Наталья БАБАЕВА

Наталья БАБАЕВА

Его величествоКопыто!

Общество
13 Апрель 2023
10:15
1185
Его величествоКопыто!

Мы продолжаем рубрику «Исчезающие профессии», где знакомим вас с представителями интересных профессий, которые и сегодня занимаются любимым делом - делом своей жизни. Среди прочих профессия кузнеца занимает не последнее место. Настоящих умельцев этого ремесла сегодня можно по пальцам счесть и они строго хранят тайну своего дела жизни.  

Сегодня мы познакомим вас с представителем редкой профессии кузнецом Рамином Гусейновым, которому доверено это щепетильное дело.

 

Рамин Гусейнов продолжает хранить  и развивать ремесло коваля

 

Для многих из нас подкова - оберег дома, символ счастья. А для лошади - неотъемлемый атрибут экипировки вот уже более двух тысяч лет.  

За всю историю дружбы людей и лошадей было изобретено немало приспособлений для заботы о копытах. Много веков назад конская  «обувь» представляла собой чулок или башмак из лыка, тростника, кожи или растительных волокон. Плетенка к ноге крепилась веревками или ремнями. Правда, вскоре от таких «башмаков» пришлось отказаться: они были недостаточно прочными, а под ремнями часто возникал дерматит.  

Такая «обувь» не была удобной, поэтому в скором времени придумали лошадиную подкову. Люди заметили, что подкованный конь работает гораздо лучше. Случилось это в VI веке. В наше время осталась еще довольно редкая профессия - кузнец ручной ковки. Подковать лошадей доверено именно им, и несмотря на все трудности, они все еще продолжают хранить и развивать ремесло коваля.

Один из таких мастеров - Рамин Гусейнов из села Салахлы Евлахского района, который более 20 лет занимается кузнечным делом. Он уверен, что велосипеды не могут заменить лошадей, и совершенствует «кузнечные технологии». Он с детства интересовался лошадьми, а когда стал постарше, добился, чтобы ему купили коня.  

- В те времена мне часто приходилось водить лошадей к кузнецу, чтобы подковать их. Наблюдая за ним, сам потом научился этому делу. Я очень полюбил животных, - рассказывает Рамин. - Но любовь к лошадям совершенно особенная. Это очень чувствительные животные, каждая лошадь имеет свой характер. Если вы ощущаете страх или волнение, они передаются лошади. Она вас понимает.

Сначала я подковывал только своих лошадей, но затем ко мне своих коней начали приводить близкие и знакомые - так в итоге я и стал кузнецом.

- Где вы берете подковы, сами куете?

- Готовые подковы закупаю в Гяндже, а гвозди у меня турецкого производства.  

- Как часто надо менять подковы и как это происходит?

- Сначала кузнец освобождает лошадь от старых подков, чистит ее копыта, подгоняет размер подков, а затем только крепит новые. Сам процесс подковки лошади - большой труд, требующий недюжинных усилий, мастерства и терпения. Не каждому это по плечу. Менять подковы лошадям необходимо каждые три месяца.  

- Как, по-вашему, изменилось ли кузнечное дело за прошедшие столетия?

- Не сильно. Если говорить про основные приемы ковки, то за последнюю тысячу лет они не сильно изменились. Конечно, с точки зрения оборудования произошли некоторые пертурбации. Появился электроинструмент, который ускоряет какие-то операции. Но в основном для работы используются все те же «дедовские» инструменты.

- В чем секрет мастерства вашей работы?

- Работа кузнеца довольна сложная, но очень интересная и увлекательная. И заниматься ею можно только если любишь свое дело. И это - один из главных секретов мастерства. Работа эта требует ювелирной точности. Кузнец с опытом работы никогда не причинит боль животному. Один промах - и животное не сможет ни бегать, ни ходить. У неумелого кузнеца лошадь может остаться хромой на всю жизнь или даже умереть. А вот опытный кузнец может даже блоху подковать.  

Сколько всего лошадей прошло через его трудолюбивые руки, он и не вспомнит.  

- Кто ж такое считает? - смеется Рамин. - Да и не это главное.  

- Я нередко получал удары от лошадей, когда подковывал их. Приходилось обращаться к кому-то за помощью, т.к. один не справлялся. Вот и разработал конструкцию, по ходу совершенствуя ее. Теперь завожу лошадь в так называемый станок для ограничения ее движения. Нога животного зажимается между колен или в особом устройстве станка. Обсечкой удаляю старые крепления подковы, затем клещами снимаю ее с копыта. Далее в дело включается рашпиль. С его помощью подрезаю подошву копыта, выравниваю его. Далее снимается мерка с копыта. Современные подковы для лошадей могут изготавливаться прямо в кузнице самим кузнецом, а можно приобрести готовые, - рассказывает мастер. - Размер подковы для задних и передних ног обычно бывает разный. Выбранную подкову обязательно подгоняю к копыту. Металл должен плотно прилегать ко всей площади копыта. Крепление производится гвоздями для подков разного размера. Забиваются они в специально сделанные отверстия в подкове легкими ударами ковочного молотка.  

Что же касается количества четвероногих клиентов и объемов работы, кузнец признается, что их стало меньше:

- Раньше в нашем регионе насчитывалось примерно 100 лошадей, которых я подковывал, сейчас их не больше 70. Содержать лошадей тяжело. Тут все однозначно: либо ее надо содержать очень хорошо, либо вообще не заводить. И кузнечное дело будет жить столько, сколько будут лошади, - сказал в заключение Рамин Гусейнов.

На прощание Рамин высказался в защиту своей профессии:  

- За всю историю были разные тенденции: от серебряных и золотых подков до современных - пластиковых. Но попытки доверить заводской штамповке изготовление  «обуви» для лошади пока малоуспешны. Только ручной труд кузнецов, их искренняя забота пойдут на пользу животным.

 

 

Экономика
Новости