Афет ИСЛАМ

Афет ИСЛАМ

Праздник духовности и национальной идентичности

Общество
18 Июнь 2022
11:29
459
Праздник духовности и национальной идентичности

Лидеры утверждают свое мастерство и обретают фанатов

VIII Телевизионный конкурс мугама с каждой неделей набирает обороты. Постепенно сужается круг его участников - отсеиваются слабо подготовленные, вперед вырываются самые талантливые, отлично подготовленные и усердно работающие над собой юные ханенде.  

Помимо того, что ребята совершенствуют свои исполнительские способности, развивают голос, расширяют кругозор, осваивая все новые мугамы, теснифы, газели и умение удачно и эффектно их сочетать, конкурс также стимулирует их творческо-импровизационные способности, вокальные приемы, развитие и совершенствование художественного и музыкального вкуса. Уникальность  мугама состоит еще и в том, что каждый слушатель находит в нем ответы на волнующие его вопросы бытия, слышит в звуках отражение собственных страданий и одновременно черпает силы для их преодоления. Ведь слушатель  воспринимает мугам, прежде всего, своим сердцем и всеми фибрами души, именно поэтому публика не жалеет аплодисментов для тех участников, которым удалось затронуть самые сокровенные струны их внутреннего мира, невольно связав исполняемый мугам с тем огромным диапазоном переживаний, насущных вопросов бытия и страданий, которым во все времена подвергается человек. Для этого вовсе не обязательно знать, из каких частей состоит тот или иной мугам, достаточно того, что звуки его проникают непосредственно в наше подсознание, пробуждая уснувшие воспоминания и ощущения, порождая новые, - все то, что вмещает жизнь человека со всеми ее перипетиями, счастливыми и горестными моментами.  

Совершенное импровизационно и эмоционально окрашенное исполнение некоторых участников приводит зал в неописуемый восторг, и не случайно, что среди зрителей так много людей среднего и старшего возрастов, потому что для восприятия и понимания мугама надо духовно созреть. Ценность и феномен его в том и состоят, что в нем сливаются прошлое, настоящее и будущее, и эта сила позволяет человеку обрести самого себя, познать высшую красоту и мудрость, ощутить гармонию с миром, нравственно очиститься и возвыситься.

Очередное прослушивание на VIII Телевизионном конкурсе мугама состоялось в Международном центре мугама.  

По доброй традиции на концерты юных мугаматистов приглашаются члены семей шехидов и ветераны Карабахской войны. Публика, стоя, приветствует их благодарными аплодисментами. Мужественные азербайджанские женщины, потерявшие на войне отважных сыновей, по традиции до конца своей жизни не снимают траур. У многих, не по возрасту поседевших молодых матерей шехидов на всем протяжении выступлений молодых ханенде не просыхают глаза, а руки, инстинктивно ласкающие портреты погибших сыновей на груди, вызывают мурашки по коже. Все мы никогда не забудем героизма наших сыновей, сегодняшним днем мы обязаны только им, своей жизнью обеспечившим нам мирную жизнь и целостность нашей Родины.

Говоря о любви и верности к Отчизне, как не вспомнить поэзию выдающегося азербайджанского поэта Сейида Мухаммеда Гусейна Шахрияра, сердце которого билось в унисон с родным Азербайджаном. А сколько прекрасных стихов и газелей он написал на родном, азербайджанском языке и как не вспомнить лучшее из них...

 

Heydərbaba, ildırımlar şaxanda,

Sellər, sular şaqqıldayıb axanda,

Qızlar ona səf bağlayıb baxanda,  

 

Salam olsun şövkətüzə, elüzə,

Mənim də bir adım gəlsin dilüzə.  

 

Heydərbaba, yolum sənnən gəc oldu,

Ömrüm keçdi, gələmmədim, gec oldu,

Heç bilmədim gözəllərin nec oldu,

 

Bilməz idim döngələr var, dönüm var,

İtginlik var, ayrılıq var, ölüm var...

 

В этот вечер малолетние ханенде продолжали исполнять ритмические мугамы, а старшая группа - теснифы и мугамы на слова газелей М.Шахрияра, неразрывно связанные с национальной идентичностью нашего народа.  

