Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Чтобы восстановиться, Армении не следует мечтать и грезить, а нужно умерить аппетит
Информация об отклонении Азербайджаном предложений Армении по делимитации и демаркации границ двух стран прозвучала сенсационно для определенной категории экспертного сообщества, но не для посвященных.
Последние восприняли полученный итог в качестве должного, поскольку такого рода вопросы требуют, прежде всего, серьезного, тщательно взвешенного подхода, чего, как видится, у армянской стороны снова не оказалось. Однако сенсационный элемент в деле присутствует, и он не имеет никакого отношения к мгновенной реакции Баку.
Необычность ситуации в том, что Ереван постепенно выходит из оцепенения, ставшего следствием перенесенного им жуткого страха. Ведь большие потрясения вгоняют людей, сообщества и даже целые народы в психологический ступор. Уж настолько беспомощность овладевает ими, когда не ровен час.
Мощный спурт Азербайджанской армии не оставил противнику никаких шансов на перехват инициативы. Контрнаступательная операция доблестной Азербайджанской армии была отыграна строго по нотам, да так, что бросило в дрожь не только старост марионеточного режима в Карабахе, но и их ереванских шефов.
Разбитому в пух и прах агрессору ничего не оставалось, кроме как сетовать на фактор мифических добровольцев-де, воюющих на стороне азербайджанцев. А ведь не забылось, что временный тактический успех армян в начале 90-х как раз был обусловлен участием в кампании добровольцев и террористов извне. Против слабо организованной азербайджанской армии первым рядом шли чужаки-резервисты и контрактники. Кто за мзду, кто по идейным соображениям, а кто в силу «национальной гордости». Как-никак армяне из ближневосточных стран, США, Греции, Румынии и Болгарии подались тогда в Карабах, чтобы отомстить за так называемый «геноцид».
Но в том, что Азербайджан собственными силами разнес в пух и прах все представления об «армии-победительнице» армян, сомнений нет. Баку доказал всему мировому сообществу, кто есть кто.
Так вот, по прошествии полутора лет армяне воспрянули, оправившись от шока, снова принялись за старое. Речь об их маниакальной склонности отрицать очевидное и навязывать всем свое, которое непременно становится плодом иллюзорно-больного воображения.
Сама структура информации с квинтэссенцией «Баку отреагировал на наши предложения отрицательно» больше рассчитана на зарубежную аудиторию, чтобы сформировать негативное мнение об Азербайджане. Ереван доселе настырно талдычил о недоговороспособности Баку, мол, он на все деликатные предложения и варианты разблокирования конфликта отвечал сакраментальным «нет».
Но всем, кому известны детали основополагающих этапов политического процесса с участием Минской группы ОБСЕ, доподлинно известно, что Ереван умышленно занимался обструкцией, чтобы измором взять оппонента, заставить его пойти на соглашения на своих условиях.
Пока за столом переговоров он разыгрывал одну партию авантюризма за другой, на оккупированных территориях шла двуединая операция. Ее суть заключалась в системном опустынивании семи оккупированных районов вокруг верхнего Карабаха, а в местах проживания армянского меньшинства шла усиленная работа по фортификационному обустройству. На создание подземной инфраструктуры были потрачены немереные средства.
В ходе контрнаступления Азербайджанской армии все старания агрессора на чужих землях полетели к чертям. Удар военной машины Баку был настолько мощным, что ничто не устояло. А сами идеологи армянской экспансии - Кочарян и Саргсян, как точно выразился Президент Ильхам Алиев в интервью АЗЕРТАДЖ в ходе поездки в Гянджу, «с приближением Азербайджанской армии к Шуше они, как зайцы, сбежали из Ханкенди».
Неужели вся та суматоха, безграничный страх и неуверенность позабылись? Быть того не может. Тогда что же сейчас вынуждает армян снова прибегать к затертым авантюрным номерам в таком серьезном блоке вопросов, как разграничение границы?
