«Заговоренный» Фарид

Общество
29 Октябрь 2022
12:13
955
«Заговоренный» Фарид

О том, как спезназовец «Яшмы» освобождал Шушу

Солдат сверхсрочной службы Фарид Асланов - один из героев второй Карабахской войны. Его по праву можно назвать «заговоренным», так как он неоднократно избегал смерти и исполнил мечту своего детства - принял участие в освобождении Шуши в составе сил специального назначения Министерства обороны Азербайджана - элитного спецподразделения «Яшма».

Фарид Асланов родился 8 сентября 1991 года в селе Говларсары Самухского района. Окончив 9 классов сельской школы, поступил в Гянджинский государственный региональный колледж на факультет физической культуры. Затем был призван на службу в армию. Через четыре месяца после возвращения принял решение стать солдатом сверхсрочной службы, хотя с детства мечтал о форме полицейского, чтобы защищать простых граждан, бороться с криминалом.

- Когда началась война, я служил в одной из пехотных частей Национальной армии в Дашкесанском районе, - рассказывает Фарид. - 27 сентября позвонил родителям, чтобы услышать их голос. В тот же день мы перешли в контрнаступление в направлении горы Муровдаг, что в Кяльбаджарском районе. Бой был очень тяжелый, длился почти 16 часов. Нас было 27 человек, фактически мы бились в окружении около высоты Кероглудаг. А в начале октября я принимал участие в освобождении высоты Агдаг, и здесь произошли события, которые до сих пор у меня перед глазами. В этом бою на моих глазах погиб мой боевой друг Пярвиз, он скончался у меня на руках. Он был ранен в ногу. Когда, подхватив товарища, я попытался вынести его с поля боя, снайперская пуля попала ему в голову. Я был весь в крови и находился в шоке от произошедшего. Когда пришел в себя, увидел, что нас обстреливают с высоты снайперы. Снизу было очень трудно их поразить. Пули рикошетили о камни и летели обратно в нас. Мы смогли спрятаться в укрытие и стали отстреливаться. Через какое-то время нам удалось занять позиции. Я же задержался. У меня уже заканчивались патроны, когда армяне стали преследовать меня. Я стал отползать в безопасное место и оказался у обрыва. В этот момент увидел двух армян-снайперов, которые двигались в мою сторону. И тогда я принял решение броситься вниз с обрыва. Решил - лучше погибну, но не попаду в плен. Однако Всевышний уберег меня, и я остался жив. Лишь повредил колено на левой ноге. Армяне подошли к обрыву и долго смотрели на меня сверху. Лежа неподвижно в ущелье почти 40 минут, я слышал их речь. Они решили, что я мертв, и ушли. Выждав еще какое-то время, я встал и начал пробиваться к своим. По пути увидел наших разведчиков, которые сказали, что неподалеку находятся трое раненых из нашей группы. Я поспешил к ним на помощь, по одному вынес их с поля боя и доставил в госпиталь. Через несколько дней вновь вернулся в строй и бился за высоту Омардаг. Там из 12 наших солдат в живых остались только трое. В этом бою мы уничтожили большое количество живой силы противника - около 150 человек, забросав их гранатами Ф-1 и подавив шквальным огнем. Более того, в течение двух дней мы с ребятами втроем обороняли этот стратегически важный пост, который армяне неоднократно пытались отбить. Во время этих боев мы пользовались трофейным оружием. Таковы были мои первые дни на войне. Всевышний берег меня!  

- Что же это за спецназ, который одним своим видом наводил страх на врага, и как вы оказались в отряде специального назначения «Яшма»?

- После битвы за высоту Омардаг наше подразделение из 360 человек собрали и спросили, кто хочет служить в спецназе «Яшма». В числе вызвавшихся был и я. Для прохождения специальной военной подготовки нас отправили в Шамкир, затем в Бейляган и Гадрут, который на тот момент уже был освобожден. Попасть в отряд мог любой человек, но отбор кандидатов был очень строг.  

