Высший пилотаж взаимопонимания

Политика
13 Март 2024
01:12
443
Высший пилотаж взаимопонимания

Баку и Астана демонстрируют не просто союзнические отношения

Государственный визит - самый высокий уровень демонстрации межгосударственных отношений, и третье за полтора года официальное посещение Азербайджана Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым являются наглядным показателем стремительного сближения обеих стран по всем направлениям развития. 

По словам высокопоставленного гостя, и этот год не станет исключением - Президент Ильхам Алиев как минимум дважды посетит братский Казахстан для участия в мероприятиях высокого международного уровня, и это будет его шестой визит за указанный промежуток времени, а Касым-Жомарт Токаев вскоре еще раз станет свидетелем преображения столицы Страны огней в статусе участника неформального саммита лидеров Организации тюркских государств. «Думаю, такого уровня и интенсивности контакты очень полезны для укрепления стратегического партнерства и даже союзничества между нашими странами, и это не просто красивая фраза или дипломатическая вежливость, так как сама суть наших отношений говорит о стратегическом характере взаимодействия Азербайджана и Казахстана», - подчеркнул Президент соседней страны. 

Именно соседней, потому что, как подчеркнул на совместной пресс-конференции Президент Ильхам Алиев, фактор Каспия не разделяет, а объединяет, причем целый ряд стран - от западных границ Китая до юга и юго-востока Евросоюза, а при желании и благополучном стечении обстоятельств данный ареал можно продлить до акватории Средиземного моря вплоть до северной части Африки. 
«Нынешняя геополитическая ситуация, выдвинувшая Транскаспийский транспортный маршрут на авансцену глобального мирового транспортно-логистического спектра, имеет прочную базу, потому что в обеих странах в эту сферу, полностью соответствующую международным стандартам, в предыдущие годы предусмотрительно вкладывались большие инвестиции. Сегодня и в Казахстане, и в Азербайджане проложены международные железные дороги, аэропорты, автотрассы, морские порты, и все они востребованы, как никогда ранее, потому что все сделано вовремя, так как мы видели чуть дальше обозримой перспективы, которая видна невооруженным взглядом. На этом фундаменте мы планируем расширение наших транспортно-транзитных возможностей, в том числе, создание единого транспортного комплекса, который будет поддержан и проектами, связанными с цифровизацией. Тут тоже Баку и Астана идут параллельным курсом, и это вселяет надежду на совместное успешное развитие», - охарактеризовал диспозицию участников процесса глава государства.  
Проведение первого заседания Высшего межгосударственного совета под руководством лидеров двух стран - показательный пример не просто параллельных шагов, а фундаментальной закладки широчайшего проспекта полного взаимопонимания сторон, что возможно лишь при одном условии, когда родственные народы, объединенные переплетенной историей, культурой, тюркским языком и многовековыми традициями ислама, чувствуют плечо духовной поддержки. И она не преминула проявиться уже в первые годы государственной независимости, а после подписания «Контракта века» на совместную разработку трех нефтяных месторождений в национальном секторе Каспия с участием 13 ведущих нефтяных компаний мира и вовсе были созданы предпосылки для развития этой темы. В результате взаимные интересы двух стран по установлению контроля над морскими участками способствовали тому, что Казахстан и Азербайджан первыми среди «каспийской пятерки» заключили двустороннее соглашение о разделе морского дна по срединной линии по секторам еще в 1997 году, за два с лишним десятилетия до подписания конвенции. Причина в том, что у двух бывших постсоветских государств изначально не существует противоречий, между ними установлен конструктивный политический диалог, имеется абсолютная близость позиций по актуальным вопросам двустороннего, регионального, межрегионального и глобального характера. 
Есть еще одно важное отличие - обычно двусторонние документы регулируют политические, дипломатические, правовые, экономические плоскости отношений во избежание нежелательных эксцессов, в случае же с Баку и Астаной Договор о стратегическом партнерстве и союзнических отношениях, подписанный в мае 2005 года, всего лишь формально подтвердил существующее положение вещей. Да и в многостороннем формате столицы синхронно взаимодействуют в рамках основных международных и региональных организаций. 
