Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Во внешней экономике Азербайджану следует уделять больше внимания странам Каспийского региона
Общеизвестно, что Азербайджан исторически занимает выгодное географическое положение, находясь на перекрестке путей, проходящих с Севера на Юг и с Востока на Запад. Все это и предопределило роль нашей страны как важнейшего регионального транспортного хаба. Таковым Азербайджан был в древности, контролируя Великий шелковый путь, таковым является и сейчас, контролируя «Средний коридор» и транспортный маршрут Север-Юг.
Тут следует отметить, что грузопоток по обоим маршрутам с каждым годом растет, о чем говорят сухие цифры. Так, если в 2019 году на российско-азербайджанской границе грузопоток автотранспорта по международному транспортному коридору (МТК) Север-Юг составил порядка 4,5 млн тонн, то ожидается, что в ближайшие год-два этот грузопоток может вырасти в 1,5 раза - до 7 млн тонн в рамках уже имеющейся инфраструктуры. А если учесть, что в целом мощность МТК Север-Юг составляет порядка 15 млн тонн грузов в год, то есть все шансы, что в ближнесрочной перспективе грузопоток по данному коридору достигнет своего пика.
Свою точку зрения на дальнейшее развитие обоих транспортных коридоров - Север-Юг и Восток-Запад в интервью газете «Бакинский рабочий» высказал доктор экономических наук, профессор Эльшад Мамедов.
- Каковы перспективы роста грузопотока по транспортному коридору Север-Юг?
- Считаю, что объем грузопотока по транспортному коридору Север-Юг возрастет в разы уже в ближайшем будущем. Но это будет зависеть от того, как пойдут процессы реализации региональных экономических и интеграционных проектов. В то же время очень многое (с точки зрения роста доходности стран-участниц данного транспортного коридора) будет зависеть от проводимой макроэкономической политики в государствах региона. Если нам удастся пойти по пути углубления региональной экономической интеграции, если мы сможем совместно реализовать крупные региональные инвестиционные проекты, то в итоге нам удастся выйти на показатели прироста пропускной способности транспортного коридора Север-Юг. Как известно, его максимальная пропускная мощность составляет 15 млн тонн в год и на этот показатель выйти вполне реально.
Но важно то, что именно будет транспортироваться по этому коридору. Одно дело, если мы будем продолжать много и пространно рассуждать о транзите, и совсем другое - если по этому маршруту мы будем транспортировать высокотехнологичную продукцию, продукцию с высокой добавленной стоимостью. Так что, в случае транспортировки такой высококачественной продукции для стран региона это будут совершенно иные горизонты с точки зрения увеличения способности наших национальных экономик. Поэтому необходимы совместные инвестиции и региональная экономическая интеграция для того, чтобы добиться повышения конкурентоспособности всего нашего региона в целом и повышения конкурентоспособности того сегмента коридора Север-Юг, который проходит по территории Азербайджана.
- В последнее время маршрут Север-Юг привлекает все больше внимания со стороны России в силу известных событий в Украине и действующих санкций со стороны стран Запада…
- Для России Азербайджан и соседние страны превращаются в приоритет, и вместе с тем в такой же приоритет для Москвы превращается Азия, в частности, восточная ее часть. Поэтому я полагаю, что исходя из внешнеэкономической повестки, мы станем свидетелями существенного смещения акцентов в российской политике в сторону Азии и постсоветского пространства. Все это будет происходить в контексте серьезного ухудшения отношений между Россией и странами коллективного Запада. При этом роль Азербайджана будет существенно возрастать. В этом ракурсе нужно поставить в качестве целевого ориентира выход на полную пропускную мощность транспортного коридора Север-Юг. Но опять-таки для повышения конкурентоспособности как транспортных коридоров, так и национальных экономик стран региона в целом необходимо наращивание инвестиционных потоков с прицелом на инновационные сферы, чтобы наш регион стал центром производства высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью.
- В плане полной реализации МТК Север-Юг на всем протяжении маршрута, а не только на российско-азербайджанском отрезке, имеется камень преткновения в виде отсутствия значительного сегмента железной дороги между иранскими городами Решт и Астара. Почему затягивается строительство этого участка дороги?