Сначала выступили участники до 18 лет. Первым в этой группе на сцену вышел Аббас Мансимов с Qarabağ şikəstəsi, причем спел настолько проникновенно, профессионально и правильно, что заслужил наивысшие оценки членов жюри, получив 80 баллов и нескончаемые аплодисменты зала. А.Мансимов всегда выступает ровно и ярко, заявляя о себе как о будущем ханенде. Qarabağ şikəstəsi исполняется на верхних регистрах, и не каждый ханенде до конца сохраняет высокий градус энергии и неутомимость голоса. Аббас со всеми трудностями технического и ритмического характера справился отлично. Его манера пения, сопровождаемая чистой детской улыбкой и притягательным обаянием, обезоружила всех в зале.  

Сегодня звуки этого сугубо карабахского мугама победоносно и жизнеутверждающе раздаются в нашей освобожденной Шуше!  Мугам, как и во все века, становится мощным оружием азербайджанского народа, заставить умолкнуть который бессильны пушки и ракеты. Qarabağ şikəstəsi - визитная карточка Карабаха, опровергающая любые доводы и притязания алчных соседей и доказывающая исконную принадлежность этого региона Азербайджану.  

С каждым конкурсом в необъятный океан мугама вливаются свежие силы, прекрасные голоса, обогащая и возрождая древний мугам дыханием молодости, собственной интерпретацией и самобытным пением.  

Мугам, согласно восточным воззрениям, ниспосланная Богом музыка, именно поэтому она обладает даром исцелять раненые сердца. Например, древние философы и мыслители Аль-Фараби, Ибн-Сина и другие считали, что мугам - это музыка, обладающая силой терапевтического и магического воздействия на человека. Эта мысль встречается во всех музыкальных трактатах Востока, особенно с XIII по XIX в., что, конечно же, не является случайностью.  

Айдан Гамзаева, подключившаяся к конкурсу из России, на этот раз спела сложнейший мугам Mənsuriyyə, выступив несколько напряженно, голос ее то и дело сползал с тональности, и, как результат, оценка в 66 баллов оказалась самой низкой за весь вечер.  

Следующие участники - Амрах Мамедов с Bayatı-İsfahan, Сабина Аббасова с Şikəsteyi-fars и Таир Шафиев с Xumayun təsnifi выступили бледно и монотонно, голос звучал неубедительно, при том, например, что низкий и красивый тембр Таира, напоминающий известного ханенде прошлого века, народного артиста Абульфата Алиева, словно создан для мугама и теснифов, но меланхоличная манера пения свела на нет всю красоту его вокальных данных.

Исполнение Вусала Гасымова запомнилось ярко выраженной  индивидуальностью, живостью и прочувствованностью каждой ноты и слова. Это прекрасно, когда на лице и в голосе ханенде отражается весь богатейший диапазон эмоций, заложенных в музыке.  

Самые яркие участники с каждым выступлением словно поднимаются в своем развитии на ступеньку выше, с каждым выходом на сцену поют с еще большим внутренним подъемом и проникновением в глубины мугама, энергично подбрасывая гавал, стараясь на своем, детско-юношеском уровне прожить за несколько минут драматизм музыки и философию газелей.  

Благотворная и позитивная аура личности Вусала с первых минут расположила зрителей, вызвав их искреннюю симпатию. Радует тот факт, что избранные участники обладают великолепными голосами, у некоторых и вовсе невероятный по красоте и благозвучию тембр, проникающий в самое сердце слушателя. Единственное, чего не хватает им на данном этапе, - это исполнительский опыт, более глубокие знания мугама и классической поэзии.  Не последнюю роль в этом играют музыкальная интуиция и эмоциональная способность проникновения и умения осветить голосом, казалось бы, невидимые закоулки мугамных переходов и нюансов.

Последние три участника - неоспоримые фавориты конкурса, и по тому, как встречала их публика, было ясно, что зрители с нетерпением ждали их выступления. Обаятельный Фуад Азиззаде с большим чувством спел Segah, демонстрируя свою искреннюю любовь к исполняемой музыке и наслаждение ею. Его голос хорош не только в мугамах, но и, думаю, в ашугской музыке. Фуад заслуженно получил максимальную оценку в 80 баллов. Прекрасное исполнение продемонстрировали и Улькер Абдуллаева с Dilkəş, и Дашгын Кюрчайлы с Mahur təsnifi, также получившие наивысшие баллы. Создавалось такое впечатление, что эти юные ханенде поют для каждого из нас, стараясь раскрыть все пласты своего таланта и донести до слушателей свое понимание этого бессмертного искусства.  

