Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Расим Балаев: Промежуток времени между 70-ми - серединой 90-х самый кипучий и плодотворный период национальной кинематографии
Нынешнее состояние национального кинематографа и, разумеется, его будущее волнуют всех. Деятели кино высказывают разные точки зрения относительно путей возрождения этого направления в искусстве. Специалисты, анализируя последние десятилетия, называют причины возникновения многолетнего вакуума в отрасли, приведшие к кризису. Характеризуется этот период резким упадком зрительского интереса и вкуса, стереотипным мышлением молодежи, девальвацией системы ценностей и, в целом, искаженным пониманием сути настоящего кино.
Мы периодически слышим, как авторские фильмы наших молодых режиссеров занимают призовые места на зарубежных кинофестивалях, но массовый зритель, к сожалению, их не видит и вообще не имеет понятия, что в Азербайджане происходит в сфере самого массового из искусств.
Частные киностудии и коммерческое кино проблем отрасли не решают, как и острый вопрос окупаемости кинопроизводства. Отсутствие интеллектуальных и самодостаточных личностей с яркой харизмой, которых так не хватает сегодня сфере национальной культуры, недостаточные творческая свобода и финансирование, малочисленность высокопрофессиональных кадров и многое другое подтверждают истину о том, что азербайджанский кинематограф нуждается в коренных преобразованиях.
Накануне Дня национального кино, учрежденного в 2000 году общенациональным лидером Гейдаром Алиевым, мы беседуем с председателем Союза кинематографистов Азербайджана народным артистом Расимом Балаевым о проблемах национального кинематографа и путях их преодоления.
- Расим муаллим, хочу задать вопрос, который волнует каждого, кто интересуется сферой кино: в стране действуют два союза кинематографистов, какой из них легитимный и какую функцию они выполняют при отсутствии самого кино?
- Вопрос был ожидаем. Действительно, для небольшой страны наличие двух творческих союзов - явление из ряда вон выходящее.
Двоевластие в национальном кинематографе наступило, когда не стало мэтра нашего кино Рустама Ибрагимбекова, из-за критических замечаний его причислили к стану оппозиции, а союз, которым он руководил долгие годы, ликвидировать не удалось. Поэтому небольшая группа деятелей кино решила создать альтернативный союз, под другим названием, хотя различие между двумя союзами только в названии: они - СК Азербайджанской Республики, а мы, как и прежде, - СК Азербайджана. И это не было бы так смешно, если бы не было так грустно! У обоих союзов одинаковый устав, изменения в который вносятся на съезде СК. В следующем году наш СК отмечает 60-летие своего создания, тогда как альтернативный, зеркальный союз существует всего 9 лет.
- Да… ситуация абсурдная…
- Я считаю, что эти две общественные творческие организации должны объединиться в одну структуру, провести выборы и избрать руководителя, потому что обе они служат одной и той же цели и осуществляют одни и те же функции.
- Ваш союз финансируется из госбюджета?
- Некоторое время Р.Ибрагимбеков за счет личных сбережений финансировал союз, не дав ему распасться. Затем Первый вице-президент Азербайджана Мехрибан ханым Алиева поддержала нас и нам были выделены средства.
- Согласитесь, зачем государству содержать два творческих союза, дублирующих друг друга? Не поступало ли предложения объединиться со стороны дублирующей организации, ведь и они наверняка понимают смехотворность ситуации и что так продолжаться не может?
- Нет, не поступало, и с учетом воистину плачевного положения современной национальной кинематографии подобная неопределенность только удручает. Раньше существовал Комитет по кинематографии на уровне министерства, после его расформирования появилось «Азеркиновидео», но и эту структуру ликвидировали, создав взамен отдел кино при Министерстве культуры. А недавно господин Президент издал указ о создании Агентства кино…
- Именно об этом мой следующий вопрос: какую роль призвано сыграть Агентство в развитии национального кино?
- Я считаю, что сфера кино должна быть свободной и независимой, у Министерства культуры хватает своих забот и хлопот, только в случае самостоятельности эта структура оправдает себя.
- Некоторые наши отечественные деятели кино работают в других странах и не думают возвращаться на родину, ссылаясь на отсутствие финансирования отрасли. Что вы думаете об утечке талантов, которые реализуют себя вне Азербайджана?