Большой тайны в новых армянских дипломатических уловках нет. Ереван пытается очертить для себя границы возможного, неуверенно навязывая Баку химерические хотения. То есть в Ереване желают получить больше, чем им положено. А именно, добиться признания своей территориальной целостности, но заставить Баку оставить форточку для статусного Карабаха.
Но неужели в Армении есть политики, которые допускают, что Баку может дать слабину?!
Если Ереван и впрямь «заинтересован в делимитации границы», как об этом говорит глава внешнеполитического ведомства Азербайджана Джейхун Байрамов, то перво-наперво там обязаны принять подход Баку, как победителя. Где это видано, чтобы условия и свои подходы диктовал проигравший?!
Судя по возникшей ситуации, под понятием «окончательное урегулирование конфликта» в Армении подразумевают разграничение межи без признания территориальной целостности Азербайджана до тех пор, пока не решится вопрос «статуса» для горстки карабахских армян.
Не жирно ли для побежденного и позорно капитулировавшего, который находится в разобранном состоянии, да еще и щеголяет озвучкой положений международного права, ставя лошадь позади повозки?! С чего это вдруг в Ереване решили, что право на самоопределение меньшинств и отказ от применения силы в решении конфликтов приоритетнее, нежели принцип нерушимости границ?! Откуда такая уверенность?
Дипломатический инструментарий разнообразен, и для преодоления закрученных проблем иной раз приходится применять имеющиеся средства в разных комбинациях. Кстати, история армяно-азербайджанского кризиса с лихвой доказывает, что порой в неизбежность превращаются нестандартные подходы.
Например, апрель 2016 года и осень 2020 года продемонстрировали маневренные качества Азербайджанской армии. Баку применил нестандартный военно-политический инструментарий. Но не только в этом изюминка использованной Азербайджаном технологии. Оружием явного предназначения стало долготерпение, которое себя полностью оправдало.
Баку выжидал до последнего и смог не только усыпить бдительность дутого победителя, но и нарастил мощный военно-экономический запас прочности, чем и загнал врага в угол. Мог бы добить до последнего. Но не стал уничтожать все мосты, понимая, что рано или поздно нужно будет договариваться о послевоенном устройстве региона.
Но в Ереване не дружат с прагматизмом, действуют в духе размытого целеполагания. А самое опасное в том, что надеются на способность вытрясти душу с оппонента, чтобы заставить его играть по своим правилам.
Баку, разнесший вдребезги армянскую мускулатуру, дал четкий сигнал Еревану, чтобы тот раз и навсегда распрощался с необоснованными территориальными притязаниями. Иначе потеряет все.
Азербайджан доказал, что умеет выжидать, а следом делать выверенные ходы. Не зря в ходе военной кампании осени 2020 года известные армянские деятели предупреждали Ереван, чтобы он не зарывался. Они же предостерегали армянское руководство от необдуманных шагов, ибо Армения сама могла раствориться в разыгравшемся лихом сюжете.
Президент Ильхам Алиев не раз напоминал армянскому политическому кластеру, что Зангезур вместе с Ереваном и другими прилегающими территориями являются исконными территориями тюрок. Неугомонным нужно делать выводы, пока не поздно.
Обеспечение безопасности и стабильности в регионе больше всего актуально для Армении, которая уязвима и слаба. Чтобы восстановиться, ей не следует мечтать и грезить, а нужно умерить аппетит, тон и внимательно прислушиваться к позиции победителя, который плюс ко всему предлагает Армении путь выхода из глубочайшего кризиса. Вопрос статуса это бумеранг для побежденного. Если будут настаивать, получат еще один удар.
И, самое главное, Еревану пора научиться действовать самостоятельно, не привлекать к решению сугубо двусторонних вопросов третьи стороны. Армения, в конце концов, это суверенная страна или же бантустан?!
Тофик АББАСОВ,
политический обозреватель