Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Сочинения Фарханга Гусейнова ждут своего часа, который непременно пробьет
Все мы знаем о том, что в трудные 90-е годы, когда серьезная классическая музыка, мягко говоря, была не в цене, и по большому счету стране было не до нее, многие азербайджанские музыканты получили приглашения из разных консерваторий Турции и уехали в братскую страну преподавать.
Сказать, что они просто занимались педагогической деятельностью, значит, ничего не сказать. Наши высококлассные музыканты фактически поставили на ноги музыкальное образование в этой стране, воспитали многие поколения (!) талантливейших турецких музыкантов, которые сегодня успешно выступают на престижных мировых сценах. Более того, азербайджанцы за все эти годы заложили основы разных исполнительских школ - фортепианной, скрипичной, виолончельной, дирижерской... Можно сказать, почти все консерватории братской страны, функционирующие при университетах, имеют сегодня свои симфонические оркестры, своих дирижеров и солистов, которые успешно гастролируют по всему миру.
Совершенно естественно, что, помимо оркестров, широкую концертную деятельность осуществляют и разные камерные ансамбли, дуэты, трио, квартеты и квинтеты, хоровые коллективы. Что немаловажно, творческий, образовательный и организационный потенциал азербайджанских музыкантов и их труд оценивается турецким государством по достоинству. Даже в самых маленьких городах Турции открываются оперные театры, и в любом музыкальном учреждении или коллективе можно встретить азербайджанских музыкантов. А самое интересное заключается в том, что все концерты классической музыки проходят при полных аншлагах. В результате современная музыкальная культура Турции резко поднялась в своем развитии, достаточно высоко котируется в мире, и в этом, конечно же, есть достаточно существенный вклад и неоценимые заслуги наших музыкантов.
Информационным поводом к написанию этой статьи послужило недавнее сообщение о том, что оркестровому залу Государственной консерватории Университета Чукурова в Турции присвоено имя азербайджанского композитора, скрипача, заслуженного артиста, профессора Фарханга Гусейнова (1949-2010).
С этой инициативой выступила наша соотечественница - директор Государственной консерватории Университета Чукурова, профессор Ульвия Асланова Гюлер. Почин Ульвии ханым был поддержан и одобрен советом вуза.
Память об азербайджанском композиторе не случайно увековечена турецким университетом. Живший с 1992 года в Турции Фарханг Гусейнов работал сначала заместителем заведующего кафедрой струнных инструментов в Государственной консерватории Университета Чукурова, а затем деканом струнного факультета. Здесь он занимался педагогической и творческой деятельностью. Раскрывая студентам секреты исполнительского искусства на скрипке, он успешно выступал в концертных залах Анкары, Измира, Мерсина, Бурсы и других городов.
Фарханг Гусейнов родился в 1949 году в Баку. В 1975 году окончил исполнительский факультет Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, а в 1982-м - композиторский факультет Азербайджанской государственной консерватории (ныне - Бакинская музыкальная академия имени Узеира Гаджибейли (БМА). Был доцентом кафедры струнных инструментов БМА. Ему преподавали великие мастера - Кара Караев, Карп Домбаев, Леонид Коган. Он считался одним из лучших преподавателей по классу скрипки в Турции
Ф.Гусейнов - автор опер «Маленький принц» и «Кодайо», сочинений «Путешествие во времени», «Пусть будет мир на Земле!», сонат для фортепиано, скрипки, виолончели, кантат для солистов, хора и оркестра и ряда других произведений.
Ф.Гусейнов скончался в 2010 году.
Очень интересна история его последней оперы «Кодайо», которая была специально заказана Фархангу Гусейнову японским правительством после его победы на международном конкурсе композиторов симфонической музыки «Великий шелковый путь». Японская легенда XVIII века ожила на сценах театров Токио, Осаки и Сузуки в музыкальной обработке азербайджанского композитора. У нас рассматривалась возможность постановки оперы «Кодайо» в стенах Театра оперы и балета при содействии посольства Японии в Азербайджане, однако эта идея так и не нашла своего реального воплощения. По мнению японцев, автор оперы «Кодайо» явился родоначальником и основоположником японской национальной оперы - факт, говорящий о многом...
Композитор за время, когда он жил в Японии, знакомился с культурой этой удивительной страны. Позднее он вспоминал, что, работая над оперой, он стал думать по системе ценностей японцев, считая, что деятель азербайджанской культуры должен служить без расчетов на звания и награды так, как это делают настоящие самураи. Сегодня музыка Фарханга Гусейнова звучит в разных странах - от Японии до Латинской Америки, именно в этом он и видел задачу деятеля искусств. Он служил своей национальной культуре и считал себя обязанным всем, не рассчитывая на какие-либо награды и преференции.
В беседе с газетой «Бакинский рабочий» директор консерватории, профессор Ульвия Асланова Гюлер отметила, что ей не довелось работать с Ф.Гусейновым, поскольку она приехала в Адану тогда, когда уже они вернулись на родину. Однако она, конечно же, была в курсе той огромной работы, которую он проделал, и свидетельницей глубокого уважения и почтения к его памяти.