- Все это происходит потому, что у нас не создана индустрия производства фильмов, а талантам нужна свобода, нужны арена для самовыражения и поддержка, особенно в этом нуждаются представители среднего и старшего поколений - настоящие профи, кто сегодня добивается успехов в других странах. Снимать кино - дело трудное, и многие наши коллеги за неимением поддержки уходят в другие сферы. Трагедия заключается в том, что новое поколение кинематографистов не сформировано. Киношники набираются опыта и зреют в процессе съемок, перенимания опыта и обучаясь у старших товарищей. Спрашивается, где набираться опыта молодым выпускникам Университета искусств, когда фильмы в стране не снимаются?! Потому и нет сегодня четко сформированного поколения профессиональных кинематографистов. Представьте, за последние шесть лет в стране снят ни один фильм! Это катастрофа для всех тех, кто находится в постоянном творческом процессе.
Помнится, в свое время в киностудии работали 1200 человек, жизнь там кипела и бурлила. Сегодня, за исключением нескольких человек, там никого не осталось. А ведь были опытные мастера разных кинематографических специальностей, необходимых для производства кино, т.е. весь огромный вспомогательный состав - гримеры, костюмеры, осветители первого, второго, третьего планов, каскадеры, пиротехники, реквизиторы и др. - все распалось, все утеряно. В костюмерном цехе были отделы образцов одежды, этому цеху мешками выделяли нафталин, чтобы содержать костюмы в первозданном виде. То же самое и с мебелью, аксессуарами, техникой, машинами и прочими атрибутами. Ничего этого сегодня нет и в помине и спросить не с кого, а профессионалов в этой сфере не осталось. О каком творчестве и развитии кино можно говорить, если сегодня оператор, снимающий свадьбы, снимает и художественные фильмы?.. Некоторые режиссеры находят средства и ставят низкопробное кино, работая на потребу толпы. А ведь искусство кино и театра не должно служить толпе, а наоборот - толпа, воспринимая настоящее искусство, должна подниматься до его уровня, развивать и воспитывать свой вкус, мышление, кругозор. Изредка, из профессионального интереса, я смотрю телесериалы, но не нахожу там ничего, что внушало бы хоть маленькую надежду, что процесс возрождения отечественного кинематографа начался. Однако радует то, что есть актеры с хорошей фактурой, способные, но с ними надо работать, и это - процесс не одного-двух лет. Промежуток времени между 70-ми - серединой 90-х самый кипучий и плодотворный период национальной кинематографии, когда сформировались и вышли на арену талантливые режиссеры, операторы, актеры.
- Хочу продолжить начатую вами тему. Среди проблем национального кинематографа - отсутствие профессиональных сценаристов и хорошего драматургического материала, способных заинтересовать зрителя, причем не массового, а интеллектуального зрителя, который приходит в кино, чтобы что-то почерпнуть из него. Приходится констатировать, что основной вопрос кризиса национального кинематографа - кадровый, техника и средства вроде имеются, но настоящих профессионалов своего дела - нет.
- Вы затронули очень чувствительный момент. К сожалению, всего этого у нас сегодня не хватает. Хороший сценарий - это хребет фильма, но человек, который создает фильм, - это режиссер. Именно режиссер собирает качественный, профессиональный коллектив, правильно распределяет роли, но этой школы сегодня мы не видим. В свое время ВГИК выделял нашей республике места для операторов, режиссеров, киноведов, директоров кино и т.д. Ведь директор, скажем, завода не может быть директором фильма. Студенты, отучившись, возвращались высокопрофессиональными специалистами, в процессе работы совершенствовались и оттачивали свое мастерство. В нынешних актерах и режиссерах нет того внутреннего развития и кругозора. Оттого, что нет профессиональной кинокритики, сложилась тенденция однозначного настроя людей искусства исключительно на похвалу и лесть, а конструктивную критику воспринимают как оскорбление. Наше поколение всегда старалось что-то извлечь для себя в профессиональном плане из критических статей и замечаний, которые становились для нас импульсом к размышлению и развитию. Вспоминается эпизод во время съемок фильма «Насими». Обычно фильмы снимались на пленке Шосткинского комбината, но общенациональный лидер Гейдар Алиев, будучи председателем юбилейной комиссии и, вообще, оказывавший сфере искусства повышенное внимание, распорядился выделить средства для приобретения пленки «Кодак», которая в советское время стоила баснословных денег. Помимо этого, за валюту были приобретены 10 сирийских ковров для сцены и исполнения танца перед Теймурленгом. Сегодня вместо этих ковров в учетных записях костюмерной значатся простые шарфики. Как-то раз я хотел взять на память костюм Бабека, чтобы передать в музей, но мне отказали, сказав, что его нет, он исчез...
- Университет культуры и искусств каждый год выпускает конкретное количество режиссеров, операторов, актеров и т.д. Вроде люди есть, но искусства кино нет и кадровый вопрос повис в воздухе…
- Выпускники еще студентами должны сниматься в эпизодических ролях, они должны созревать на съемочной площадке, видеть весь творческий процесс, быть причастными к нему, но всего этого нет, и поэтому многие выпускники после окончания вуза уходят в другие сферы.
