Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Гама Меликова: В XXI веке очень сложно кого-то чем-то удивить, и если это получается, я испытываю фантастическое удовольствие!
Едва уловимая улыбка этой миловидной молодой женщины всегда напоминала мне знаменитую улыбку Моны Лизы, но эта сдержанность была лишь внешней.
Когда знакомишься с ее работами, понимаешь, как много всего клокочет в ее необъятном сердце и мозгу, выдающем одну фантастическую идею за другой. Более того, последовательная реализация невообразимых по сути творческих задумок свидетельствует о той гармонии, которая царит в ее художническом мире, о счастье, которое она испытывает, ощущая справедливость и жизненную насущность пути, на который ступила и по которому продолжает двигаться вперед.
Внутренняя свобода этой женщины и независимость ее мышления подкупают, спокойствие и уверенность в правильности выбранной стези и образа жизни восхищают, ее работы просто поражают. Чего там только нет - картины, инсталляции, коллажи, палитра красок и тематическое многообразие, традиционные национальные мотивы и элементы классической живописи… Эксперименты, поиски, новаторство, бесстрашие и неиссякаемый родник творческих идей и неожиданных воплощений...
Недавно СМИ сообщили о том, что в московской галерее SNEG состоялась выставка работ известной художницы Гамы Меликовой из коллекций Blossom, Melik и Mystery.
Пользуясь тем, что Гама ханым вместе с семьей находится на летнем отдыхе в родном Баку, мы решили побеседовать с художницей и раскрыть для наших читателей секреты ее мастерства, богатое многообразие внутреннего мира, стиль и методы ее работы.
- Ковровые орнаменты дали мощный импульс вашей многогранной творческой деятельности. Можно ли считать, что сегодня эта тема исчерпала себя в видении вашего дальнейшего пути?
- Когда я начинала свое творчество в Баку, живопись существовала отдельно, а ковроткачество и миниатюры - отдельно. Никто не смешивал эти две структуры, никто не использовал ковровые орнаменты в живописи. Сейчас, если вы заглянете в арт-галереи Баку, то увидите, что практически во всех работах художников присутствуют ковровые орнаменты, даже на скульптурах. Мне это очень нравится, потому что я дала толчок очень красивому направлению, когда генетический код страны - я бы так назвала эти орнаменты - присутствует везде, это уже распространилось и на сувениры, упаковку, аксессуары, платки и одежду. Мне же всегда было интересно придумывать что-то новое - идеи, текстуры. Так как я не была связана правилами академического образования, мне было легко это делать. Я делала то, что мне хотелось и как мне хотелось.
- Вот-вот, я согласна с вами в том, что в какой-то степени академическое образование все-таки тормозит всплеск креативных идей и ограничивает полет фантазии. Вы в этом плане свободны и никакие условности не сковывают ваше воображение и желания… В этом и кроется отличие, ваше творчество переполнено безудержным потоком невероятных и немыслимых сочетаний несовместимостей!
- Для меня эта тема актуальна всегда потому, что это как первая любовь. Но она постоянно эволюционирует в моих фантазиях (под фантазиями я подразумеваю картины, которые сначала рождаются и созревают у меня в голове и только потом воплощаются в реальность). Сейчас мне уже неинтересно делать работы, которые были 10 лет назад, я трансформировала ковровые орнаменты в современные арт-панно. Это нечто среднее между живописью и скульптурой. Они выполняются на холсте с использованием песка, причем только каспийского, это любовь с детства, а также гипса, разных видов грунта и структурных паст, глины, кракелюров. Работы получаются рельефные, отдельные орнаменты объемные, и, конечно, цветовая палитра стала совсем другой, более монохромной. Получается красиво, интересно и, самое главное, виден индивидуальный почерк. В творчестве у меня одно к себе требование. Я хочу, чтобы вы, посмотрев на картину, сказали: а как это сделано и из чего это сделано? Если зритель задается этим вопросом, значит, цель достигнута. В XXI веке очень сложно кого-то чем-то удивить, и если это получается, я испытываю фантастическое удовольствие! Мне комфортно, я могу смешать акриловую краску с масляной, и мне никто не скажет, что это непрофессионально.
- Вы жили и побывали во многих странах и мировых столицах, скажите, на что вы ориентируетесь, готовя коллекцию к выставке, скажем, в Париже или Стамбуле?
- Мне кажется, когда готовишь коллекцию к выставке, надо все правильно создать, расположить и подать. Это как хороший стол с правильным подбором блюд! Вы должны зайти, увидеть красиво и изысканно сервированный стол, от первого же блюда воскликнуть «Вау!», от второго восхититься, с третьим сделать селфи. Т.е. вы - и красивый стол, и потрясающая еда, и обстановка, и необычные и интересные гости! И финальный аккорд - это десерт!
- Браво! В этой связи было бы интересно узнать, отличались ли предпочтения и отзывы зрителей и искусствоведов в этих странах?
- Конечно, для каждой страны стараешься подобрать правильную цветовую гамму, которая ей близка, создать работы, которые удивят зрителей. Когда я создаю картины, я вкладываю в них очень много энергии, это энергия любви, жизни, гармонии, красоты, совершенство природы. Я сравниваю это немного с процессом создания мандалы, когда параллельно с рождением рисунка идут духовное наполнение, медитация.
- Кстати, прошлые ваши работы я невольно воспринимала как мандалы, иначе не получалось…
- Мандала символизирует мир, Вселенную. Для меня создание каждой работы тоже сродни созданию мира, Вселенной и параллельно - духовное развитие. С каждой работой я становлюсь лучше, это как наркотик в хорошем смысле слова, и эмоции, которые испытываю при создании картины, атмосфера и энергия - несравнимы ни с чем. Уверена, многие зрители, когда смотрят на работы, ощущают это, иногда даже не осознавая. Поэтому независимо от того, где и в какой стране выставляются работы, отзывы зрителей и искусствоведов всегда меня балуют.