К слову, одна из важных рекомендаций жюри состоит в том, что они настоятельно советуют ребятам внимательно слушать инструментальное сопровождение, которое не дает сходить с тональности, подбирать исполняемые мугамы и теснифы в соответствии с силой своего голоса, рассчитывать свою энергию по длительности мугамов, чтобы голос на всех регистрах не уставал и сохранял свою работоспособность до конца выступления, одновременно не забывая показать при этом образ, динамику и характер самого мугама или теснифа. Глубоко компетентные и аргументированные замечания и советы уважаемых судей с разных ракурсов и точек зрения освещают исполнение участников. Все они дельные, серьезные и ценные, и если собрать их воедино, можно составить великолепный учебник по правилам исполнения и характеру мугамов и теснифов. Самое примечательное состоит в том, что все высказывания судей озвучиваются в оптимистическом и доброжелательном духе, в уверенности в том, что при надлежащем старании у каждого участника  все непременно получится.

Второе прослушивание в четверг началось с выступления Фатимы Керимовой из группы малолетних участников. Когда она выступила с Qarabağ şikəstəsi, невольно думалось о том, что этот ритмический мугам настолько совершенен и прекрасен, что при любом исполнении его глубоко волнующая музыка  доставляет особое наслаждение. Самый маленький по возрасту Мухаммед Ализаде исполнил сложный мугам Osmanlı, в котором чередование ритмов, а также нижних и верхних регистров во время голосовых переходов требует от исполнителя мобилизации всех физических и творческих сил, максимальной сосредоточенности и точного знания всех нюансов. Мухаммед исполнил его блестяще, набрав 80 баллов.

Следующие участники - Равана Велиева с Çahargah təsnifi, Сабир Гусейнов с Zabul segah, Наргиз Джаббарова  с Bayatı-Şiraz и ханенде из Ирана Педрам Ранджбар с Xumayun продемонстрировали правильное, но не особо впечатляющее пение, которое отразилось на оценках.  

Слушая как юных, так и вполне состоявшихся ханенде, понимаешь, что яркое и эмоциональное исполнение мугама больше зависит от темперамента певца, нежели его голоса, именно темперамент выдает отношение певца к  мугаму, окрашивает эмоциями и раскрывает то удовольствие, которое он испытывает при исполнении.  

Особо хотелось бы отметить лидеров конкурса, вновь набравших максимальные баллы. Это Вугар Абилов с Bəstənigar təsnifi и Айнур Гасанханова с мугамом Şur. Вугару всегда удается создать образ и передать настроение исполняемого мугама, срывая бурные овации публики. Теснифы, которые он исполняет, звучат редко, что говорит о тщательном отборе им репертуара, свежем подходе и оригинальном пении. Это очень серьезный и ответственный участник, можно сказать, вполне сформировавшийся ханенде.

Айнур, исполняя весь мугам на низких регистрах, ничуть не потерявших, а, напротив, вынесших на поверхность глубокую выразительность и мудрость этого мугама, переходя к теснифу, спела известную песню Heydərbabaya salam Шахрияра, которую с ностальгией исполняла незабвенная Рубаба Мурадова.  Казалось бы, внести что-то новое и, главное, свое в звучание этой замечательной песни невозможно. Но талант потому и талант, что находит новые краски и акценты, чтобы подчеркнуть собственное, более свежее, но при этом глубокое понимание всем известной музыки и слов, которые превратились в жизнеутверждающий символ национальной идентичности азербайджанцев. Без всякого преувеличения можно сказать, что Айнур своим самозабвенным и чувственным исполнением буквально взорвала зал, который в восторженном экстазе не уставал одаривать девушку бурными аплодисментами. Это было блистательное исполнение и мугама, и теснифа, это был настоящий триумф!  

