Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Пчеловодство для Максима и хобби, и работа, и пристрастие
Когда позвала Родина, пчеловод из Загаталы Максим Воскресенский стал воином. Мужественно сражался за освобождение любимой Отчизны. Получил тяжелое ранение в боях за Физули. Но, несмотря на это, продолжал воевать и дошел до города Шуша. Он награжден пятью медалями за освобождение городов Физули, Ходжавенд, Джебраил и Шуша. А когда отгремели последние залпы Отечественной войны, вернулся к мирной жизни.
Максим - потомственный пчеловод со стажем. Родился и вырос в одном из самых живописных уголков Азербайджана. Его предки на протяжении многих лет занимались пчеловодством, и Максим тоже решил продолжить традицию. Его пасека состоит из более чем 150 ульев. Ухаживает он за ней вместе со своим отцом Николаем Воскресенским, который всегда может подставить сыну свое крепкое мужское плечо, поддержит и поможет мудрым советом в самых непростых житейских перипетиях.
Максим доброжелательный человек и очень интересный собеседник. Впрочем, иным ему быть нельзя: злых и суетливых пчелы не любят. За годы сладкое, но непростое ремесло стало для Максима и хобби, и работой, и пристрастием.
Многие пчеловоды приходят к своему увлечению уже в зрелом возрасте, для Максима же пчеловодство - одно из самых ярких воспоминаний детства.
- Любовь к маленьким крылатым трудягам у меня в крови, - рассказывает Максим. - Передалась она мне от отца, а ему - от деда. Впервые я познакомился с пчелами в раннем возрасте, и мое детство проходило среди пчел. Отец часто брал меня с собой на пасеку, где делился своим бесценным опытом. Я бегал босиком среди ульев и меня постоянно жалили пчелы - так я научился не бояться их. Еще маленьким отец научил меня брать руками пчел так, чтобы они не жалили. Это умение и сейчас помогает мне работать с ними. Позже, когда подрос, помогал отцу осматривать пчелиные семьи, качать мед, ловить рои. Прежде чем я самостоятельно начал заниматься пчеловодством, прошло немало лет.
Год пчеловода начинается осенью. Именно тогда пчелосемья готовится к зимовке и от того, как она перезимует, зависит, как она войдет в новый сезон и отработает его. Словом, скучать не приходится. Без работы на пасеке меда не увидишь. Иногда приходится собственноручно мастерить ульи и рамки для них. А дело это тоже хлопотное. Пчелы - полезнейшие существа на свете, которые «производят шесть чудес» - мед, воск, маточное молочко, пыльцу, прополис и пчелиный яд.
На вопрос: «Любите ли вы мед?», Максим отвечает: «А как же! Это лакомство, любимое мною с детства. Помню, приходил домой после школы, а на столе всегда стояли баночка с медом и кружка холодной воды, заботливо оставленные отцом. Он и приучил меня ежедневно употреблять его в пищу. Очень люблю хлеб со сливочным маслом и медом вприкуску. Лучше и сытнее завтрака для меня нет».
По мнению пасечника, самый вкусный мед - липовый. Запах у него невероятный, душистый. Но богатым на полезные свойства принято считать смешанный мед, в котором присутствует как липовый, так и разноцвет, то есть собранный пчелами с цветков, растущих на полях.
- Работу пчеловода я сравнил бы с трудом сталевара, - говорит Максим. - Она такая же тяжелая. Солнце печет, на тебе маска. Целый день работы в маске - это огромная нагрузка на глаза, зрение садится. Пчелы на пасеке кусают. Что с этим делать? Пришел к улью, маску не надевай, а называй фамилию и добавляй при этом, мол, прошу меня не кусать. Ну а если серьезно, для успокоения пчел используем дымарь, чтобы они были поспокойнее и не мешали работать. Я постоянно нахожусь на пасеке. Пчеловод должен заботиться о здоровье своих маленьких работников, замечать признаки болезни еще на начальной стадии.
За пчелами глаз да глаз нужен. Медовый сбор во многом зависит от погоды. Хоть снег весной, хоть град летом - работа пасечника продолжается. Пчелы - народ нетерпеливый, ждать не будут.
Это такой мир, что когда узнаешь его, то в нем уже и живешь. Порой устаешь, но жить без этого уже невозможно. Это нельзя назвать работой только ради бизнеса, она и для души. Пчелы - настоящие архитекторы. Другой раз поставишь не особо хорошую рамочку с краю, а они ее так обработают, вычистят и соты отрегулируют, что она становится как новая. А бывает и так, что хорошую рамку исковыряют.
Рабочая пчела живет порядка 40 дней. У нее крылышки изнашиваются от того, что летает много, да еще с грузом. Бывает, вылетела, а лететь из-за поврежденных крылышек не может, падает и погибает. А еще пчелы не любят сотовых телефонов и других подобных устройств возле ульев. Они летают по магнитным полям, а телефон создает при этом им помехи. Если телефон положить на улей на сутки, рой может из него улететь. Магнитные волны мобильных станций также воздействуют на пчел негативно, они гибнут.
