Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Иман Аскерзаде: В мировой практике уровень развития ученых определяется по последним пяти годам их деятельности, а также количеством проектов и статей в престижных западных журналах
Известно, что в Турции работает огромная армия азербайджанской интеллигенции и деловых людей в разных сферах культуры, бизнеса и науки. Наряду со сферой культуры сегодня можно говорить и о другой серьезной области - пусть не в таких же масштабах, но в не меньшей, весовой категории - об ученых фундаментальных наук, которые своими ценными исследованиями и прогрессивными разработками способствуют движению вперед локомотива научного развития Турции.
Мы беседуем с одним из ведущих в мире специалистов теории сверхпроводимости, автором ряда важных и широко известных результатов, в том числе в областях многозонных и анизотропных сверхпроводников и динамики систем джозефсоновских контактов, заведующим кафедрой компьютерной инженерии Анкарского государственного университета профессором Иманом Аскерзаде, который известен в мировой научной среде как блестящий организатор науки и надежная опора молодых кадров.
Профессор И.Аскерзаде считает, что музыка является одним из самых сильных объединяющих азербайджанцев факторов, и с этим трудно не согласиться:
- В советское время музыкальная культура в Азербайджане по сравнению с другими республиками была развита значительно лучше. Сформировались настоящие профессиональные школы композиторского, исполнительского, вокального искусства и, конечно же, народная музыка. Во главе стоял титан Узеир бек Гаджибейли, проложивший дорогу целой плеяде выдающихся музыкантов. В этом направлении Турция существенно отстает от нас. Однако в последние годы мы поняли, насколько наша музыка объединяет всех нас. Посудите сами: один куплет песни, спетой легендарным и обаятельным солдатом Карабахской войны Худаяром Юсифзаде, в мгновение ока сплотил весь народ, а сам он превратился в символ мужества, патриотизма и генетически обусловленной любви азербайджанцев к народной музыке. Например, в Средней Азии к нашей музыке относятся с большим уважением и признают, насколько она развита и впереди других постсоветских республик. Традиции мугама в нашей стране среди остальных мусульманских стран чрезвычайно сильны, мугамное искусство дает мощный толчок развитию других направлений музыки. Правильно построенная система обучения мугамному искусству приносит замечательные результаты, ярким примером которых служит мугамный конкурс, который я стараюсь не пропускать.
- Наверняка, подобно свято охраняемым традициям в музыке, нужно так же относиться к некоторым направлениям образования и традициям национальной науки, которые постепенно угасают. Не так ли?
- Мы должны успехи в музыке применить ко всем областям жизни, превратившись в современное европейское государство. К сожалению, я не могу сказать то же самое относительно такой сферы науки, как компьютерная инженерия например. Конечно, мы хотели бы, чтобы и у нас в Азербайджане в образовании и науке была такая же атмосфера, как в Турции, и мы, азербайджанские ученые, преподавали бы нашим детям и развивали отечественную науку. У нас есть совместная программа с Техническим университетом в Баку по специальности компьютерный инженер, согласно которой мы оказываем поддержку в обучении этой специальности азербайджанских студентов, которые продолжат свою подготовку в Турции. В качестве государственной модели мы можем многому научиться и многое перенять у братской страны.
Грантовая система здесь больше походит на американскую систему, т.е. в турецких университетах сосредоточены и образование, и научные исследования, здесь нет системы академии или крупных научно-исследовательских центров. Все гранты делятся на разные уровни, скажем, для университетских ассистентов доцентов, доцентов и профессоров. Это исследовательские проекты разных научных направлений, будь то естественные науки, языкознание или любые другие дисциплины, которые финансируются из бюджета самих университетов. Здесь также есть лица, контролирующие практическую реализацию гранта по полугодовым периодам с составлением отчетного рапорта. Причем грантовые проекты с его научными результатами, количеством статей и т.д. могут быть реализованы успешно или без-
успешно. В Турции есть научно-исследовательская структура ТУБИТАК, несколько похожая на комитет по науке и технике, но отличная по структуре, у которой имеются небольшие исследовательские центры. В них работают, скажем, 50 человек, которые могут воспользоваться грантовыми проектами и университетов, и самого ТУБИТАК, - разумеется, сферы и темы должны быть чрезвычайно актуальными и приоритетными для науки и страны. В рамках проектов ученый может привлечь к исследованиям до трех человек, которым также на срок выполнения проекта выплачивается зарплата. Такая практика очень распространена и в других странах, т.е. ученый, если не имеет постоянного места работы, может, скажем, два года работать в одном месте, следующие пару лет - в другом и т.д. Проекты ТУБИТАК могут быть местные и международные, они объявляются на сайте этой структуры, указываются страны, с которыми турецким ученым можно их реализовать с привлечением ученых тех стран. В последние годы большая роль также принадлежит росту количества статей в престижных зарубежных научных журналах, за публикации в которых университетским преподавателям выплачивается определенная сумма денег.
- Диаспорское движение невозможно разделить на сферы деятельности в науке или искусстве, потому что каждый соотечественник на своем месте вносит посильный вклад в пропаганду культурно-научного потенциала своей исторической родины. Если музыканты, работая в братской Турции, прославляют творчество азербайджанских композиторов и внедряют высокий уровень исполнительской и научно-теоретической школы, воспитывая новые поколения высококлассных музыкантов, с гордостью произносящих имена своих азербайджанских преподавателей, как же этот вопрос обстоит в таких серьезных науках, как физика, математика или компьютерная инженерия, в которой вы успешно трудитесь?
