Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Древнее искусство мастеров шебеке живет в Шеки
Когда речь заходит о Шеки, первая возникающая ассоциация - шебеке. Это совершенно фантастическое направление искусства представляет собой «сетку» узоров, составленных из цветных стекол и деревянных брусков. При создании шебеке не используются гвозди или другие склеивающие вещества. И в этом его главная особенность.
Если обратимся к истории, то узнаем, что искусство шебеке появилось в азербайджанской архитектуре в IX-XII веках. Самые ранние шебеке - тогда их делали еще из камня - найдены азербайджанскими археологами; ажурные каменные решетки были во дворцах и простых жилых домах, банях и мечетях. В то время людей, достигших вершин мастерства, создававших собственный рисунок узоров, смысл которых был скрыт от непосвященных, стали почтительно называть уста. Сегодня традиции шебеке бережно сохраняются потомками этих мастеров, а секреты создания передаются из поколения в поколение.
Одной из таких династий мастеров шебеке является знаменитая на весь Азербайджан семья Расуловых, которая занимается этим ремеслом уже в пятом поколении. Сегодня в известной на весь город мастерской работает практически без выходных уста Тофик Расулов, отец которого - уста Ашраф, прежде чем сделать первую работу, пять лет изучал искусство шебеке. Он был руководителем современной школы шебеке, в 1959 году ему поручили реставрацию витражей Дворца шекинских ханов. Этот архитектурный памятник, построенный в 1797 году, известен своими расписными стенами и ажурными окнами. Здесь каждый квадратный метр окон состоит от 5 до 14 тысяч соединенных друг с другом цветных стекол и деревянных деталей.
На сегодняшний день Тофик Расулов - ведущий мастер, лауреат множества международных конкурсов. Он принимал непосредственное участие в реставрации Дворца шекинских ханов (2004), дома Шекихановых, мечетей Шаха Аббаса в Гяндже и Имамзаде в Барде, а также в мечетях и святилищах в различных регионах страны. В настоящее время его сыновья с большой любовью хранят это искусство. По линии Министерства культуры мастер участвует в различных мероприятиях, организуемых в стране, проводит выставки. Его работы экспонировались на выставках в Саудовской Аравии, ОАЭ, Франции и Англии.
Найти мастерскую Тофика Расулова совсем несложно: мастера знают и уважают в Шеки, прохожие покажут к нему дорогу, а гости могут зайти посмотреть красочные работы, поговорить о шебеке. Двери мастерской открыты для всех и здесь можно понаблюдать за работой именитого мастера и его учеников.
- Азы искусства шебеке я постигал с 12-13 лет. Этому искусству меня научил отец Ашраф Расулов, а учителем его был мой дед Ягуб. Когда отец впервые привел меня в мастерскую, я решил, что это мое искусство, это моя жизнь. Сразу после окончания школы стал работать с отцом в мастерской. А в 1978 году уже работал самостоятельно. И вот уже более 40 лет я тружусь здесь. Оба моих сына продолжают нашу семейную традицию. В моей мастерской работают несколько учеников. Чтобы стать хорошим мастером шебеке, надо любить это дело, обладать недюжинной фантазией, знаниями и терпением. Ведь чтобы собрать квадратный метр витража, требуются шесть месяцев. А если ошибешься хотя бы на миллиметр - ничего не получится. Например, при реставрации Ханского дворца мы использовали пинцеты, а весь процесс в итоге занял два года.
Искусство шебеке является национальным достоянием страны, и мастер уверен, что двери и окна в азербайджанских домах всегда будут украшены играющими всеми цветами радуги старинными шебеке.
- Как рождается шебеке? - делится с нами мастер. - Это очень трудоемкий и долгий процесс. И только самый терпеливый профессионал способен довести свою работу до конца. Ведь к каждому новому узору нужен новый подход, а сколько шебеке - столько и узоров. В одном только Ханском дворце их шестнадцать видов. Когда задумываешь новую работу, все приходится делать самому. Сначала создается рисунок будущего орнамента, подбираются цвет стекол, размер и масштаб шебеке в зависимости от окружения. Затем на листе ватмана делается «разбивка», то есть макет в натуральную величину, вычисляются все детали. А затем приступаем к работе по дереву - готовим каркас и вырезаем все элементы конструкции. Их тысячи нужны, да не простых, двойных - с пазами для стекол. А уже потом начинаем сборку будущего произведения искусства.
Шебеке часто сравнивают с европейским витражом. Да, между ними есть что-то общее, но при этом у них совершенно разные «изобразительные языки». Визуальный «язык» шебеке - это геометрические орнаменты древних тюркских ковров в виде розеток или медальонов. При изготовлении настоящего шебеке используется древесина восточного платана. При реставрации Ханского дворца также применялось это дерево. Однако в настоящее время в основном используют буковое дерево, потому что вырубка этих деревьев разрешена законом.
В последнее время спрос на шебеке повысился, при этом заказы в основном поступают от иностранцев. Мастер связывает это с ростом числа туристов в стране: «Наша мастерская входит в туристическую программу. Туристы, посетив Дворец шекинских ханов, обязательно приходят и к нам. Им очень нравится наше шебеке своеобразием и своей необычной формой».
Заказы на работу к мастеру поступают как от частных лиц, так и от различных заведений, кафе и ресторанов. Он работает и для зарубежных заказчиков.
Напоследок, уже расставаясь с нами, Тофик уста сказал:
- Сегодня мастера шебеке свято хранят традиции предков. У меня своя школа шебеке, несколько учеников. Я мечтаю, чтобы как можно больше молодых людей обучались в нашей школе. Очень хочу, чтобы наше искусство продолжалось в веках.