Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Вывод российских миротворцев еще больше углубит союзнические отношения Баку и Москвы
Поэтапный официально подтвержденный вывод российского миротворческого контингента из Карабахского региона Азербайджана закономерен по ряду причин, главная из которых - доверительные отношения президентов двух союзных государств: Ильхама Алиева и Владимира Путина.
Широкая общественность впервые узнала о замене российских миротворцев на посты азербайджанских нарядов полиции после того, как военная техника выехала из окрестностей древнего албанского, со временем присвоенного армянами монастырского комплекса Худавенг, что в освобожденном Кяльбаджарском районе. Затем ряд российских и армянских СМИ подали видеоряд с обзором того, как эшелонированный вывод контингента осуществляется через территорию Дагестана.
Госдеп США, как всегда, одним из первых дал свою неадекватную «оценку» произошедшему, даже не попытавшись увязать факт с объективным процессом и голословно заявив, что «Россия - ненадежный союзник» (вот откуда растут ноги аналогичных инсинуаций официального Иревана). Понятно, что в Вашингтоне взыграла ревность - как, мол, так, почему трехстороннее Заявление о прекращении огня от 10 ноября 2020 года, Пражское коммюнике от 6 октября 2022 года и ряд иных соглашений по урегулированию армяно-азербайджанского трека подписаны не при его участии?
Видимо, заокеанскую державу не устраивает и тот факт, что никто из президентов: ни Ильхам Алиев, ни Владимир Путин не посоветовались с администрацией Белого дома перед тем, как согласовать досрочный вывод миротворческого контингента из Азербайджана.
Отсюда и пренебрежительный тон, и даже стилистика, которой придерживался представитель заокеанского Госдепартамента Ведант Патель, позволив себе к тому же и неуважение к территориальной целостности и суверенитету нашей страны. «Мы не были участниками трехсторонних переговоров, которые положили конец боевым действиям в Нагорном Карабахе в 2020 году, и разместили российские войска в этом регионе. Мы не видели ничего, указывающего вклад российских военных в более мирный и стабильный регион Южного Кавказа, и события в Нагорном Карабахе минувшей осенью показательны в этом плане. Это еще один пример того, что Россия не является надежным союзником или партнером», - сказал чиновник, лицемерно добавив при этом, что, мол, США решительно поддерживают усилия Армении и Азербайджана по достижению прочного и достойного мира и готовы и впредь содействовать процессу регионального развития.
Видите, как неловко получается: то ответственный чиновник Госдепа Джеймс О'Брайен в ноябре 2023 года грозился, что отношения с Баку после антитеррористической операции 19-20 сентября «не будут нормальными, пока мы не увидим прогресс в мирных переговорах, после чего по просьбе госсекретаря Энтони Блинкена прилетал к нам извиняться, то Патель считает «неправильным» искоренение сепаратизма. Ну, раз этот американец с индусскими корнями так думает, мы можем напомнить ему про самоопределение штата Техас, который до конца воевал против Вашингтона во время гражданской войны 1861-1865 годов, да и сегодня агентства заманивают туристов в Хьюстон, Сан-Антонио, Остин и Даллас лозунгами типа «Вы попадете в совсем другую страну».
Кстати, там есть и «Техасское национальное движение», главной целью которого является достижение не только культурной и экономической, но и политической независимости штата. На сайте их губернатора недавно была даже опубликована петиция по этому поводу, но она собрала «лишь» 125 тыс. подписей, а местные социологические опросы свидетельствуют, что «только» 31,4% населения в 30 млн человек готово сегодня к отделению от США. И эта тенденция будет только нарастать ввиду огромного притока нелегальных испаноязычных мигрантов из соседних стран, чья рождаемость к тому же вдвое превышает местные величины.
Но это так, к слову - у азербайджанцев есть немало мудрых пословиц, одна из которых звучит так: «Не стучи в мою деревянную дверцу и не услышишь грохот своих железных ворот».