- Мед - живой организм, считает Максим. - Когда мед уже зрелый, пчелы его запечатывают. Делают они это забрусом. Это что-то вроде крышечек, которые пчелы делают из перги. Перга - это частички цветочной пыльцы, которые пчелы спрессовали в ячейки сот, залили медом и запечатали ячейки. В ней от брожения образуется молочная кислота. После такой консервации она не боится плесени и микробов. Вкус у перги хлебно-медовый, поэтому пергу называют пчелиным хлебом. А вот воск пчелы получают из меда. Съедают 5 кг меда и получают 1 кг воска. Кто не знает, думает, что все в улье отдельно, с неба падает в кулечках. Вот дай им чистую пергу! Как ее достать, чтоб она была отдельно, без воска, к примеру?! Вот и приходится сидеть и доставать каждое зернышко.
Больше всего прополиса пчелы приносят в июле и августе. Прилетает пчела, и видишь у нее на лапках два таких небольших янтарных шарика. Прополис в улье убивает бактерии. Полезность его переоценить сложно. Если зубы, допустим, болят, пожуешь прополис - и перестанут. Запах у него особенный, специфический, ни с чем не спутаешь.
«Кто в пчелиной семье голова?» Таким вопросом меня озадачил Максим. Что бы вы ответили? Думаю, что, как и я, сердце семьи - пчела-матка. А оказалось, голова всех пчелосемей - пасечник. Любой улей в нужное русло направит, отводок сделает, магазин на домик вовремя надставит, выхода роя не допустит. Где полечит пчелку, где кровь обновит. Работа тяжелая. Но, как признается Максим, крамольных мыслей отказаться от своего детища не возникало.
- Это мой внутренний мир. Если ты не любишь пчел, не готов с ними няньчиться, как с детьми, то уж лучше и не начинать вовсе. Главное - любовь, а опыт и особое чутье появятся со временем, - объясняет пчеловод. - Любой пчеловод - по природе своей экспериментатор. В нашем деле нельзя просто купить пчел, сложить руки и тихо ждать, пока они принесут тебе мед. Быть пчеловодом значит стать немного пчелой, такой же трудолюбивой и беспокойной. И это не просто красивые слова, забот у пасечника действительно много.
И самое удивительное, что у пчел нет недобросовестных тружеников, все работают с максимальной отдачей. Пчелы не умеют говорить, но они прекрасно объясняют друг другу «танцем», где находится мед, даже если медоносные растения далеко. Улей - идеальное общество, где каждый четко выполняет свою работу: кто-то летает в поле, кто-то охраняет жилище, кто-то выкармливает новое поколение. Рой - целый отдельный мир, живущий по своим правилам, порой недоступным для людского понимания. Во многом пчелы могут быть примером для человека и общества. Преклоняюсь перед их трудолюбием и старательностью.
Есть у Максима мечта. Сделать мед максимально доступным для всех. Чтобы люди воспринимали его не как лекарство от недугов, а как обычный продукт питания, который бы вошел в повседневный рацион каждого. Все мы знаем, что выбирать мед надо с умом. У каждого пчеловода свои фирменные секреты проверки на подлинность. Максим тоже дал мне несколько советов:
Мед - это живой продукт. Если он настоящий, то не разбрызгивается, не скатывается сразу с ложки, а как бы наматывается на нее. Ведешь ложкой, а мед как бы рисует вправо, влево.
Можно получать меда в пять раз больше, если поставить для пчел сахарный сироп. Некоторые пчеловоды так и делают. У них и мед дешевле на рынке. Обманом богатства особо не наживешь, а вот репутацию точно испортишь. А Максим всякого рода химию и искусственные добавки обходит стороной.
Надо, чтобы в меде было воды не более 21%. Если его влажность больше, то мед может зашипеть и испортиться. У нас есть специальный прибор, когда мед выкачиваем, то измеряем им влажность.
Проверить влажность меда можно химическим карандашом. Если в нем она более 20%, карандаш, когда им проведешь по капле меда на бумаге, даст синий цвет. Капните мед на бумагу и подожгите. Бумага вокруг обгорает, но настоящий качественный мед при этом не горит, не плавится, не становится коричневым. Если мед начал плавиться - значит, пчел кормили сахарным сиропом, а если стал коричневым - разбавлен сахаром.
При температуре плюс 5 градусов мед может храниться хоть 100 лет. Допустим, купили вы нормальный мед, влажность его 16 или 18%. Поставили банку на кухне, не закрыв. Взяли из нее ложку-другую… Банка стоит. На кухне влажно, а мед гигроскопичен, впитывает запахи и влагу. И, пожалуйста, глядишь, мед у вас зашипел! Он должен быть закрыт, не стоит его держать там, куда падают солнечные лучи. Лучше хранить где-то в темном месте.
Но ни один уважающий себя пчеловод никогда не возьмется испортить свой мед. В этом деле главный сертификат - совесть.