- Расим муаллим, в чем вы видите выход из этой ситуации?
- К сожалению, нет никакой инициативы со стороны наших государственных структур, отвечающих за киноискусство, а известные деятели кино заняли наблюдательную позицию, а ведь можно было бы собраться, обсудить ситуацию, найти пути выхода из создавшегося положения. Ан нет, стоит мне проявить какую-то инициативу, как сразу же она расценивается как ненужная демагогия. Но как спокойно взирать на то, как пропадает налаженная и отлично функционировавшая индустрия, в которой прошла вся моя, и не только, сознательная и творческая жизнь?
- Как вы смотрите на деятельность частных киностудий, которые порой снимают неплохие фильмы?
- Очень положительно, почему бы и нет, но при условии, если там собраны профессионалы.
- Многие говорят об отсутствии сценариев, но вот, например, писатель Анар как-то сказал, что два его сценария о Дж.Джаббарлы и Уммульбану - любовной истории между азербайджанской писательницей Банин и русским писателем И.Буниным - давно лежат в Минкульте, и на это нет никакой реакции. Думаю, что там пылится не только этот сценарий. Что вы скажете об этом?
- Посудите сами: если такого многоопытного сценариста и писателя, как Анар, не удостаивают ответа, о чем можно после этого говорить?
- Как вы думаете, можно ли на сумму, выделенную Агентству кино, снять хороший фильм, который по всем критериям соответствовал бы мировым стандартам кинопроизводства?
- Знаете, раньше кинопрокат распространялся на всю территорию бывшего Союза и затраты на фильмы окупались. Сегодня прокат в нашей стране не окупает даже часть расходов. Есть такое понятие, как кинобизнес, когда в создание фильма вкладываются крупные суммы. Сниматься должны фильмы, которые можно представить на мировой кинорынок, чтобы их приобретали. Что касается вашего вопроса, то, правда, я затрудняюсь, ибо создание конкурентоспособного продукта обходится в десятки миллионов.
- Говорить о прогрессе азербайджанского кино в ближайшей перспективе наивно еще и потому, что зрительский вкус безнадежно искалечен низкопробными телепередачами. Неужели света в конце тоннеля не видно?
- Единственный выход я вижу в создании высокопрофессиональных фильмов и просветительстве, в повышении авторитета и престижа деятелей киноискусства. Сегодня мы с восхищением смотрим старые фильмы, некоторые из которых, между прочим, в то время считались слабыми, но на фоне всего того, что делается сегодня, а, точнее бездействия, они выглядят достойными, интересными, принимаются зрителем на «ура». Даже в тех «слабых» фильмах есть некий посыл и месседж обществу, который принимался к сведению и оказывал влияние на сознание людей.
- Скажите, когда вы снимались в кино последний раз?
- Это было в 2012 году в фильме «Посол зари» режиссера Рамиза Гасаноглу по сценарию Анара, посвященному 200-лению М.Ф.Ахундзаде. После этого я не снимался ровно шесть лет. После отставки из Союза кинематографистов я оказался не у дел, в одиночестве, депрессии и без работы. Врачи посоветовали больше общаться с людьми, и после долгих и настойчивых просьб друзей и коллег решил сняться в одном телесериале. Но когда я посмотрел его на экране, устыдился себя самого и дал слово не сниматься в продолжении этого сериала. Я смирился с судьбой, решив, что моя звезда закатилась, тем не менее, счастлив, что снимался в настоящих фильмах настоящих профессионалов, создал незабываемые образы, которые мой народ помнит, гордится и никогда не забудет!
На первый взгляд, сказанное уважаемым актером и всенародным любимцем может показаться преисполненным пессимизма и некоей обреченности. Однако, если вдуматься, нетрудно увидеть, сколько в его словах боли, тревог и обеспокоенности за настоящее и будущее отечественной кинематографии, которая однажды уже прожила золотую пору своего развития благодаря блистательным режиссерам, операторам, сценаристам, актерам и многим другим профи, имена которых оставались за кадром, но именно они делали фильмы, на которые народ шел не раздумывая. Фильмы, которые и сегодня смотрятся с интересом и гордостью.
Азербайджанское кино, как и прежде, должно стать праздником, который будет согревать зрителя и давать ему надежду, воспитывать и просвещать, только тогда он будет стремиться увидеть каждый новый фильм. Но надежда умирает последней, и Расим Балаев напоследок выразил мечту еще увидеть на своем веку развитие и взлет отечественного кинематографа - глубоко интеллектуального, завораживающего, заставляющего размышлять и искать истину, - настоящего азербайджанского Кино!
Афет ИСЛАМ,
«Бакинский рабочий»