Подготовка для ведения боев в составе «Яшмы» была очень тяжелой. Помимо боевых навыков, требовались прекрасная физическая подготовка, умение выживать в экстремальных условиях и вера в то, что не бывает безвыходных положений. Не все выдержали. Нас, добровольцев, осталось 12 человек. И вот наступил решающий момент. Пришел приказ взять Шушу. Из Гадрута, под дождем, в холод мы сделали марш-бросок на 40 км. Это был не самый длинный маршрут, но один из самых сложных. Для начала надо было взять Лачинский коридор, чтобы перекрыть противнику дорогу на Шушу. Когда в составе «Яшмы» мы дошли до Лачинского коридора, армяне открыли беспорядочный огонь, а увидев нас, бросились бежать. Они очень боялись нас! Во время стремительной атаки и взятия очень важной высоты у нас было двенадцать раненых и одна потеря. Это происходило 22-23 октября. Кругом возвышались сплошные скалы и было очень скользко. Взбирались на скалы исключительно при помощи рук и ног, цепляясь за малейшие выступы. Представьте, подъем на 20-метровую высоту занял два с половиной часа, и это происходило под шквальным огнем противника. Когда взяли высоту, потеряли одного бойца, а когда удерживали ее - некоторые стали шехидами, многие были ранены. На скалистой территории невозможно было окопаться, так что держали оборону, укрываясь за различными валунами. Всевышний опять уберег меня, но от пережитого и увиденного я потерял голос. Нас заменила другая группа. А мы отправились выполнять другой приказ - в направлении самого города Шуша. Командир предложил мне передохнуть, подлечиться, тем более что пережил большой стресс. Но я отказался, сказав, что хочу участвовать в освобождении города Шуша.  

- Меня ничто не могло остановить - ни ранение, ни страх смерти, - продолжает Фарид. - Шушу брали двумя группами - одна группа «Яшмы», специально обученная для боев в горах, при помощи канатов взбиралась по отвесной скале, чтобы попасть прямо в город. Вторая группа, в составе которой был я и еще около ста бойцов, должна была пробраться между Ханкенди и Шушой, выйти к Джыдыр дюзю и Шушинской тюрьме. Наша операция была подготовлена и проведена настолько идеально, что своим внезапным появлением мы деморализовали армян, которые ждали нас со стороны входа в Шушу у села Дашалты. Противник даже не обнаружил наших воинов. Армяне превратили Шушу в неприступную крепость, там были очень мощные фортификационные сооружения, собрано большое количество военной техники и живой силы противника. У нас же были только автоматы, пулеметы и гранаты.  

Операция началась около 6 утра 7 ноября, и в тот же день мы вошли в город. Противник был в панике. Имея большое преимущество в военной технике и живой силе, они, чувствуя свою неминуемую гибель, бежали. В это время со стороны Ханкенди нас стали обстреливать минометами и из тяжелой артиллерии, как будто с неба шел горящий дождь. Всевышний уберег меня и в этом бою! Прорвав созданные Арменией укрепления, мы закрепились на позициях при въезде в Шушу.  

Ночью, не поверите, я заснул под звуки обстрелов, около подбитого танка, настолько устал. Но уже ничего я не боялся, главное - принял участие в освобождении жемчужины Карабаха и теперь мог спокойно умереть. Около 3 часов ночи меня разбудили крики: «Победа!» Я чувствовал себя самым счастливым человеком! За эти 44 дня боев впервые позвонил домой и поделился радостью. Родители уже думали, что я погиб, и не могли нарадоваться моему звонку, плакали от счастья.

Роль спецназа в возвращении Азербайджаном территорий, находившихся на протяжении около 30 лет под армянской оккупацией, огромна. Особенно роль спецназа «Яшма», созданного вблизи населенного пункта Яшма в Азербайджане. Эти отряды стали кошмаром для армянских захватчиков благодаря своему высокому уровню подготовки и особой тактике.

Бои в Шуше отличались от боев по всем направлениям. При освобождении города большую роль сыграли специальная подготовка наших военнослужащих и их глубокая вера в победу. Город был освобожден без применения каких-либо средств высоких технологий, бойцы сражались в рукопашном бою, с применением ножей и личного оружия. Наши военнослужащие проявили храбрость в боях за Шушу, проникая в город с крутых обрывов в неожиданных для врага направлениях.

Шуша считалась неприступной крепостью и была взята без каких-либо десантников, беспилотников, высокоточных ракет и дальнобойной артиллерии. Освобождение города Шуша благодаря профессионализму нашего спецназа стало одной из самых ярких страниц военной истории.

 

Наталья БАБАЕВА,  

«Бакинский рабочий»

 

Экономика
Новости