- У меня на этот счет точной информации нет, но если строительство участка Решт-Астара действительно затягивается, то тут речь может идти о целом ряде факторов. Во-первых, не нужно забывать, что Иран находится под давлением весьма жестких санкций. Это касается и импорта технологий. Хотя надо иметь в виду и то, что Тегеран в целом продемонстрировал устойчивость к санкционному давлению. Однако, в вопросе реализации различных технологических проектов, наш южный сосед все же сталкивается с определенными трудностями.
Во-вторых, Иран - это страна с внушительным экономическим потенциалом. Цели и задачи инвестиционного плана там разнопрофильные. ИРИ имеет широкие возможности с точки зрения диверсификации, в том числе и транспортно-логистических проектов. Поэтому для Баку важно, чтобы те проекты, в которых участвует Азербайджан, были бы приоритетными и для Ирана, в частности, конечно же, если речь идет о проектах, проходящих по иранской территории и предусматривающих участие иранской стороны. Поэтому важна интенсификация переговорного процесса по ускорению реализации договоренностей, связанных с углублением транспортно-логистических возможностей Азербайджана и в этом контексте сотрудничество с Ираном должно носить характер одного из приоритетов с точки зрения внешнеэкономической повестки нашей страны.
Вместе с тем я не думаю, что между Баку и Тегераном существуют неразрешимые политические проблемы. В целом страны находят общий язык, выход из сложных ситуаций. Тем не менее, возникающие порой разногласия должны находить свое решение, как это и происходило в прошлые годы, когда политическая мудрость и прагматичность руководства наших стран приводили к весьма позитивным результатам с точки зрения межгосударственных отношений.
Поэтому мы вправе рассчитывать на то, что вопрос строительства участка Решт-Астара будет решаться в позитивном ключе, и обе страны будут наращивать свои возможности в плане усиления конкурентоспособности национальных экономик.
- В последнее время, также в связи с событиями в Украине, все большей популярностью начинает пользоваться другой международный транспортный маршрут, пересекающий Азербайджан, - «Средний коридор» или Транскаспийский международный транспортный маршрут. Каковы перспективы этого коридора в ближайшие годы?
- События в Украине не должны сказаться на отношениях Азербайджана с соседними странами. Баку придерживается политики, основанной на приоритете национальных интересов, и региональные проекты, в которых участвует наша страна ни в коем случае не должны носить характер направленности против каких-либо стран. Как известно, внешнеэкономическая повестка любого государства сложноструктурирована. Но вместе с тем приоритет дружественным и соседним с нами странам во внешнеэкономической повестке Азербайджана должен соблюдаться. Так что, если говорить о Прикаспийском регионе, то в данном случае сотрудничество в первую очередь касается пяти стран, обладающих прямым выходом на побережье Каспия. И в рамках сотрудничества в Прикаспийском регионе именно эти пять стран должны быть в приоритете.
К тому же не нужно сбрасывать со счетов тренды на деглобализацию и регионализацию - они очевидны. И в этом контексте для Азербайджана сотрудничество по каспийской повестке должно находится в приоритете.
- Бакинский международный морской порт в прошлом году перевалил 5 млн тонн грузов при существующей мощности в 10 млн тонн. Насколько велика вероятность выйти в ближайшие годы на максимальную мощность или даже превысить ее?
- Перевалочная мощность Бакинского международного морского порта (БММП) может и должна быть увеличена. Региональная экономическая интеграция в этом плане должна стать существенным стимулом, толчком для роста перевалочной мощности БММП. Но это в значительной степени будет зависеть от инвестиционной и в целом макроэкономической политики как Азербайджана, так и соседних с нами стран. Полагаю, что странам нашего региона необходимо качественно пересмотреть инвестиционную и макроэкономическую повестку, реализовывать крупные инвестиционные проекты с упором на развитие реального сектора экономик наших стран. В этом случае перевалочные мощности инфраструктуры стран региона будут возрастать, и Азербайджан получит свои экономические дивиденды.
Роман ТЕМНИКОВ,
«Бакинский рабочий»