалась на фундаментальных идеологемах, господствовавших в обществе. Крах мирового социализма, и прежде всего СССР, был воспринят в мире как торжество либеральных ценностей. Было провозглашено, что свободный рынок и рыночные отношения - вот единственный оптимальный способ общественного существования. Сфера образования не исключение: рыночные отношения и либеральные ценности стали единственным определяющим ориентиром для реального образования. Такая идеологема привела к двум существенным последствиям: во-первых, в стране появились частные школы и вузы, имеющие возможность определять свою собственную программу; во-вторых, учащиеся, студенты вузов и докторанты получили возможность выбирать любой образовательный центр планеты, любую среднюю школу любой страны, любой вуз.
Мировые образовательные структуры всячески поощряли это веяние - азербайджанские учащиеся и студенты все чаще выбирали западные школы и вузы. Существует достаточно программ, в соответствии с которыми обучение азербайджанской молодежи за рубежом финансируется и сегодня. Вкладывая капиталы в образование в Азербайджане и привлекая нашу молодежь к обучению на Западе, европейские и американские финансовые и образовательные структуры исподволь формировали ментальность нашего подрастающего поколения и в конечном результате создали в Азербайджане ту интеллектуальную и культурную среду, на которую они могут сегодня опираться - прежде всего в гуманитарном, культурно-ментальном отношении. Иными словами, в Азербайджане уже сформировался слой молодых людей, мыслящих по западным образцам.
Геополитические трансформации в сфере культуры и, что самое главное, в сфере образования полностью соответствуют современным глобальным тенденциям, или, иначе, глобализации, провозглашенной как доминирующая тенденция современности. В этой связи важно обратить внимание на одну стратегически релевантную особенность. Поскольку в глобальном мире, как известно, доминирует глобальный рынок, то что означает включение той или иной страны в глобальные рыночные отношения? На наш взгляд, это означает принесение своего национального суверенитета в жертву интересам глобального рынка. В любом случае ясно одно: национальный суверенитет должен пойти на некоторые уступки, требуемые пресловутой «интеграцией в мировое сообщество». Таким образом, выигрывают ведущие, в относительном же проигрыше (с точки зрения национально-культурной самобытности) оказываются ведомые, ибо в современном мире, как это было и в обозримом историческом прошлом, ведущей силой выступают экономически и цивилизационно преобладающие страны.
Образование как таковое должно обеспечивать, с одной стороны, адаптацию человека к окружающему миру и, как следствие, физическое выживание. С другой стороны, оно должно способствовать удовлетворению культурных, нравственных и социальных потребностей как отдельной личности, так и общества. Ни одна другая область жизни не способна конкурировать с образованием в плане социализации и формирования фактической программы жизнедеятельности будущего поколения. Это единственная сфера, в которой человек (поколение) приобретает знания, обеспечивающие его существование в социуме. Характерно, что эту свою роль образование выполняет во все времена, в любых условиях и совершенно независимо от того, насколько хороша сама действующая система. Именно поэтому система образования является той реальной силой, которая формирует ментальность целых поколений. Для сравнения можно отметить, что даже роль современных глобальных СМИ не может соперничать в плане пропаганды важнейших идеологем с ролью системы образования. В связи с этим необходимо затронуть вопрос о корреляции в сфере образования национального суверенитета и либеральных тенденций в глобальном мире.
Либеральные тенденции в образовании и господство рыночных отношений привели к появлению одной серьезной проблемы. Так, либерализм в области образования фактически означает формирование центробежных по отношению к национально-культурной и государственной образовательной доктрине сил. Еще более «демократично» в условиях глобализации, но еще более опасно для национального суверенитета выглядит обучение азербайджанской молодежи в университетах мира. Ведь во всех этих университетах стран с древней и развитой культурой и устойчивым цивилизационным пространством существуют образовательные доктрины, полностью соответствующие национальным интересам этих стран. Никто не будет адаптировать идеологическое содержание образовательных систем университетов мира для наших студентов - напротив, идеологическая машина этих стран и культур успешно перемалывает ментальность нашей молодежи. Достаточно привести один пример.
Азербайджанские студенты, окончившие вузы США, в большинстве своем оправдывают вторжение США в Ирак. При этом их не беспокоит то обстоятельство, что никаких санкций ООН не предоставляла США. Более того, США открыто заявляли о том, что не нуждаются в санкциях ООН. Совершенно иной позиции придерживаются студенты вузов арабских стран, особенно студенты религиозных институтов. Не секрет также, что азербайджанцы, окончившие исламские вузы, занимаются на родине различной религиозной и социально-политической пропагандой, нередко противоречащей национальным интересам азербайджанского народа.
Вся эта мозаика идеологии и политики является непосредственным результатом господства либеральных ценностей в сфере образования и возможностей, открываемых в глобальном мире. Ясно, что указанные перспективы ставят перед азербайджанской государственностью очень серьезные проблемы. И как минимум азербайджанское государство должно контролировать процесс образования. Должен существовать государственный образовательный стандарт, распространяющийся как на начальное и среднее образование, так и на высшую школу.