А итоги недавних переговоров на высшем уровне, судя по уровню и тематическому охвату подписанных документов, а также совместной пресс-конференции, и вовсе свидетельствуют о беспрецедентном сближении позиций. Азербайджан и Казахстан, когда-то неизвестные мировой общественности ввиду лицемерия глобальных СМИ, совместными усилиями переросли былой статус «учеников подготовительных курсов» большой геополитики и успешно сдали вузовский экзамен, став желанными и даже незаменимыми партнерами многих государств, особенно после российско-украинской войны. Может быть, волшебному превращению способствует высший уровень образования обоих президентов: Ильхама Алиева и Касым-Жомарта Токаева, полученного в МГИМО, дипломатической альма-матер советских времен, что тоже немаловажно, тем не менее основным фактором фундаментального успеха является родство душ. А потому вовсе неудивительно, что практически весь народ Казахстана, несмотря на членство в ОДКБ, от души радовался исторической Победе нашей страны над Арменией осенью 2020 года. А нам приятно, что закаспийская страна находится в центре внимания различных глобальных центров силы. 
Россия, являющаяся союзницей ряда тюркских государств, как бы само собой разумеющийся фактор, а вот в мае прошлого года по инициативе лидера Поднебесной Си Цзиньпина в Сиане состоялся первый саммит «Китай-Центральная Азия». Затем, в июне, уже в Бишкеке состоялась вторая встреча лидеров в формате «Центральная Азия-Евросоюз». И, наконец, 19 сентября в Нью-Йорке в кулуарах сессии Генассамблеи ООН президент США Джо Байден встретился с лидерами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана на первом президентском саммите в формате С5+1. Столь повышенное внимание к региону, особенно на фоне кризиса в Украине, в первую очередь связано с геополитическими и геоэкономическими интересами упомянутых выше лидеров глобальной повестки. В этой связи заметим, что, несмотря на более чем тридцатилетнюю историю независимости, в политических и экспертных кругах коллективного Запада до сих пор бытует ошибочное мнение, что тюркские государства постсоветского пространства ввиду естественной ограниченности собственных, в том числе дипломатических ресурсов, вынуждены все время находиться в сфере влияния того или иного «центрового» с Запада или Востока, а потому в силу этого обречены играть лишь роль объектов мировой политики. 
Однако время не стоит на месте, глобализация размывает многие устоявшиеся стереотипы, заставляя каждый раз по-новому оценивать быстро меняющуюся диспозицию, особенно в современных условиях взаимозависимости стран и народов, когда у так называемых «актеров второго плана» появляются реальные возможности воздействия на внешнеполитические решения ведущих государств как официально, в рамках многочисленных международных организаций, так и неофициально, используя «мягкую» и «умную» силу, как в случае с национальной дипломатией. Особенно комфортными становятся эти условия во время выпуклых глобальных и региональных противоречий между мировыми державами в центре Европы, например, или на Ближнем Востоке. 
И сегодня, когда со скрипом формирующийся новый миропорядок ввиду отсутствия прежней системы сдержек и противовесов становится все более непредсказуемым, от властных элит того же Азербайджана и Казахстана требуются «всего лишь» политическая воля и крайне высокий уровень ответственности, чтобы предотвратить скатывание страны к статусу объекта манипуляций со стороны деструктивных внешних сил, поощряющих армянский реваншизм и не могущих смириться с потерей позиций мирового христианства в Карабахе. 
Интересно: те же французы настолько застряли в средневековом капкане «заступнической миссии», что не воспринимают посыл о необходимости переключиться на общечеловеческие ценности, сулящие ряд преимуществ всем странам. Помнится, когда в начале ноября прошлого года президент Франции Эмманюэль Макрон побывал в Астане, а затем и в Ташкенте в расчете обаять «тертых» политиков тюркского мира, на деле же повысить авторитет Франции в регионе и заинтересовать Казахстан с Узбекистаном в диверсификации партнерства, он не учел, что перед ним не Никол Пашинян, сразу обрадовавшийся, что «хозяин назначил его любимой женой». Он забыл, что диверсификация хоть и является неплохим способом избавиться от риска потерять все и сразу, но не каждое ее направление выгодно, особенно если с тобой общается нечестный провокатор, за обещаниями которого кроется намерение расколоть монолит тюркского единства. 
Конечно, высшая политическая власть братских государств вольна выбирать партнеров, но есть приоритеты, особенно когда Макрон прилетает за тридевять земель с не совсем чистоплотными намерениями, под прикрытием школ с преподаванием на французском языке. Азербайджан этот урок усвоил на «пятерку», особенно по итогам Отечественной войны 2020 года, когда «нейтральный» Париж, будучи сопредседателем Минской группы ОБСЕ, внезапно сбросил дипломатическую маску и начал бездоказательно обвинять нашу страну в «нападении на суверенные территории многострадальной Армении». 
