Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Назидание, скрытое под пышным музыкально-хореографическим покрывалом
«Музыка «Семи красавиц» - подлинно симфоническая музыка, обладающая масштабностью, широким дыханием. Почти весь балет воспринимается как цельное, непрерывно развивающееся и нарастающее музыкальное действие».
Дм.ШОСТАКОВИЧ
В Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета прошел очередной показ спектакля «Семь красавиц» по мотивам произведения Низами Гянджеви на музыку Кара Караева. Бессмертные образы великого поэта ожили в мелодике выдающегося композитора.
Философские воззрения мастера эпохи Восточного Ренессанса, положенные в основу известной «Хамсэ» («Пятерицы»), служат генератором неисчерпаемых идей для последующих поколений. «Поэтический гений Низами - неиссякаемый источник вдохновения для творчества. Трудно найти другую область искусства, которая бы так органически сочеталась с произведениями Низами, как музыка», - писал Кара Караев.
Сочетание яркого музыкального видения композитора с насыщенной высокой мыслью поэта, обрамленное изяществом классического балетного искусства, породило гениальное творение. Балет - хореография, погруженная в глубины актерского мастерства. Он восхищает каждого зрителя. Как отмечала музыковед Светлана Катонова: «Красочная музыка танцев ошеломляет разнообразием причудливой мелодики, метроритмической гибкостью и богатством гармонического языка; в ней отражены тончайшие нюансы лирических чувств - от томления, неги, кокетливой игры до бушующей страсти и торжествующей любви. Особенно следует отметить синтез танцевального симфонизма с разнообразными формами азербайджанского фольклора, что придало партитуре черты неповторимой самобытности».
Дирижер спектакля - главный дирижер и музыкальный руководитель Оперного театра Эйюб Гулиев. Главные партии в спектакле, «пышущем воистину восточным великолепием, сверкающем цветистыми и сочными красками», исполнили яркие представители балетного искусства - заслуженная артистка Нигяр Ибрагимова (Прекраснейшая) и Анар Микаилов (Бахрам шах). В создании пленяющего взоры действа приняли участие Лейла Наримнидзе (Византийская красавица), Эльмира Сулейманова (Славянская красавица), Лия Прага (Индийская красавица), Самира Мамедова (Магрибская красавица), Юлия Ферштандт (Китайская красавица), Нигяр Алиева (Хорезмская красавица), Самир Самедов (Самандар) и др.
В завершение чудесного вечера нам удалось побеседовать с артистами, в очередной раз проявившими высочайший уровень мастерства и бесконечную веру в торжество прекрасного. На наши вопросы ответили ведущие солисты Театра оперы и балета, заслуженные артисты Нигяр Ибрагимова и Анар Микаилов.
- Нигяр ханым, вы - исполнительница главной роли в легендарном балете, а до этого вам довелось воплотить образ Индийской красавицы. Что является самым интересным в хореографии и что, по-вашему, оказывает значительное влияние на раскрытие образа главной красавицы?
- Музыка гениального азербайджанского композитора Кара Караева глубока и многогранна, а балет «Семь красавиц» является одним из основных спектаклей, украшающих репертуар нашего театра. Я вдохновляюсь гармонией музыкального и драматического начала спектаклей. Богатое музыкальное оформление позволяет черпать из повествуемой истории определенные чувства и эмоции, которые я стараюсь передать зрителям.
На протяжении долгих лет этот спектакль представал взорам зрителей в совершенно разных постановках. Новая версия была поставлена в год 90-летия Кара Караева, в 2008 году. Для воплощения интересного замысла, связанного с новым оформлением спектакля, в Баку был приглашен известный российский балетмейстер Василий Медведев. Помимо хореографии, правки были внесены и в либретто, гармонично адаптированное для восприятия современных зрителей. Впервые оказавшись частью этого балета, я предстала вниманию публики в образе Индийской красавицы и долгие годы исполняла эту партию. Однако по прошествии времени мне дали прекрасную возможность воплотить образ главной героини. Это достаточно светлый образ, сочетающий в себе множество качеств, которые Бахрам шах не может найти в других красавицах. В ней заключен комплекс особенностей, соответствующих идеалу правителя. Я бы хотела, чтобы она выделялась глубиной чувств, возвышающихся над обыденностью. Если другие красавицы более приземленные, то его мечта - недосягаема, возвышенна и непоколебима.