Слушая народные мугамы, теснифы и ренги, не перестаешь удивляться  совершенной красоте мелодии, эстетичности и гармоничности благозвучия, лиризму и эмоционально-философской глубине, которые были заложены в них и шлифовались на протяжении веков. Можно ли победить народ, который создает столь прекрасную, ласкающую слух, услаждающую душу и питающую разум музыку?! Ответ очевиден, и удивительно ли, что вероломные соседи так и норовят присвоить наши мугам и теснифы, не подозревая о том, что мугама без газелей, а газелей без аруза, которых у них отродясь не было и не может быть, просто не существует!  

По итогам этой недели с минимальными баллами из конкурсного марафона выбыли Айдан Гамзаева из группы малолетних участников и Сабина Аббасова. Они продолжат свое познание мугама, прилагая все больше усилий для того, чтобы стать настоящими ханенде.  

После завершения прослушиваний этой недели мы попросили члена жюри, народного артиста и композитора Сардара Фараджева прокомментировать наиболее яркие выступления участников.

- Конкурс подходит к своему экватору, отсеялось несколько человек, и на арене состязания остаются сравнительно сильные исполнители, - говорит Сардар муаллим. - Это увеличивает интерес и накал конкурса, показывает стабильность выступлений некоторых участников. Есть те, кто демонстрирует неровное и противоречивое исполнение, и в силу этого нельзя утверждать, кто из них однозначно слабый или сильный. Можно сказать, соревнуются сильные. На этой неделе среди удачно выступивших могу отметить Фуада Азиззаде, который напомнил нам маститых карабахских ханенде; Улькер Абдуллаеву, которая очень органично вписывается в сцену и с каждым разом показывает великолепное исполнение, подкупая своей искренностью, музыкальностью и чудесным голосом. Также хотел бы отметить оригинального Дашгына Кюрчайлы, необычное пение которого вызывает огромный интерес аудитории. Его имя словно воплощает его бурный темперамент, который выплескивается в потрясающее пение, словно чистая, прозрачная река, спускающаяся с горных вершин. Самозабвенное исполнение, искреннее погружение и влюбленность в мугам этого ханенде очевидны и покоряют сердца зрителей.  

Не могу не отметить Айнур Гасанханову, которая вместе с Улькер демонстрирует среди девушек отличное исполнение и высокие результаты. Вообще, стабильность выступления - очень важное качество для представителя сцены, который выступает перед публикой и способен показать свои лучшие таланты и заслужить ее любовь.  

Также хорошо проявил себя Вугар Абилов. Надо сказать, у лидеров конкурса прекрасные голоса, созданные для мугамов. Правда, есть такие мугамы, где эффектен, скажем, голос Дашгына, а есть такие, где выгодно звучат, например, голоса Фуада и Вугара. Знаете, нынешний конкурс, словно ожерелье, вобрал в себя настоящие жемчужины, каждая из которых со своим непохожим цветом, яркостью, ценностью, поэтому я считаю, что конкурс достойно выполняет почетную миссию, представляя новые голоса, которые на протяжении всего марафона шлифуются, совершенствуются и приобретают более тонкое, яркое и наполненное звучание.  

Здесь надо отметить и роль педагогов, которые не жалеют сил для своих питомцев, - это Газанфар Аббасов, Гюльяз и Гюльянаг Мамедовы, Тайар Байрамов, Закир Алиев. Успешное выступление фаворитов конкурса подтверждает их высокое педагогическое мастерство.  

- Скажите, на каком этапе конкурса две группы участников соединятся воедино?

- Когда в каждой возрастной группе останется не меньше пяти участников. С течением времени объем мугамов будет расширяться, участники будут петь не отдельные фрагменты, а целые дястгяхи, которые длятся минут 30-40, а то и больше. Но до этой стадии доходят настоящие тяжеловесы, одолеть дястгях под силу не каждому, порой даже опытному ханенде. Здесь уже другая философия, другая эмоция, другое содержание и настроение. К счастью, мы приближаемся к этому этапу.

Слушаешь юных мугаматистов и понимаешь, что лучший в мире азербайджанский мугам живет и развивается, принимая в свою бессмертную обитель все новых влюбленных поклонников, пение которых будет наполнять новые поколения людей неописуемым счастьем, просветляя и очищая их сердца. Сменятся поколения, но мугам останется в веках, на свет которого будут слетаться все новые таланты и сердца.

 

Афет ИСЛАМ,  

«Бакинский рабочий»

Экономика
Новости