Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Восприятие, взгляды и новые тренды
Азербайджанская диаспора за рубежом, как и сама наша многонациональная страна, представляет собой пестрый симбиоз представителей разных этносов, которые, проживая далеко от исторической родины, свято чтут место, где они появились на свет и где покоятся их предки.
По мере возможности они посещают азербайджанские города и села, где прошли их детство и юность, остались одноклассники и преданные соседи, встречаются с ними, чтобы еще раз окунуться в те далекие и добрые времена, когда отношения между людьми отличались большей сердечностью и бескорыстностью и были лишены прагматичности и меркантильности, набирающих силу в XXI веке.
Бакинец Александр Губский вырос в интернациональном районе города, в те времена носившем название Завокзального. После окончания №202-й школы поступил в знаменитый АЗИ на электромеханический факультет. Днем учился, а вечером работал на заводе им.Кирова в поселке Забрат-1. В последние годы учебы работал на нефтяном промысле в поселке Рамана на СП с немецким участием «Азгернефть». Впереди были 18 лет работы в международной нефтесервисной компании «Шлюмберже», которая командировала его то в Норвегию и Сибирь, то в Москву и Канаду. Однако в один прекрасный день он оставил все и решил посвятить себя увлечению детства - фотографии.
Сегодня известный в Канаде и США фотограф Александр Губский - гость газеты «Бакинский рабочий». Мы вместе листаем страницы его жизни, как бакинского периода, так и канадского в городе Калгари, где он проживает уже более 10 лет.
- Чем объясните столь резкий поворот в профессии, ведь вы были востребованным специалистом и, вроде, карьера развивалась успешно?..
- В 2014 году разразился кризис, цены на нефть резко упали, и компания предложила поехать в очередной раз в Москву, но мы с супругой решили, что появилась отличная возможность попробовать себя в новой профессии. Дети в то время учились в старших классах, и стабильность для них мы посчитали более благим обстоятельством, поэтому решили переехать в Калгари.
- Коль вы задумали полностью посвятить себя фотографии, видимо, она владела вами еще с юности, ведь всем нам свойственно это увлечение в школьные годы...
- Я занимался фотографией довольно серьезно. В СССР мы не были воспитаны на зарабатывание денег и в этом отношении были в некотором роде инфантильны, т.е. коммерческая составляющая напрочь отсутствовала, считалось постыдным брать деньги у людей. После распада Союза пришлось менять свои представления о жизни, но мы были молоды и нам было легче адаптироваться к новым условиям. Так с 2014 года я решил полностью посвятить себя развитию своего фотодела, и сейчас это основной род моей профессиональной деятельности. Сначала продвигал свои работы в городе Калгари, а теперь каждую неделю отправляю их своим заказчикам. В основном все они живут в США, где по ряду объективных причин рынок в десять раз больше рынка Канады, поэтому из каждых десяти моих картин девять едут в Америку. А вообще мои клиенты живут в разных странах, в т.ч. в Европе и Азии. Я предлагаю свои картины по принципу ограниченного тиража, когда каждая работа имеет не больше определенного количества копий, и после достижения этого количества картина выводится из ассортимента и больше не предлагается. Это создает своеобразное чувство уникальности, человек знает, что он не увидит свою картину на каждой стене или в календаре.
- Вы самостоятельно развивались в этой сфере или посещали какие-либо мастер-классы и тренинги у известных фотографов?
- Я учился только на своем опыте и примерах известных мастеров. Все операции и этапы фотографии я выполняю сам, в этом есть определенный шарм. Я замечаю, что мои клиенты ценят картины, сделанные автором собственноручно без отправки цифровой версии картины в мастерскую, где ее печатают, оформляют и отправляют клиенту. Многие фотографы даже не видят конечного результата своего труда, оставляя за собой только съемку и поручая остальную работу фотомастерской. Я предпочитаю все делать сам, отправляя заказчику небольшие репортажи с разных этапов и процесса работы, - делаю печать, монтирую на акрил, оформляю в раму, упаковываю в коробку и отправляю готовую картину.
- Начиная с момента выбора локации, ракурса, самой съемки и ее обработки весь последующий производственно-технический процесс от А до Я вы делаете сами в соответствии со своими требованиями качества и художественным вкусом. А как насчет транспортировки, тем более что ваши заказчики находятся в Штатах?
- Часто бывают картины очень большого размера, одному человеку не под силу их поднять, поэтому я прибегаю к помощи курьерских служб, таких как DHL или FedEx, которые всю тяжелую работу по доставке берут на себя.
- Выбирая пейзажи, вы ориентируетесь на вкусы своих клиентов, заранее обговаривая все нюансы, или сами интуитивно выбираете необычные виды природы и ракурсы?
- В целом и то, и другое, но в основном ориентируюсь на вкусы заказчиков, ведь по своему опыту знаю, что сегодня пользуется популярностью. Раньше изображения, которые нравились мне лично, покупались реже, а неудачные с моей точки зрения работы почему-то были нарасхват. Потом со временем я научился заранее определять, что будет пользоваться популярностью.
- Проживая долгое время в Канаде, работая с заказчиками из разных стран, вы изучили ментальность, вкусы, предпочтения западной публики и тренды, которые сегодня в ходу. Рассматривая фотографии, выставленные на вашем сайте (www.alexgubski.com,), понимаешь, какую огромную работу проделали вы как автор и какой долгий путь профессионального развития прошли. Это не простая съемка, ведь автор заранее видит и предвосхищает изображение, которое у него получится на выходе фотографии. Одно дело - каким вы видите пейзаж, а другое - как он будет выглядеть в печати, это разные вещи, и здесь ваш опыт и профессиональная интуиция дают это безошибочное видение. А как вы определяете размер ваших изображений и почему они неизменно крупные?