Что касается Азербайджана, то еще в изданной в 1997 году книге «Великая шахматная доска: главенство Америки и ее геостратегические императивы» бывший госсекретарь США Збигнев Бжезинский из-за уникального сочетания таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие больших запасов нефти и газа, светский характер правления, активное сотрудничество с европейскими институтами и хорошие отношения с исламскими государствами, относил нашу страну вместе с Турцией, Ираном и Украиной, за которую с переменным успехом бьются непримиримые глобальные оппоненты, к геополитическим центрам Евразии, и в этом контексте особо отмечал незаменимую роль Азербайджана в доступе к богатствам Каспия и Центральной Азии. 
Четверть века назад мало кто всерьез задумывался над подобной перспективой, считая, что официальному Баку потребуется немало времени для решения хотя бы карабахской проблемы, не говоря про обустройство миллиона с лишним беженцев и вынужденных переселенцев, перманентный конфликт с Ираном, половину населения которого составляют наши соплеменники. Но за истекшее время Азербайджан не только подтвердил вышеуказанную характеристику, но и превратился в сильное и самодостаточное государство, за рекордные 44 дня освободил оккупированные территории и полностью восстановил свой суверенитет после локальной антитеррористической операции 19-20 сентября прошлого года. Сегодня без участия Баку в регионе не может быть реализован ни один крупный геополитический или геоэкономический проект, и стоит особо отметить, что подобная незаменимость, будучи объективным фактором, вместе с тем носит исключительно позитивный и взаимовыгодный характер для всех наших глобальных и региональных партнеров. 
Именно прагматичный подход, направленный на формирование принципа необходимости и достаточности, завещанный общенациональным лидером Гейдаром Алиевым, позволяет высшему политическому руководству, несмотря на все трудности и проблемы, укрепляться в ранге полноправного и даже ведущего участника межрегиональной политики, в том числе благодаря взаимовыгодному сотрудничеству как в двусторонних, так и в многосторонних форматах со странами Центральной Азии. И это не случайно, так как наша страна прочно интегрирована в мировую экономику, входит в «каспийскую пятерку» наряду с Казахстаном и Туркменистаном, в течение четырех лет была самым успешным председателем Движения неприсоединения, является наиболее активным членом ОТГ и ОИС, позитивно влияя на дружеский вектор связей со столицами, прежде всего тюркского мира. 
Со временем к нефтегазовым инициативам Баку добавились авиалинии, железные и автомобильные дороги, морские пути на данном направлении. Немалую роль играет и постепенная реализация проекта Зангезурского коридора, несмотря на упорное, хоть и вербальное сопротивление Армении, которой надо просто просчитать собственную (не только транзитную) выгоду от того, что она напрямую свяжет транспортными артериями Евросоюз с Китаем и заодно избавится от многочисленных страхов перед тюркским этносом, веками внушаемых со стороны. 
И не случайно, что в первый раз в истории консультативных встреч глав государств Центральной Азии Президент Ильхам Алиев, будучи приглашенным в качестве почетного гостя на саммит в Душанбе, состоявшийся 14-15 сентября прошлого года, прежде всего до внимания правительства Пашиняна довел, что в 2022 году товарооборот Азербайджана с закаспийскими участниками геоэкономических процессов вырос более чем втрое, плюс еще 50% к 1 августа 2023 года, также созданы совместные инвестиционные фонды и согласован объем взаимных инвестиций в более чем $1 млрд. И это не просто слова, а жест доброй воли, подсказывающий бедным «врагам» с непомерными амбициями, что лучше сотрудничать, чем упорствовать в ущерб логике регионального развития, особенно когда сплошь и рядом реализуются неслыханные ранее инициативы, присоединиться к которым призывают Иреван десятилетиями.  
Как справедливо в душанбинском выступлении заметил Президент Ильхам Алиев, «наши братья в Центральный Азии знают, что вся транспортно-логистическая инфраструктура Азербайджана открыта для них». 
И это чистая правда, потому что речь идет о единой семье, намеренной развивать отношения по нарастающей на всех направлениях, остальные же соседи пусть делают далеко идущие выводы - быть участниками праздника жизни или запереть ставни наглухо и навзрыд завидовать чужому счастью… 

Экономика
Новости