- Вы работаете на холсте, пишете грунтом, смешанным с песком, гипсом, используете древесную кору и другие материалы. Что именно подводит вас к необходимости использования того или иного нетрадиционного материала или связанного с ними создания новой техники?
- Думаю, это моя духовная и физическая связь с природой! Я очень люблю, замечаю и отмечаю красоту в природе. У меня коллекция фотографий коры различных деревьев по всему миру, я обожаю песок, он такой разный, песок в пустыне, потрескавшийся от отсутствия влаги, песок у моря или структура песка после дождя. Растения, которые цветут, умирая и высыхая, возрождаются в новом обличье. Все мое творчество сейчас - это попытка хоть краешком коснуться и запечатлеть эту красоту... Нет более величайшего художника, чем природа!
- Как рождаются новая цель и способы ее реализации, учитывая, что каждая последующая работа становится новым витком верх по серпантину художественного мастерства, органично гармонирующего со вкусом и интеллектом, прозорливостью и умением узреть невидимую сторону вещей? Как и чем работы объединяются в единую коллекцию?
- Цель рождается в душе, а душа безгранична в своих идеях, дух наполняет ее энергией и силой. Потом включается разум, который реализует ее в готовую картину в моем воображении, а дальше - руки уже знают, что должны делать.
У меня сейчас есть несколько направлений или коллекций. Это коллекция Blossom - «Цветение», работы представляют застывшие в краске лепестки, объединенные в большой цветок или собранные на квадратных или прямоугольных панно, они разного цвета и размера, обрамление тоже отличается. Также есть коллекция под названием Melik - это работы, в которых представлены ковровые орнаменты. Обычно я выбираю редкие ковры, находящиеся в частных коллекциях по всему миру, делаю их рисунок (копию орнамента) и воплощаю в своей текстуре, форме и цвете.
- Гама ханым, чтобы каждый раз экспериментировать, нужны смелость, уверенность и умение идти на риск. Удовлетворяют ли вас реакция и степень понимания авторского замысла зрителями и знатоками искусства?
- Экспериментировать - это очень интересно и, один раз попробовав, остановиться невозможно. На риск я иду часто, и остановить меня практически невозможно, да и незачем, в крайнем случае пострадает только работа. Но любой риск приносит свои плоды - испортишь работу, но обязательно откроешь что-то новое в технике, и оно того стоит. Переживает только Эльчин (супруг, народный артист АР, солист Большого театра России Эльчин Азизов. - Авт.), он готов сохранить все мои работы, поэтому не понравившуюся мне работу я втайне от него разбираю на части, он узнает об этом постфактум. Знаете, меня особо никогда не интересовало, чтобы мои работы понимали, это не есть цель, а цель в том, чтобы их чувствовали. Если вам нравится моя работа и вы хотите повесить ее у себя дома и смотреть на нее каждый день, что может быть большей наградой и признанием для художника?! Вы привносите частицу моего мира в свой мир, и мой мир разрастается - это же потрясающе! Мои картины - это больше арт-объекты, чем живопись, поэтому думаю, знатоки живописи ими особо не интересуются, а вот дизайнеры интерьеров их любят, замечательно отзываются и используют в своих проектах.
- Вы подвели меня к следующему вопросу: что вы думаете о направлении, все более набирающем силу и популярность, - интерьерной живописи или это скорее больше дизайн, нежели искусство?
- С интерьерным искусством я столкнулась 2020 году, когда замечательный дизайнер интерьера Лейла Улуханлы, основатель и владелица Leyla Uluhanli Interiors пригласила меня создать коллекцию картин для ее новой галереи в Москве Uluhanli Gallery. Это сотрудничество способствовало созданию коллекций Blossom, Melik и Blooming Desert, картины потрясающе вписались в интерьеры галереи и сочетались с эксклюзивными предметами мебели, созданными талантливой Лейлой Улуханлы, нашей соотечественницей. Мы и сейчас продолжаем успешно сотрудничать. Для меня это был замечательный старт, вовлекший меня в поток интерьерного искусства, которое сейчас набирает обороты. Что такое интерьерное искусство? В моем понимании это гармония сочетания, когда художники создают произведение, вписывающееся в интерьер и подчеркивающее его красоту, сохраняя при этом свою самостоятельность и индивидуальность.
- Чем обусловлены названия ваших коллекций, почему вы назвали их именно так? Какие коллекции ждут своего воплощения?
- Из новых коллекций это Blossom - «Цветение». Коллекция Melik названа в честь моего отца, коллекция Blooming Desert - «Цветущая пустыня» - мое философское отношение к жизни и смерти. Работы представляют собой цветы пустыни, хотя пустыня мертва, но в ней есть своя особенная жизнь, красивая мертвая жизнь... Сами картины сознательно сделаны так, что со временем они изменяются, еще больше трескаются, краска местами осыпается, оголяя предыдущие слои, меняется цвет.
Старые коллекции - это «Национальная коллекция», Love Story, «Животные», есть виртуальная коллекция Digital art и NFT.
Новые коллекции будут, и, однозначно, они не будут похожи на предыдущие, потому что жизнь не стоит на месте и каждый день приносит что-то новое и интересное. Есть Digital art, есть искусственный интеллект, который создает картины, так что, имея такую конкуренцию, надо соответствовать уровню, расти и развиваться в духе времени, а иногда - и опережая его.