Когда берега объединяют народы

Политика
21 Май 2024
10:26
673
Когда берега объединяют народы

Пограничные плотины послужат региональному развитию

Ввод в строй гидроузлов и гидроэлектростанций «Худаферин» и «Гыз Галасы» на реке Араз с участием президентов Азербайджана и Ирана Ильхама Алиева и Сейеда Ибрахима Раиси стал очередным доказательством тезиса главы государства о том, что государственные границы должны не разъединять, а объединять соседние народы. 

Если нарисовать политико-географическую карту мира, увидим, что очень часто для удобства и компромисса естественные государственные границы проходят по линии рек. Но редко когда берега объединяют народы - вспомним важнейшую для всех азербайджанцев мира дату 31 декабря 1989 года, когда даже те, кому не довелось быть свидетелем символического прорыва рубежей между СССР и Ираном (читай между Северным и Южным Азербайджаном), представляли, как это значимо для будущих поколений - воссоединение наших соотечественников на обоих берегах Араза. 

Сегодня, спустя почти 35 лет, произошло еще одно главное событие, в результате которого берега Араза вновь сомкнулись - на этот раз по инициативе не снизу, а сверху. Президент Ильхам Алиев, делясь впечатлениями от реализации долгожданного пограничного проекта, сказал: «Сегодняшняя церемония - не просто очередное проявление крепкой ирано-­азербайджанской дружбы, а историческое событие, ставшее возможным благодаря глубоким историческим корням и прочному фундаменту межгосударственных отношений. Чувства взаимного уважения, взаимопонимания и поддержки проявляются сегодня в реализации масштабного проекта, который повлияет также на совместные будущие планы, что еще раз показывает - нас не разъединяет, а объединяет граница дружбы и братства. Мы поддерживаем друг друга и впредь будем делать это как во всех международных организациях, так и на двустороннем треке, где особую роль играют транспортные проекты. Создание и модернизация современной железнодорожной инфраструктуры на территории, в том числе Азербайджана и Ирана, превратят коридор Север-Юг в важнейшую транспортную артерию мира. Значительный рост грузоперевозок на данном направлении - только начало, так как после полного ввода в эксплуатацию железной дороги эти цифры вырастут в разы». 
Отличительная черта выдержки главы государства даже при общении с «вечными» оппонентами заключается в уверенности в победе конструктивного диалога над нудным злобным монологом. 
Впрочем, страхи официального Тегерана перед независимостью Баку исторически обоснованы, так как там до сих пор опасаются, что Конституция нашей страны, где религия отделена от государства, а самостоятельное светское демократическое развитие считается краеугольным камнем, может оказать влияние на десятки миллионов иранских азербайджанцев, пробудив в них «стремление к сепаратизму и неприятие исламского режима». Однако с течением времени руководство теократического режима осознало необходимость сближения с Азербайджаном и пересмотра приоритетов, и это касается не только устойчивой наблюдательной миссии Евросоюза в Армении, а также, пусть даже символического, американского присутствия там, но и других планов создания очагов риска по периметру Ирана. 
Вспомним, как еще до войны в Украине не только близ его южных границ, но и внутри страны была актуальна проблема формирования новых искусственных рубежей: это и большой Ближний Восток после «арабской весны», и «великий Курдистан», якобы создаваемый за счет земель Сирии, Ирака, Турции и Ирана, и так называемое «исламское государство» с самопровозглашенным суннитским «халифатом», острие которого направлено против шиитов, и «независимый Белуджистан» на юге Ирана и прочие проекты коллективного Запада. Азербайджан, как показало время, ни разу не принимал участие и тем более не поддерживал геополитические преступные начинания, осознавая высочайшую степень рисков ситуации сложного 
межрегионального транзита, затрагивающего в том числе экономическую, общественно-политическую, правовую и социальную сферы. 
Общепризнанный остров стабильности, коим является Страна огней, не заинтересован в межгосударственных конфликтах по целому ряду причин, но еще и потому, что они возрождают подзабытые этнические и конфессиональные противоречия, поощряя сепаратизм, с которым покончено в сентябре прошлого года и который несет террористические и военные угрозы, а также неминуемый рост преступности на бытовой почве. 
Сегодня на планете насчитывается более 30 горячих точек, где тлеют или даже пламенеют вооруженные конфликты. Временами некоторые из них утихают, но затем могут вспыхнуть вновь, вовлекая в огонь все новые и новые территории. До недавнего времени одной из таких взрывоопасных точек являлась пятая часть территорий суверенного Азербайджана, причем официальному Парижу с Вашингтоном очень хотелось, чтобы вечным был конфликт, представлявший собой конгломерат противоречий, порожденных историческими, этническими, религиозными, но самое главное - геополитическими причинами. Президент Ильхам Алиев решительными, профессионально выверенными дипломатическими, затем военно-политическими, а теперь еще и межгосударственными экономическими движениями «вынул чеку» из «мины замедленного действия», результатом чего стала сдача в эксплуатацию гидроузлов «Худаферин» вместимостью 1,6 млрд кубометров и «Гыз Галасы» (56,8 млн кубометров) на реке Араз, а также гидроэлектростанции суммарной мощностью 140 МВт для каждой стороны, что послужит интересам обеих стран на паритетной основе. 
