Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Своими загадками археология бросает вызов человеческому интеллекту
Завершились разведывательные археологические исследования в средневековом городище Шяхри-Курган в районе поселков Зиря и Пираллахи (Хазарский район Абшеронского полуострова), которые проводила Каспийская археологическая экспедиция Института археологии и антропологии (ИАА) НАНА при поддержке Министерства культуры и ЗАО «Азербайджанское Каспийское морское пароходство».
В составе научно-исследовательской экспедиции, которую возглавлял доктор исторических наук профессор Аббас Сеидов, были известные ученые-археологи - доктор философии по истории Идрис Алиев, а также подводный археолог и дайвер Джейхун Алиев.
В результате исследований, которые стали возможны из-за понижения уровня морской воды в Каспии, были обнаружены остатки древних поселений и образцы материальной культуры, а также обломки двух затонувших кораблей XIX века и образцы средневековой керамики (XII-XIV вв.). В будущем здесь планируется провести более масштабные археологические исследования.
Поиск был результативным
Подводная археология включает исследования, проводимые под водой. Эта область научной деятельности появилась относительно поздно по сравнению с другими сферами археологии и прошла относительно медленный путь развития, учитывая сложность и специфику исследований.
Путь развития подводных археологических исследований в нашей стране также не был однозначным. Рождение подводной археологии датируется 1968 годом, когда по инициативе и при содействии тогдашнего директора Национального музея истории Азербайджана (НМИА) академика Пюсты Азизбековой были начаты подготовительные работы, связанные с изучением подводных историко-археологических памятников Каспийского моря. Научным консультантом был назначен доктор исторических наук Зелик Ямпольский, а практические работы были поручены археологу и водолазу Виктору Квачидзе, который в течение почти двух десятилетий проводил исследования на побережье и островах Каспийского моря, вследствие чего было обнаружено более четырех тысяч образцов материальной культуры.
Исследования велись на мысе Шувелян, в восточной части Абшеронского полуострова напротив мыса Гюргян, в Бакинской бухте, Сабаильской подводной крепости, на мысе Бяндован.
Команда Виктора Квачидзе также занялась исследованием затонувших на Каспии кораблей и поселений, оказавшихся в силу стихийных и климатических изменений на дне моря. Первая же работа азербайджанской подводной археологической экспедиции, начатая летом 1969 года, показала, что поиск затопленных городов и поселений в прибрежной части Каспия обещает быть результативным.
По мнению директора НМИА академика Наили Велиханлы, материалы, найденные во время экспедиции Виктора Квачидзе, имеют большое значение для изучения истории Азербайджана.
Морские артефакты - в музейных фондах
«Их ценность, - отметила она, - повышается из-за места обнаружения, ведь все они были подняты либо со дна моря, либо найдены в прибрежной полосе, а артефакты с раскопок поселений Бяндован-1 и Бяндован-2 проливают свет на такие моменты истории, какие не могут описать другие письменные или найденные на обычных археологических памятниках материалы».
Наиболее ценными артефактами команды Квачидзе были предметы иностранного производства. Это - китайская орнаментированная посуда, образцы огнестрельного и холодного оружия, монеты, отражающие регулярность и масштаб торгово-экономических связей Азербайджана с другими регионами Евразии.
Что касается подводной археологии, то специалисты всегда подчеркивают сложность работы и широкий спектр навыков, необходимых для подобных исследований. В отличие от обычных археологических исследований, археологам-подводникам приходится прибегать к специфическим методам. Они должны обладать специальной подготовкой, в особенности уметь держаться на воде, хорошо плавать. Именно поэтому двадцатилетняя экспедиция в акватории Каспия была завершена успешно - в ходе широкомасштабных подводных исследований и разведочных работ были обнаружены ценные вещественные источники по средневековой археологии и новому периоду.
В настоящее время морские артефакты хранятся в фонде археологии музея, а часть выставлена в экспозиции.
Сейчас, несмотря на нехватку кадров, археологи настроены оптимистично, проблема будет решена, и свидетельство тому - создание в прошлом году постановлением Президиума НАНА отдела археологии Каспия в ИАА. Главными направлениями деятельности новой научно-исследовательской структуры были определены изучение морского дна и прибрежных территорий в азербайджанском секторе Каспийского моря, проведение исследований на археологических памятниках прибрежных зон моря, регистрация и изучение новых памятников, проведение мониторингов, изучение архитектурной структуры подводных и морских артефактов и т.д.
Археология присутствует везде
А на последнем заседании президиума был заслушан доклад профессора Сеидова, в котором он рассказал о деятельности возглавляемого им подразделения, после чего президиум принял постановление об усилении деятельности отдела археологии Каспийского моря.
Одним словом, археология бросает человеческому интеллекту вызов своими загадками. Иногда ее рассматривают не как науку, а как разновидность криминалистики, которая обращена в прошлое: археологи имеют дело с детективным романом - они его и читают, и пишут.
Большинство людей не связывают слово «археология» с тем местом, в котором они живут, что в корне неверно, поскольку археология присутствует везде. В разные периоды истории люди жили практически всюду (за исключением, может быть, Антарктиды), оставляя следы своего пребывания. Многое из того, чем мы сегодня пользуемся ежедневно, создано в далеком прошлом, и археология дает нам возможность увидеть истоки этих предметов, умений и технологий.
Наука эта чрезвычайно многогранна - кого-то привлекает ее приключенческая сторона, кому-то интересна ее интеллектуальная составляющая, каждый в ней найдет что-то для себя. И особый интерес вызывает подводная археология - особая историческая дисциплина, синтезирующая в себе комплекс различных наук и призванная на основе междисциплинарного подхода и принципа историзма изучать материальные остатки различных исторических эпох с целью определения хронологии развития.