Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Путешествие в прошлое
В Азербайджане много озер и все они по-своему уникальны. Одно из них - удивительное Бинагадинское асфальтовое озеро, которое находится в 7-ми километрах от столицы в одноименном поселке.
Добраться до него легче легкого: из центра около получаса на автобусе, следующем по маршруту №133 от станции метро «Гянджлик» каждые пять минут...
Таксист, которого я выбрала, оказался моим ровесником. Он выслушал мои пожелания (свозить к озеру и обратно), назвал сумму, мы договорились и поехали. И через пять минут уже были у озера.
Я стояла и тупо смотрела по сторонам. Пытаясь понять, что тут не так.
Маленькое живописное озеро на окраине поселка. На одном берегу работает нефтяная качалка, на другом - несколько рыбаков с удочками. Ага, с удочками. Я резко поворачиваюсь к водителю, который с чувством выполненного долга вышел из машины покурить: «Уважаемый, но мне нужно АСФАЛЬТОВОЕ озеро!».
Таксист сильно озадачен. Он не знает никакого асфальтового озера. Ну кировое. И кирового не знает. И битумного. Есть еще одно озеро - розовое, говорит он. Там соль добывают. Розовое тоже хорошо, но это соленое озеро Масазыр. А мне нужно все-таки месторождение природного асфальта. Таксист звонит кому-то и качает головой. Никто не знает здесь такого, - говорит он.
Ну мы же не сами придумали, что Абшеронский полуостров богат запасами нефти. Что эта нефть иногда вытекала на поверхность, образуя смоляные ямы. Что на территории современного поселка Бинагади некогда плескалось черное озеро, блеск его зеркальной поверхности привлекал животных и птиц, которые приходили и прилетали сюда в поисках воды и погибали, увязнув в битуме. Что в 1982 году решением Совета Министров Азербайджанской ССР Бинагадинский природный памятник флоры и фауны четвертичного периода был объявлен государственным природным памятником, а в 1998-м стал кандидатом на включение в Список всемирного наследия UNESCO.
Таксист еще раз позвонил. Он был сконфужен: ведь он живет в Бинагади, а я рассказываю ему вещи, о которых он не имеет никакого понятия. В общем, асфальтовое озеро мы так и не нашли. Дружески распрощавшись, возвращаюсь в Баку...
Орешек знаний тверд, но все же я не привыкла отступать. Немного погуглив и подумав, решила зайти с другого конца. А именно с Музея естественной истории имени Гасан-бека Зардаби, где хранятся окаменелости, найденные в Бинагадинском асфальтовом озере. Адрес музея мне известен - он расположен на улице Лермонтова, 3. Почему-то я была уверена, что Музей естественной истории имени Гасан-бека Зардаби должен быть масштабным сооружением. Никак не меньшим, чем, скажем, Музей ковра на Приморском бульваре. Поэтому смело двинулась по улице Лермонтова и прошла ее до конца.
Наконец нахожу дом под №3. Это многоквартирный жилой дом, обсаженный кустарником. И ничего похожего на музей. Ни таблички, ни указателя. Подхожу вплотную, намереваясь исследовать здание по периметру. Может, есть какая-то потайная дверь, которую не видно с улицы? И тут замечаю в окне первого этажа… скелет. Наконец увидела и скромную табличку на стене (с улицы ее не видно), и дверь. Оказывается, музей расположен на первом этаже пятиэтажного дома.
Музей по нынешним меркам довольно скромный. Но хранящаяся в нем коллекция переносит человека в совершенно иной мир. Правда, тут не показывают 3D-фильмы и нет никакого интерактива, здесь нельзя нажать зеленую кнопочку, чтобы чучело пингвина задвигалось, а чучело оленя повернуло свою рогатую голову. Нельзя даже сфоткаться в челюсти кита, потому что нет тут челюсти кита и места для нее нет. Да и вместо милой девушки-экскурсовода я пообщалась с Таиром Ильясовым, работником музея, который любезно согласился провести небольшую экскурсию. У него очень редкая профессия. Он - таксидермист (чучельник). Я не стала изображать из себя юного натуралиста и сразу сообщила ему, что так, мол, и так, ездила в Бинагади и никакого асфальтового озера не нашла. «Конечно, - сказал Таир Ильясов. - Там забор, закрыто. Но один из наших сотрудников живет там неподалеку, у него ключи. Если вы хотите, я дам номер телефона, он придет и откроет. А забор вокруг озера поставили, чтобы сберечь хотя бы часть территории, потому что до того, как поставили забор, местные жители всячески захламляли участок».
Так вот почему я ничего не увидела.
Музей интересный, и я совершенно не пожалела, что приехала сюда. В нем два отдела - геологический и зоологический. Сначала мы прошли в геологический отдел, где размещены образцы рудных и нерудных полезных ископаемых, минералы и горные породы Азербайджана. Среди них можно встретить кобальт, гипс, кварц, пирит, барит, молибден, кальцит и другие минералы. В витринах выставлены строительные материалы: мрамор, доломит, мергель. Это одна половина.
Второй - отдел зоологии: скелеты и чучела позвоночных, в том числе внесенных в Красную книгу, а также большое собрание беспозвоночных, иглокожих, кишечнополостных, членистоногих и прочих. Палеонтологические находки: здесь есть кости и зубы ихтиозавра, останки древних хоботных, когда-то живших на территории Азербайджана. И, конечно, находки из Бинагади. Шикарный скелет бинагадинского шерстистого носорога - темный, пропитавшийся нефтью, который топтал бинагадинскую саванну много тысячелетий назад. И его можно потрогать. Я, например, потрогала его… плечом, когда пыталась рассмотреть висящую на стене картину. Ночной пейзаж: черное озеро, светит луна… Эту картину нарисовал палеонтолог Владимир Богачев, один из исследователей Бинагадинского могильника.
Здесь были найдены, описаны и классифицированы останки более 50 тысяч животных, в том числе довольно крупных: пещерного льва, волка, гигантских оленей, пещерных медведей, барсука, гиены, лошади, осла, а также множество скелетов уникальных носорогов и других видов животных, нигде доселе не встречавшихся и получивших название бинагадинских. Из птиц - скелеты крякв, гусей, лебедей, пеликанов, беркутов, коршунов, филинов, ястребов и др. Много всяких насекомых и беспозвоночных. Говорят, можно воткнуть в землю лопату и обнаружить кости животных.
До Богачева считалось, что массовая гибель животных вызвана «неизвестными катастрофическими условиями окружающей среды». А Богачев объяснил: Бинагадинское озеро образовалось в последнюю ледниковую эпоху (примерно 100 тыс. лет назад) в результате обмеления Каспия и первоначально было соленым, постепенно опресняясь и заполняясь дождевой водой. Климат был засушливым, звери шли к озеру на водопой, но топкий берег был покрыт слоем нефти. Пытаясь добраться до чистой воды, животные вязли в нефтяной жиже. Трупы разлагались, привлекали гиен и шакалов, а также хищных птиц, многие из которых также погибали в битуме. Крупные копытные и носороги тоже топтались тут своими ножищами (это, кстати, объясняет, почему кости и фрагменты костей обнаруживались в беспорядке).
Среди растительных остатков можно выделить куски древесины, стебли, побеги, плоды, корни, корневища и т.д. Результаты изучения этого растительного покрова свидетельствуют о том, что климат Абшерона в эпоху образования Бинагадинского озера был более влажным и холодным, чем в настоящее время.
Обо всем этом я узнала в Музее естественной истории имени Гасан-бека Зардаби. Пойдите туда, не пожалеете! Вход бесплатный!