- Что касается идеи присуждения залу имени Фарханга Гусейнова, отмечу, что у нас в университете открылся новый зал для занятий с оркестра которым, кстати, руководит наш соотечественник, выпускник БМА, много лет проработавший в Кельне (Германия), Валид Агаев. Примерно полтора года назад мы предложили руководству университета назвать этот зал именем азербайджанского композитора. Для этого в Турции необходимо постановление Сената, который состоит из 60 профессоров разных факультетов. Дело в том, что турецкие университеты объединены одной общей структурой. На территории, скажем, Чукуровского университета города Адана находятся медицинский, стоматологический, сельскохозяйственный и другие факультеты, а также консерватория. У каждого из них свой руководитель - декан или директор, и ректор - возглавляющий всех. На данный момент им является профессор Марьям Тунджель, благодаря поддержке которой, а также всех членов Сената мы смогли провести предложение о присвоении имени Ф.Гусейнова залу нашей консерватории.
Ульвия ханым добавила, что постановление сената совпало с Победой Азербайджана в Отечественной войне в Карабахе, поэтому присуждение имени азербайджанского композитора оркестровому залу турецкой консерватории явилось для всех наших соотечественников, работающих в Турции, еще более значимым и радостным событием.
- К памяти Фарханг муаллима здесь относятся с очень глубоким уважением - и педагоги, и студенты, многие из которых работают в симфоническом оркестре города Адана, - говорит директор консерватории. - Его бывшие студенты слывут одними из лучших скрипачей города. Ф.Гусейнов, помимо преподавания класса скрипки, также занимался оркестровым классом, дирижировал студенческим оркестром. Именно по этой причине и было решено назвать его именем оркестровый зал, потому что он имел к нему непосредственное отношение.
- Завтра, 16 февраля, очередная годовщина смерти известного азербайджанского композитора Фарханга Гусейнова, планируете ли вы какоелибо мероприятие, посвященное его памяти?
- По причине пандемии отменены очень много концертов и мероприятий, поэтому вовремя подготовиться к этому мы не успели. Дай Бог, в ближайшее время мы организуем вечер его памяти. Я буду искренне содействовать организации подобного мероприятия.
В связи с этим интересно послушать мнение профессионалов. Заслуженный деятель искусств Азербайджана, заведующий кафедрой композиции БМА, профессор Айдын Азим любезно согласился поделиться мыслями о творчестве Ф.Гусейнова:
- Безвременный уход Фарханга я бы назвал ощутимой потерей для нашего музыкального искусства. Фарханг вырос и получил блестящее воспитание в прекрасной семье ученых-патриотов, был упорным в своих исканиях. Это был очень талантливый человек, его отличал высочайший профессионализм, каждое его сочинение можно назвать событием, хотя исполнялись не столь часто, как того заслуживали. Да, он жил и работал в другой стране, но в 90-х гг. была иная ситуация, высокое искусство музыки не было востребовано так, как сегодня, и поэтому многие наши высококлассные специалисты уехали работать за рубеж, где был больше востребован их творческий и профессиональный потенциал. В Турции Фарханг основал скрипичную школу, и какую!.. Приходится сожалеть - какие кадры и, вообще, школу это замечательный педагог мог бы подготовить у себя дома.
Его смерть повергла в шок всю консерваторию в Адане, там признавали его высочайший уровень знаний и компетентности. Я был членом жюри многих конкурсов и фестивалей в Турции и скажу, что ученики Фарханга всегда занимали ведущие места. Никого рядом с ним в плане педагогической самоотдачи нельзя поставить, хотя у нас есть выдающиеся музыканты, но Фарханг сумел создать свою школу, и это очень важно. Я присутствовал на премьерах его балета и оперы, они высококлассны и великолепны. Он проделал колоссальный объем работы не в своей стране, добившись признания и успеха. При огромной загруженности он еще писал и музыку, что невероятно сложно. Талантливые люди - народ особый. Фарханг был очень добрым и точным человеком, это один из самых талантливых представителей своего поколения. Он состоялся как педагог, он передал все, чем владел, своим студентам и ученикам, консерватории Аданы. Однако как композитор он сказал не все, он не успел в полной мере проявить свои потенциальные возможности даже при большом количестве крупных симфонических сочинений. Я уверен, что придет время, когда произведения Фарханга будут исполняться во всю, его имя будет произноситься с гордостью и уважением всегда. Гениального И.С.Баха 150 лет никто не знал, лишь Мендельсон нашел его сочинения и открыл их миру. Наследие талантливых людей может предаться забвению, но обязательно приходит время, когда они становятся достоянием народа...
Говорят, всему свое время, и мне думается, сочинения талантливейшего азербайджанского композитора ждут своего часа, который непременно пробьет и пробьет во весь голос, на весь Азербайджан, его услышит весь мир!.. А ждать осталось недолго, всего лишь чуть больше века…
Афет ИСЛАМ,
«Бакинский рабочий»