- Диаспорская деятельность, которую ведут азербайджанские ученые в Турции, в основном происходит в области физики, математики, химии и биологии, хотя здесь они представлены не так широко, но в Турции сегодня насчитывается порядка 200 азербайджанских ученых. Были такие, которые работали здесь с советского периода, достигнув пенсионного возраста с хорошими научными результатами. Многие наши ученые приехали в эту страну благодаря международным грантам. С другой стороны, в грантовые проекты ТУБИТАК мы привлекаем азербайджанцев. Сам я впервые попал в отделение физики Билькентского университета благодаря международному гранту НАТО, данному ТУБИТАК, и вместе со мной в первые годы после развала Союза в Турцию прибыло немало азербайджанских ученых, благо, языковой барьер отсутствовал. Помимо этого азербайджанцы воспринимали Турцию как свою вторую родину и работали с максимальной отдачей и продуктивностью, принося большую научную пользу этой братской стране. Они понимали, что тем самым приносят пользу и Азербайджану тоже. За последние двадцать лет в Турции сформировалось поколение авторитетных ученых, получивших образование на Западе, и немалый вклад в развитие науки этой страны был внесен и азербайджанскими математиками, физиками и химиками. Наши ученые активно участвовали в научных конференциях не только Турции, но и других государств. 44-дневная война, наша победа и поддержка, оказанная нам Турцией, показали, насколько развиты ее наука и технологии, поэтому впереди у нас еще очень много работы.
- Указ Президента Ильхама Алиева об изменении структуры Минобразования и НАНА стал серьезным социально-политическим событием в сфере управления наукой и образованием в нашей стране, всколыхнув научную общественность и послужив импульсом для выражения разных мнений, дискуссий и предложений. Как азербайджанский ученый, несколько десятилетий работающий в Турции и не понаслышке знающий ее систему развития науки и образования, что вы можете сказать по этому поводу?
- Касательно недавнего указа Президента я думаю, главное - это финансирование научной сферы и правильное ее планирование. Несколько раз я подключался к онлайн-проектам Госкомитета по работе с диаспорой и Минобразования и говорил об этом. Система АН инертна по своей сути, и это, конечно же, серьезно тормозит развитие науки. Необходимо правильное распределение финансирования, особенно новых для нашей страны сфер и научных областей. В Азербайджане несколько лет назад был создан Фонд развития науки, и первые годы грантовые проекты успешно реализовывались, но потом все застопорилось. В области образования какое-то развитие мы наблюдали, скажем, в сфере медицины, многие азербайджанцы, получив в Турции степень узмана, стали высококлассными специалистами, и за счет них можно считать, что медицинская сфера в Азербайджане несколько продвинулась в своем развитии. Тем не менее, главная проблема - это отсутствие системы страхования, хотя даже в региональных больницах имеется современное оборудование, но хороших специалистов, способных его использовать, со знанием английского языка, очень мало или вовсе нет. К сожалению, в области фундаментальных наук такой смены мы не увидели, а фонд науки потерял свое значение и ценность. Реализация грантов также подразумевает отчетность самих ученых. В мировой практике уровень развития ученых определяется по последним пяти годам их деятельности, а также количеством проектов, статей в престижных западных журналах и т.д. Дело в том, что результаты физико-математической науки или химии выходят за пределы страны, в других сферах они не столь показательны, хотя в сфере литературы, архитектуры или общественных наук, скажем, есть ученые, пишущие на английском, но этот процесс продвигается довольно медленно. Например, здесь мы практикуем индийскую модель. Что это такое? В США работает очень много ученых-индийцев, которые осуществляют совместные с соотечественниками грантовые проекты.
Бывает, что турецкая сторона выделяет средства на грантовый проект, а азербайджанская сторона, точнее академия наук, присваивает себе этот грант, говоря, что у нее нет средств. Это очень большая проблема, когда на проекты бюджет не выделяется. Представьте, если в Турции около 200 азербайджанских ученых и если они в год осуществят несколько проектов, какой плюс это будет для Азербайджана.
- В таком случае можно будет говорить о таком явлении, как научная диаспора Азербайджана, которая с каждым годом будет заявлять о себе все громче и тверже, не так ли?
- Если наша научная диаспора активизируется в этом направлении, представьте, как продвинется Азербайджан в науке. Например, министерство инноваций в Узбекистане, где более развиты серьезные науки, в этом плане действует более прагматично, гибко и грамотно. В Турции очень мало узбекских ученых, азербайджанцев значительно больше. Т.е. вопрос финансирования и правильного распределения средств - вот главное решение. Будучи частью азербайджанской диаспоры, могу сказать, что мы всегда оказываем поддержку азербайджанским магистрам и бакалаврам и считаем это своим долгом. Окончив наш факультет компьютерной инженерии, азербайджанские выпускники вернулись на родину отличными специалистами и неплохо поработали, но после 2015 года и девальвации маната они оставили работу в Азербайджане и уехали на Запад. Здесь они всему научились, освоили эту систему развития науки, но и на родине система управления наукой должна работать правильно, последовательно и грамотно.
Будем надеяться, что созданное при Минобразования Агентство по науке будет работать по мировым стандартам, труд ученых станет достойно оцениваться и будет внедрена четкая грантовая система. Экономика Турции хорошо развивается, братские отношения тоже укрепляются с каждым днем, и после нашей победы в Карабахе Азербайджан в глазах турок возвысился неимоверно. Эту победу нужно проецировать и на сферу науки. Я оптимистично смотрю в будущее, мы многое можем позаимствовать у турок и прежде всего - грамотное административное управление, потому что однозначно - все достижения Турции связаны именно с совершенным и грамотным управлением всех систем.
- Благодарю за интересную и содержательную беседу!
Афет ИСЛАМ,
«Бакинский рабочий»