- Насколько преобразовалась хореография спектакля с момента вашего первого в нем участия?
- В нынешней постановке мы видим светлый костюм и лицо красавицы, покрытое светлой вуалью, что формирует загадочность, свидетельствующую о недостижимости идеала, в поисках которого мечется главный герой. Безусловно, мы не позволяем себе вносить какие-то изменения в хореографию, но как артисты стараемся вносить свою внутреннюю индивидуальность, пытаясь отразить сущность героя во всем его великолепии.
- Возникают ли некие изменения вашего восприятия этой роли в зависимости от места и времени исполнения? Есть ли определенные хореографические нюансы, которые требуют тщательной проработки?
- Начнем с того, что одинаковых показов не бывает, ведь спектакль - живой организм, в целостном формировании которого принимают участие оркестр, дирижер, артисты балета, хореографы, художники по декорациям и много других творческих личностей. Многое зависит от партнера, ведь каждый передает своеобразные, свойственные лишь ему эмоции. С технической точки зрения я стараюсь с каждым разом улучшать исполнение собственной партии.
- Что значит балет «Семь красавиц» лично для вас?
- Это большая ответственность. Ведь мы создаем действо на основе хореографии Василия Медведева под музыку воистину гениального композитора. Помимо излучаемой красоты мелодий нас сопровождает ответственность и большая честь.
- Вам очень хорошо даются характерные, я бы даже сказала, однозначно отрицательные, но очень сильные и выпуклые балетные образы. Если ли мысль исполнить некую балетную сценку или несколько разных сценок с ярким и необычным сюжетом?
- Да, мне посчастливилось исполнять достаточно разноплановые образы. Наравне со столь романтичной Жизель я воплощала образ Смерти в балете «Любовь и Смерть». Мне нравится обнаруживать в себе грани, которые я могла бы никогда и не раскрыть. Каждый раз я стараюсь найти в знакомых образах и историях нечто новое, ранее не осознанное мною. Помимо этого, я всегда стремлюсь к исполнению новых партий.
- Анар муаллим, вопрос к вам: спектакль передает внутреннее состояние Бахрам шаха, изменяющееся от достаточно примитивного отношения к миру до мечтательности, постепенно переходящей в неистовые душевные метания. Как вам удается за весьма небольшой отрезок времени передать столь многогранную гамму чувств?
- Начиная молодым солистом театра, я не сразу смог понять этот образ, но, постепенно проживая свою жизнь, так сказать, становясь мудрее, совершая, как все люди, ошибки, я постепенно стал вживаться в образ Бахрам шаха, начал осознавать чувства, которые двигали моим героем, и тем самым постиг его внутреннее состояние. В этом мне помогали и репетиторы, с которыми мы работали и работаем по сей день.
- Как, по-вашему, почему балет и его тематика не устаревают, несмотря на абсолютную модернизацию подачи классического материала? Ведь если призадуматься, главный герой - эгоистичная личность, обладающая склонностями к нарциссизму, хотя антигерой - тоже герой, не так ли?
- Спектакль и его тематика именно в данной редакции, думаю, никогда не устареют, потому что люди всегда находятся в поиске чего-то нового. Что бы мы ни находили, как бы ни достигали своей цели, эгоизм есть в каждом, у кого-то он больше, у кого-то меньше, но есть, он заставляет людей не останавливаться на достигнутом, а искать совершенство во всем. И в этой интерпретации спектакля Бахрам в поиске своего идеала Любви, что очень близко мне.
- Какое влияние оказывает на процесс исполнения и выражения сложности образа многолинейность балета, обусловленная разноплановыми тематикой и направленностью сюжета, ведь в нем заключена не только линия любовная, но и в какой-то степени гражданская?
- Думаю, именно сходство с образом Бахрама на данном этапе моей жизни помогает исполнять его партию так, я надеюсь, как хочет того зритель. Что касается техники, как сольной, так и дуэтной, то со временем благодаря опытным партнершам она становится лучше от спектакля к спектаклю. Отвечая на вопрос, какое влияние оказывает процесс работы над этим спектаклем, скажу так: видимо, как и многие другие удачные представления различных образов на сцене, он оставляет след в сердце и позволяет прожить несколько часов в сказочном, а порой и в трагичном мире приключений…