Возвращаясь к сказанному, еще раз отмечу, что американцам не нравится, когда Баку и Москва решают вопрос с досрочным выводом миротворцев тихо, мирно и главное - келейно. Впрочем, оно и понятно - Вашингтону, долгое время создававшему «ось зла», «оплот тирании» и «ярые антиамериканские режимы» из целого ряда государств, удалось-таки в 2014 году найти «основного врага» в лице Кремля, а потому ему, конечно же, очень хочется, чтобы отношения Азербайджана и России на этой почве испортились, а на южных границах соседей появился «второй фронт». Но этого не случилось, как не случилось и заступничества Москвы, когда она не вмешалась в точечную антитеррористическую операцию 19-20 сентября минувшего года.
Причин провала заокеанских ожиданий несколько, но главная заключается в том, что «специалисты» Госдепа и местных исследовательских институтов считают себя единственными «асами» политических технологий, могущих применять любые инструменты воздействия, в том числе на межгосударственные отношения. На самом деле, если всмотреться глубже, их ходы вполне прогнозируемые, потому как зачастую запоздалые.
Так, в прошлом году лицемерную политику США в отношении нашей страны показала тактическая задержка реакции Госдепа на так называемые «президентские выборы» ныне канувшего в Лету сепаратистского режима в Карабахе. В то время, как большинство стран мира и международных организаций, включая ООН, уже 9 сентября оперативно заявили о непризнании незаконного режима и «выборов» в Ханкенди, Вашингтон «в мантии судьи удалился на совещание, и только после недельной паузы официальный представитель Госдепа Мэтью Миллер сообщил на брифинге о непризнании, но тут же оговорился, напомнив менторским тоном о «необходимости немедленного открытия лачинского и агдамского маршрутов для обеспечения гуманитарных поставок армянам Нагорного Карабаха».
Хорошо, что там не удосужились назвать регион независимого Азербайджана «арцахом», но это их проблемы - мы ведь видим двойные стандарты в целом коллективного Запада, который даже на муниципальном уровне, начиная с февраля 1988 года и до сих пор, ни разу не осудил зверства в рамках политики этнических чисток, учиненные армянами сначала на территории современной Армении, а затем и в сотнях населенных пунктов Карабаха и Восточного Зангезура. Более того, в октябре 1992 года Сенат США принял 907-ю поправку, введя санкции на поставку военной помощи не против агрессора, оккупировавшего наши территории, а против пострадавшего Азербайджана, потерявшего пятую часть своих законных территорий.
Да и сейчас «эпопея непризнания» территориальной целостности Азербайджана продолжается символическими приемами. Так, посол США в Азербайджане Марк Либби до сих пор не посетил ни Шушу, ни Ханкенди. Неужели в Госдепе все еще придерживаются мнения, что гнойник сепаратизма необходим в качестве надежного инструмента воздействия на официальный Баку, а поставки вооружений в соседнюю Армению помогут уравновесить региональный расклад сил? Неужели там полагают, что они, как им кажется, могут «укачивать человечество в колыбели демократии», имея национальные интересы от Северного до Южного полюса, а азербайджанцы должны смотреть в рот «гегемонам»? Американцы, конечно же, молодцы, что считают себя «круче всех», однако они ошибочно полагают, что создан однополярный мир, а Вашингтон вращает планету по своему усмотрению.
Президент Ильхам Алиев в обращении к народу 20 сентября прошлого года четко заявил: «Я уверен, что новые реалии в регионе неизбежны: гнойник сепаратизма прекратил существование, а граждане Азербайджана, в том числе карабахские армяне, бывшие заложниками националистов и военных преступников, могут вздохнуть свободно. У нас изначально нет проблем с армянским народом - несмотря на всю несправедливость и все преступления, совершенные криминальным армянским режимом, мы никогда не обвиняли армянский народ ни в Ходжалинском геноциде, ни в разрушении наших сел и городов, в варварском вскрытии и разграблении могил. Мы обвиняем и справедливо привлекаем к уголовной ответственности лидеров и наиболее кровожадные элементы преступного режима. Мы намерены донести до армян Карабаха наши взгляды и видение будущего сосуществования: все их конституционные права - образовательные, культурные, религиозные, муниципальные и прочие будут обеспечены, как это практикуется во всех других местах компактного проживания этнических меньшинств. Наше главное достояние в том, что Азербайджан, не подверженный сегрегации, - многонациональное, многоконфессиональное государство, и это наш образ жизни».