Государственный образовательный стандарт прежде всего должен учитывать историко-культурные факторы и защиту национальных интересов - как в настоящем, так и в будущем. Поэтому важнейшим моментом в сфере образования является глубокое осмысление сущностных и глубинных целей образования. Понятно, что особенно болезненно конфликт между национальным суверенитетом и целями глобализации отражается на молодых демократиях, только недавно восстановивших свой государственный суверенитет.
Совершенно бесспорным является тот факт, что сфера образования непосредственно формирует будущее. Эта банальная в общем-то мысль очень часто забывается или просто декларируется.
Как-то давно мне попалась книга двух азербайджанских авторов, которые утверждали, что национально-культурные ценности не есть застывшее достояние и что их актуальность на тот момент была связана с переходом от социализма к капитализму, а также со вхождением Азербайджана во множество мировых и европейских структур. Однако национально-культурные ценности сами по себе не меняются.
Приведенное высказывание не являлось единственным утверждением подобного рода. Имплицитная суть их, видимо, заключалась в том, чтобы подготовить общественное сознание к восприятию новых ценностей, провозглашаемых вестернизацией. Ведь не секрет, что противодействие любому нововведению, как правило, устойчивым бывает только тогда, когда носит моральный характер. Основой же моральной оппозиции любому новшеству как раз и является национально-культурное своеобразие народа. Поэтому и делались попытки, ставящие цель убедить нас в том, что национально-культурные ценности вовсе не представляют собой ценности, данные на все времена.
В этом направлении должна существовать государственная стратегическая программа, отражающая в первую очередь именно национальные интересы. Философские, политологические, этнопсихологические и историко-культурные исследования, проводимые на серьезной научно-фактологической базе и объективно, вне каких бы то ни было конъюнктурных соображений, должны выявить ментальную основу идеологического единства того нового глобального цивилизационного пространства, равноправным членом которого могут быть и азербайджанцы.
Данная тема непосредственно связана с таким фактором, как самоидентификация азербайджанского народа. Необходимо постоянно иметь в виду сложность и неоднозначность этого вопроса. Так, например, поиски европейской идентичности и ментального, этнопсихологического соответствия европейскому мышлению ни в коей мере не должны нас отдалять от южных азербайджанцев, с которыми, безусловно, мы составляем один народ, единое этноментальное и историко-культурное пространство. С другой стороны, важно не смешивать ментальное соответствие и европейскую идентичность с общечеловеческими факторами, не зависящими от историко-национальных и этнопсихологических факторов.
Ориентация современного среднего и высшего образования определяется западными образцами. Позитивной стороной этого является прежде всего унификация образовательных процессов во всем мире, включая и Азербайджан. Можно много спорить о том, что старая советская система образования, восходящая к классическому немецкому образованию, была исключительно сильной, а современная система, основанная на либеральном подходе, напротив, значительно слабее, но факт остается фактом: «одинаковость» образовательных систем представляет собой положительный фактор. В психологическом отношении такая унификация и глобализация имеют следствием «узнаваемость» факта и его обычность, что также способствует культурному и цивилизационному объединению мира. Разумеется, негативный фактор в этом процессе, как и в целом в глобализации, - это утрата (полная или частичная) национально-культурного суверенитета в сфере образования.
Мудрость политиков, компетентность высших чиновников от образования, широта кругозора и глубина мысли ученых сегодня должны быть направлены на выработку форм органичного сочетания национально-культурного содержания и глобализационных реформ. Прежде всего необходимо рефлексировать по поводу любого инновационного факта и четко дифференцировать действительно положительные изменения, направленные на приближение нас в целом к европейскому культурному пространству, от мероприятий, инициируемых отдельными частными институтами. Национальная стратегия образования, на наш взгляд, должна сегодня исходить из приоритетности этой проблемы. Недопустимо оправдывать любые изменения, оправдывая их пресловутой «мировой практикой». Национальная стратегия Азербайджана в области образования должна заключаться в стремлении интегрироваться в глобальное цивилизационное пространство при непременном условии: сохранение культурного своеобразия страны и народа.
Следует подчеркнуть, что школа является фундаментом при формировании национальной самоидентификации. Кто мы и что мы - определяется именно в школе. Дело не в том, что такой социальный и культурный статус школы устанавливается дискурсивно в пространстве тех или иных философских, культурологических и педагогических концепций. Суть проблемы в том, что статус школы как фундамента национальной самоидентификации определился исторически. Поэтому с этим невозможно спорить, это следует учитывать и исходить из этого при создании стратегии национального образования.
Несмотря на провозглашение новой образовательной доктрины, базирующейся на принципах экономики либерального типа и якобы направленной на полное уважение демократии, на самом деле современная образовательная модель отвечает исключительно логике глобализации. Согласно этой логике, образование рассматривается как фактор производства, влияющий на производительность. Образование привлекает капиталы, способствует конкуренции, ориентирует создание новых рабочих мест. Все это выводит ее на первое место в структуре современного мира.
Школа - это кузница кадров, которые в будущем станут налогоплательщиками и будут приносить как материальную, так и духовную пользу своей стране. Для этого нужна сильная государственная школа, способная вырастить патриотов и профессионалов своего дела.
Фархад ГУСЕЙНОВ,
доктор философии
по политическим наукам