- Скажу так: визуальное впечатление, которые производят ландшафтные картины, очень зависят от размера, т.е. если одно и то же изображение вы будете рассматривать в журнальном варианте, держа его в руках, или когда оно на всю ширину стены, они будут смотреться неодинаково. Здесь совершенно разные восприятия, надо отойти на расстояние, чтобы объять взглядом все полотно, и потом, подойдя поближе, открыть дополнительные детали. Конкретные размеры, конечно же, диктуются заказчиком, когда на моем сайте он визуализирует предложенные мной изображения и как они будут выглядеть на стене. Одна такая картина размером со стену собирается из 10-20 фотографий, для того чтобы ее можно было распечатать в большом формате без потери качества. У меня также есть лицензия пилота, и иногда я пользуюсь этой возможностью, чтобы увидеть красоту природы с высоты и подобрать очередные места для съемок.
- Публикуются ли в западных журналах ваши фотоработы?
- У меня никогда не было стремления участвовать в конкурсах, поскольку все мои силы направлены на то, чтобы предложить моим клиентам художественные фото музейного качества. Хотя бывает, что независимо от моей воли я оказываюсь на страницах каких-то журналов.
- Персональные выставки у вас были?
- Я часто принимал участие в различных шоу, скажем, дизайна интерьеров и в качестве декора выставлял там свои работы. Также они представлены в галереях отеля Cesars Palace в Лас-Вегасе. Есть еще ежегодные ковбойские фестивали, проводимые в Калгари, куда со всего материка приезжают наездники и устраивают шоу своих навыков. Эти фестивали привлекают огромное количество людей. Я участвовал в фотовыставке на этих фестивалях. В последнее время, еще до ковида, нашел возможность продвигать себя в интернете, и теперь все контакты с заказчиками происходят онлайн. За последние несколько лет сотни моих работ нашли свое место в частных коллекциях и офисах крупных компаний по всему миру.
- Ваши фотокартины пользуются большой популярностью, а можно сказать, что сегодня в интерьерном декоре высокопрофессиональная фотография вытеснила произведения живописи?
- В США изобразительное искусство в плане интерьерного декора отличается от того, что мы видим в Европе, где живописное полотно, особенно оригинал, считается особым шиком. В Америке поп-арт-постеры бродвейских шоу или культовых фильмов в солидных рамах часто находят свое место в дорогих домах. У нас не принято вешать дома на стену афишу оперы «Лейли и Меджнун» или знаменитого художественного фильма, печатать ее в тысячах экземпляров и продавать. Здесь то, что принято или нет, отличается от того, что для нас представляется обычным. За последние десять лет фотография произвела скачок в своей популярности, и в крупных туристических американских городах - Лас-Вегасе, Майами, Лос-Анджелесе и др. на торговых улицах можно увидеть коммерческие фотогалереи, где продаются художественные фотокартины огромного размера. Поначалу это выглядело очень необычно, но сегодня эти богато оформленные произведения фотомастеров меняют восприятие и взгляды человека на искусство фотографии.
- В СССР фотография была уделом фотолюбителей, функционировали клубы фотолюбителей, в украшении дома часто встречались фото известных актеров театра и кино.
- Ландшафтная фотография не была развита, тем более она не применялась в качестве украшения интерьера. В лучшем случае это были репродукции картин или календари, а об изображениях крупного размера не было и речи.
- Как часто удается бывать в Азербайджане, делали ли съемки на природе?
- Не так часто, как хотелось бы, последний раз мы были этим летом, а до этого лет десять назад. Конечно, снимал Шахдаг, Шеки, Хызы, Шамаху, Шушу, побывал в других районах.
- Имеет ли значение для любителей ландшафтной фотографии география снимаемых пейзажей и какие у них предпочтения в этом плане?
- Да, имеет, очень часто мои клиенты интересуются видами тех мест, где они провели, скажем, романтический отпуск или медовый месяц, и хотели бы иметь в своем доме художественное фото тех мест.
- Т.е. вы отправлялись в те страны и конкретные места и снимали их?
- Да, когда мы приехали в Азербайджан, у нас был конкретный план, в какие районы мы направимся с учетом погодных условий, ведь это очень важный фактор для фотосъемки.
- Вы вносите большой вклад в диаспорское движение в плане пропаганды азербайджанской культуры. Расскажите об этой стороне вашей жизни, также неразрывно связанной с основным профессиональным занятием?
- В этой области я работаю на общественных началах как волонтер. Вся наша семья связана с диаспорой, наши дети с детства участвовали в национальной танцевальной группе и выступали на различных фестивалях. Сейчас они подросли и учатся в вузах, но в группе танцует новое поколение, и я все равно фотографирую все мероприятия азербайджанцев. Знаете, эти снимки становятся похожи на школьные фотоальбомы, навевающие ностальгические чувства, ведь первые члены группы уже повзрослели и теперь новое поколение заняло их место на сцене. Танцевальный коллектив азербайджанской диаспоры в Калгари - Azеri Calgary Stars уже выступал в парламенте Канады, на международных фестивалях и даже на сцене парка Диснейленд в Калифорнии.
- Замечательно, что вы ведете своеобразную фотографическую летопись диаспорского движения азербайджанцев в Калгари. Из этих фотосвидетельств можно сделать альбом, который будет подобен школьным виньеткам прошлого века и напоминать о прошедших годах, интересных встречах и веселых мероприятиях. Благодарю за интересную беседу и желаю вам успехов в профессиональной и диаспорской деятельности!