Президент Ильхам Алиев совершенно искренен, и его заверения исходят не из дипломатической и геополитической целесообразности, а из чисто прагматического расчета. Во-первых, надо эту категорию людей вернуть к реальности, в которой жило старшее поколение, не подверженное влиянию цехакрона, «доказывающего» «генетическую несовместимость» армян и турок, - ведь в советское время были смешанные классы в школах, интернациональные производственные отношения, даже смешанные семьи, то есть налицо была полная интеграция карабахских армян в азербайджанское общество.
Установление прямого диалога с ними важно еще и в целях психотерапии - потому, что карабахские армяне должны освободиться от ежедневных потрясений 35 лет фактической жизни в заложниках у преступной группировки, распоряжавшейся судьбами населения по своему усмотрению, а еще есть одна истина, что все бытовое познается в сравнении, - то есть, люди должны увидеть своими глазами разницу между жизнью в Армении и Азербайджане и сделать осознанный выбор в пользу торжества интернациональной идеи.
Пока что, к сожалению, карабахские армяне напуганы западными кураторами, пророчащими им «месть» и «ответную этническую чистку» со стороны официального Баку, а потому предпочли уехать из Карабахского региона с перспективой хотя бы частичного возвращения. А раз уж дело обернулось подобным образом, следовательно, и российские миротворцы выполнили миссию размежевания противостоящих друг другу общин. И если давать объективную оценку, то в целом деятельность РМК носила конструктивный характер, хотя временами возникали серьезные проблемы, связанные, к примеру, с содействием провоза вооружения и вывоза руды природных ископаемых. Кроме того, на примере Валери Пекрес, Рубена Варданяна и некоторых других, после войны побывавших в регионе без уведомления МИД нашей страны, констатируем, что миротворцы временами закрывали глаза на то, что на территорию суверенного государства проникали, мягко говоря, нежелательные лица. Естественно, подобные действия вызывали справедливые нарекания официального Баку, которые в конструктивном ключе обсуждались с руководством как самих миротворцев, Минобороны, МИД РФ и Кремля.
С другой стороны, нужно признать, что в принципе деятельность контингента вписывалась в рамки трехсторонних договоренностей от 10 ноября 2020 года. Так, во время сентябрьской антитеррористической точечной операции прошлого года именно российские миротворцы обеспечили максимальную безопасность карабахских армян, не только оградив от нападок вооруженных бандформирований сепаратистского режима, но и обеспечив их запасами питьевой воды и продовольствия. Потому сами жители региона признавались, что все обошлось без эксцессов. И это, пожалуй, единственный случай на постсоветском пространстве, где коренное население довольно контингентом РМК.
В условиях переформатирования миропорядка по большому счету та или иная миротворческая миссия свою эффективность в рамках устава не подтвердила - ни по линии ООН, ни по линии ОБСЕ. Вполне возможно, условные «голубые каски» способствовали консервации конфликта, но никак не его решению, иногда превращаясь в «голубые береты». И это еще одно доказательство того, что международные механизмы по урегулированию конфликтов очень слабы и неэффективны. Возьмем, к примеру, не только «умершую» Минскую группу, но и ОБСЕ в целом, которая себя абсолютно дискредитировала по всем параметрам. Данная организация превратилась в рудимент прошлой эпохи, поскольку даже частично не решен ни один конфликт в странах «от Ванкувера до Владивостока».
После прошлогодней антитеррористической операции в регионе Южного Кавказа сложилась новая геополитическая реальность, включая вербальное признание армянским правительством Карабаха под юрисдикцией официального Баку, - кроме как отказом Никола Пашиняна в финансировании ничем не объяснить указ «президента НКР» Самвела Шахраманяна об упразднении «ветвей власти» с 1 января этого года. Но глубинная причина в том, что азербайджанские солдаты и офицеры, которые навели порядок в течение суток, в том числе и в Ханкенди, дали понять врагу, что изменилась вся геополитическая картина. Эту реальность понимает и руководство России, включая Владимира Путина, для которого слово Президента Ильхама Алиева дороже любого документа с сургучной печатью.
Так что функции российских миротворцев исчерпаны окончательно, и вряд ли в сложившихся условиях углубления двусторонних союзнических отношений между Баку и Москвой они намерены возвратиться обратно. Словом, страница даже гипотетического сепаратизма в Азербайджане перевернута окончательно.