Все это стало возможным благодаря новым реалиям, созданным в результате порой «силового взаимопонимания». Президент Ильхам Алиев во время встречи с Президентом Исламской Республики Иран Сейедом Ибрахимом Раиси с участием делегаций высоко оценил последние действия официального Тегерана, направленные на обеспечение мира, стабильности и безопасности в регионе. «Мы приветствуем поддержку Ирана в этом вопросе, так как поступательное развитие должно обеспечиваться волей всех народов, проживающих в соседних странах. Вмешательство нерегиональных государств в наши дела неприемлемо - мы строим отношения со всеми партнерами на основе взаимного уважения, невмешательства в дела друг друга и взаимной выгоды. И если какая-то отдаленная столица хочет добиться чего-то на Южном Кавказе, пусть общается с нами напрямую, а не демонстрирует неуместное вмешательство посредством той же Армении, так как региональные вопросы должны решаться при непосредственном участии и волей всех стран региона. Государства региона в основном сильны и способны проводить независимую политику, на которую не способна повлиять никакая сторонняя сила. Надеюсь, что и Армения, предпочтя конструктивные шаги в будущем, не навредит общему процессу, а внесет вклад в региональное сотрудничество», - четко подметил глава государства. 
Излишне напоминать о несколько подзабытом бурном политическом и историческом прошлом двусторонних межгосударственных отношений, поскольку они перестали быть актуальными в нынешний период активной трансформации регионально-­экономической политики, когда Баку и Тегеран постепенно отдаляются от фазы кризиса, вызванного атакой на посольство нашей страны, пытаясь сблизить позиции, в первую очередь в силу существующих экономических интересов. Это естественно, так как в основе государственной политики двух стран после успешного завершения точечной антитеррористической операции 19-20 сентября прошлого года находится фактор взаимной выгоды и невмешательства. 
Иными словами, период сверки часов между столицами остался позади. Это подтвердили в том числе недавние высказывания главы государства о том, что двусторонние отношения не могут быть омрачены никакими действиями со стороны. 
Действительно, если посмотреть на связи Ирана и Азербайджана, можно заметить положительный рост, особенно в экономическом сотрудничестве двух стран. К тому же освобождение оккупированных территорий в Карабахском и Восточно-Зангезурском регионах расширило горизонт экономического сотрудничества между странами и создало благоприятные условия для реализации ряда отложенных проектов. А если к этому прибавить статистические данные за прошлый год (календарный цикл в соседней стране начинается 21 марта), то, например, обмен ненефтяными продуктами только по железной дороге увеличился за это время на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Коротко в цифрах это выглядит так: на Астаринском пограничном терминале между двумя странами было обменено около 498 тыс. тонн товаров: экспорт отечественной продукции по стальным магистралям составил 152, 27 тыс. тонн (+63% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года), в основном это древесина, химикаты, пиломатериалы, зерно, минеральные удобрения и т.д. Импорт же составил более 136 тыс. тонн товаров, где приоритетным направлением был цемент, керамическая плитка, пряности и продукты питания. 
А встречи руководства двух стран, особенно на границе, причем на освобожденных от оккупации территориях нашей страны и вовсе подчеркивают нарастающий интерес иранской стороны к возрождению Карабаха и в целом к процессам, происходящим в регионе по итогам Отечественной войны 2020 года. Это несомненно приветствуется в азербайджанском обществе и, как следствие, повышает градус доверия официального Баку к Тегерану, который, как известно, значительно снизился на фоне разногласий, спровоцированных иранской стороной буквально на ранней стадии постконфликтного периода. В свою очередь Азербайджан, который всегда отличался своей взвешенной и сбалансированной политикой, продемонстрировал тогда политическую мудрость и не пошел на открытую конфронтацию с когда-то заряженным на теократическую воинственность Ираном, на что серьезно рассчитывали в соседней Армении. Но в Иреване просчитались, не приняв во внимание значимость сразу нескольких факторов, включая создание свободной экономической зоны и совместного промышленного парка в Ардебиле, а также первой свободной экономической зоны в поселке Алят, что на берегу Каспия, что станет интересным опытом в развитии приграничного сотрудничества. 
Что касается восстановления гидроэлектростанции и гидроузлов «Худаферин» и «Гыз Галасы» на реке Араз, до оккупации территорий они частично были в совместном пользовании, но затем проект был «задвинут» до лучших времен. Личное участие Президента Ильхама Алиева в церемонии введения объектов в строй означает важность увеличения производства электроэнергии, так как 140 МВт - существенная мощность, которая необходима для обеспечения электроэнергией возрождаемых территорий Карабаха, на которых ведутся и будут еще долгие годы вестись восстановительные работы. Кроме того, обе страны активно сотрудничают в обмене электроэнергией по линии электропередачи Имишли-Парсабад с намерением увеличить его до 800 МВт в час. 
Иран также строит в городе Астара, что на нашей территории, мощную тепловую электростанцию, продукция которой будет поступать как непосредственно по ту сторону границы, так и экспортироваться в третьи страны. 
Азербайджан и Иран намерены развивать сотрудничество в сфере электроэнергетики и с другим своим важным соседом - Россией. На данном этапе завершено технико-экономическое обоснование проекта создания энергетического моста между тремя дружественными государствами. А это значит, что, несмотря на некоторые шероховатости, включая санкции, коронавирусную пандемию с продолжающейся блокировкой наземного автомобильного транспорта, экономическое межрегиональное сотрудничество, в том числе между Азербайджаном и Ираном нарастает из года в год. И вне зависимости от того, кто станет следующим главой государства в результате внеочередных президентских выборов, приоритетом во внешнеэкономическом сотрудничестве Тегерана останется в том числе углубление партнерства с Баку. 

 

Экономика
Новости