Тамила ХАЛИЛОВА

Тамила ХАЛИЛОВА

В корне процессов - нефть

Экономика
12 Январь 2024
07:55
1432
В корне процессов - нефть

ВБ огласил прогнозы экономического роста нашей республики 

Судя по прогнозам Всемирного банка, экономический рост в нашей республике усилится за два последующих года. Этому поспособствуют все еще высокие сырьевые цены, устойчивость потребителей в ожидании снижения инфляции и последовательный рост экспорта. 

Международная финансовая организация ожидает, что ВВП нашей республики в наступившем году увеличится на 2,4%, при этом рост несколько усилится в следующем финансовом цикле, достигнув 2,5%. В своей январской отчетности «Глобальные экономические перспективы» (Global Economic Prospects) ВБ выступил с оценкой экономических перспектив всего Южного Кавказа. Как выяснилось, среднегодовой рост в регионе на протяжении двух лет составит 3,3%.  «Хотя ожидается дальнейшее сокращение странами региона притока денежных переводов из России, реэкспорт и туризм будут продолжать поддерживать экономическую активность стран Южного Кавказа», - отмечается в докладе. «Однако долгосрочному росту по-прежнему будут препятствовать сырьевая зависимость, слабость транспортных связей и логистики, а также возможная продолжающаяся геополитическая напряженность», - указывают авторы доклада.
Рост национальной экономики противопоставлен спаду ВВП в соседних странах. Например, согласно оценкам ВБ, ВВП Грузии за эти два года увеличится на 4,8% и 4,5% соответственно, тогда как в минувшем году данный показатель в сопредельной стране был на уровне 6,5%. 

Таким образом, по прогнозам международной структуры, из трех стран Южного Кавказа только в Азербайджане ожидается ускорение темпов прироста ВВП. 
Между тем, ожидания аналитиков ВБ не сильно отличаются от прогнозов Министерства экономики Азербайджана - в главном экономическом ведомстве страны прогнозируют рост ВВП в этом году на уровне 2,4%, в 2025-м - 2,9%.
Перспективы экономики нашей страны в новом году несколько скромнее тех, что были заявлены в начале прошлого года. Номинальный объем ВВП республики, включающий стоимость всех товаров и услуг по реальным ценам, в январе-ноябре составил 110,2 млрд манатов ($64,8 млрд), а реальный рост экономики оценивается в 0,8%, сообщили в 
Госкомитете по статистике. По итогам десяти месяцев данный показатель был на уровне 0,5%. 
Как следует из этих данных, текущие цифры существенно уступают прошлогодним, ведь по итогам минувшего года экономический рост в стране был заявлен в пределах 4,6%. Относительно более серьезный прорыв являют данные по прогрессу в ненефтегазовом секторе, подросшем за одиннадцать истекших месяцев на 3,2% на фоне некоторого спада в углеводородном сегменте народного хозяйства. По мнению местных аналитиков, скромные показатели прошлого года отражают понижение мировых сырьевых цен и падение нефтедобычи в Азербайджане, и поэтому главный вопрос уходит в плоскость сырьевых перспектив. 
За десять дней декабря было зафиксировано 6-процентное понижение котировок нефти, а пик падения наблюдался под занавес прошлого месяца, говорит депутат Милли Меджлиса Вугар Байрамов. В первые дни наступившего года тенденция удешевления нефтяных цен продолжилась. Кстати, в прошлом месяце баррель эталонной марки Brent опустился до $76. Так что сейчас продолжаются прошлогодние процессы удешевления сырьевых цен, потянувшие за собой макроэкономические показатели, поясняет собеседник. Например, в рекордном по росту макроэкономических индикаторов позапрошлом году средняя цена Brent превышала $100, а в минувшем году эталонная марка предлагалась чуть выше $80. 
«Словом, неудивительно, что макроэкономические показатели позапрошлого года сильно отличаются от прошлогодних солидным приростом ВВП, положительного сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Позапрошлый год оказался на редкость удачным для экономики, особенно благодаря высокой цене на нашу нефть, - делится В.Байрамов. - Например, средняя стоимость барреля составила тогда $100,93. По предварительным оценкам, прошлогодний ценовой уровень не превышал $82,56. Упомянутый фактор представляет особую важность для объемов экспортной выручки, но пока еще нет повода для беспокойства, поскольку нынешняя цена превышает норму отсечения в государственном бюджете. Фактор нефтегазовых цен чрезвычайно важен для валютных поступлений, ведь на нефть и нефтепродукты приходится до 80% всего отечественного экспорта. Так что сложно переоценить роль и значение главного экспортного ресурса для доходов и притока в страну иностранной валюты. Сейчас котировки ключевого экспортного сырья превышают $70, следовательно, мировые цены на порядок выше заложенной в бюджете стоимости барреля. Фактически это означает, что при цене в $60 никаких затруднений в процессе формирования бюджетных доходов не предвидится». 
Помимо экономического роста, мировые котировки нефти останутся в этом году в центральной повестке финансовой стабильности. Ведь позиции нашей денежной единицы зависят от величины экспортных валютных поступлений. 
Именно нефть является залогом стабильного валютного курса, считает эксперт: «Так что количество поступающей валюты и состояние платежного баланса будут напрямую зависеть от событий на мировых биржах. Что же касается влияния этого фактора на позиции азербайджанской денежной единицы, в заявлении Центрального банка об основных направлениях денежно-кредитной политики нынешнего года подчеркивается, что нефтяные доходы останутся ключевым стимулом воздействия на валютный курс». 
Выраженная в долларовом эквиваленте стоимость национальной валюты зависит от состояния платежного баланса, а этот макроэкономический показатель определяется доходами, поясняет В.Байрамов. 
«Несмотря на спрос и предложение валюты в бюджетном секторе, а также валютные ожидания субъектов экономики - основные факторы влияния на баланс валютного рынка, очевидно, что все они плотно зависят от волатильности нефтяных цен, - поясняет эксперт. - А заявление регулятора о готовности к валютным интервенциям для достижения оперативных целей курсовой политики означает, что валютные резервы могут выступить в роли финансовой подушки безопасности. Иными словами, главный банк может использовать этот ресурс для стабилизации ситуации на случай серьезной волатильности сырьевых цен. Проще говоря, если цена на нефть обрушится, курс маната будет напрямую зависеть от позиции Центробанка», - резюмирует В.Байрамов.
 

Экономика
Новости