Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Азербайджан защищен от прямого влияния торговой войны
Эффекты геополитических рисков и всплеска торговой войны, инициированной Вашингтоном, не окажут прямого влияния на нашу страну, однако республика остается в зоне ее опосредованных рисков.
Наша республика в целом остается защищенной от прямого воздействия торговых тарифов США, однако остается уязвимой к ее косвенным последствиям, говорится в отчетности крупнейшей банковской группы Нидерландов ING Group. По мнению его экспертов, макроэкономическая ситуация в Азербайджане остается стабильной.
Однако на фоне глобальных вызовов ключевые факторы риска группируются вокруг зависимости от торговли с Китаем и ЕС, включая чувствительность к колебаниям котировок нефти и нарастающему инфляционному давлению.
В настоящее время доллар США значительно переоценен по отношению к другим валютам, и администрация Дональда Трампа будет стремиться к его ослаблению, чтобы увеличить конкурентоспособность американских товаров за рубежом. И чем дольше будет продолжаться торговая война, тем сильнее будет давление на Федеральную резервную систему (ФРС), чтобы она предоставила экономике дополнительные денежные стимулы для развития.
На взгляд аналитиков ING, ослабление резервной валюты не принесет ощутимой поддержки валютам стран СНГ: «Прямое влияние тарифов США минимально, поскольку доля первой экономики мира в экспорте стран Содружества составляет лишь 0,5-2%, причем 50-95% экспортной выручки приходится на сырьевые товары».
Похожего мнения придерживаются и в отечественных экспертных кругах. Говоря о прямом воздействии американских пошлин, депутат Милли Меджлиса и эксперт Вугар Байрамов обращает внимание на возросшую за последние годы динамику товарооборота между Азербайджаном и США, отмечая при этом незначительную долю экспорта ненефтяной продукции, и, следовательно, несущественное воздействие торговой политики Белого дома на наши валютные поступления.
«Пошлины распространяются на экспорт из нашей страны, но для нас они не превышают 10-процентный базовый лимит, - поясняет парламентарий. - Конечно же, нельзя исключать возросший за последние годы двусторонний товарооборот между нашими странами, однако Азербайджан больше импортирует из-за океана. Например, в прошлом году импорт американских товаров в республику уложился в $1 млрд 617 млн, а экспорт в США не превысил $135 млн 30 тыс. Иными словами, по двусторонней торговле мы имеем значительное отрицательное сальдо. Кроме того, в прошлом году по сравнению с предыдущим импорт из США увеличился почти вдвое, а наш экспорт в этом направлении подрос восьмикратно. Однако, несмотря на внушительную динамику, экспорт местной продукции в США незначителен».
Новые американские пошлины затронут в большей степени товары ненефтяного сектора экономики, поясняет депутат: «По данным за минувший год, экспорт местной неуглеводородной продукции в эту страну достиг $134,663 млн, и только незначительная его часть приходится непосредственно на товары местного происхождения. И, кстати, совокупный ненефтяной экспорт нашей страны гораздо больше - по результатам прошлого года поступления от неуглеводородного экспорта составили $3 млрд 356 млн. В свете приведенной статистики можно констатировать невысокий уровень взаимодействия, исключающий прямое влияние заградительных импортных пошлин на Азербайджан».
Хоть тарифная политика Вашингтона не окажет какого-то существенного влияния на экспорт из Азербайджана в США, она может повлиять на общую динамику роста, полагает эксперт: «В любом случае мы находимся на пороге возрастающих расходов в этом сегменте вывоза продукции, а значит, темпы прироста нашего экспорта могут понизиться. К тому же местный экспорт на американский рынок отличается особой спецификой, а значит, 10-процентный тариф, возможно, его не затронет».
На взгляд экономиста, даже несмотря на незначительное воздействие очередного витка торговой войны на экспорт местной продукции, происходящие в мире процессы знаменуют новый этап развития глобальной экономики. Такое мнение выражают многие отечественные экономисты, ожидающие, что новая тарифная политика может дестабилизировать глобальные цепочки поставок, что в свою очередь приведет к повышению цен на товары и ускорению инфляции в крупнейших экономиках мира.
Между тем глобальный торговый шок привел к падению нефти. На текущий момент котировки «черного золота» оказались даже ниже заложенной в бюджете цены. Бытует мнение, что торговые конфликты могут привести к дальнейшему снижению объемов мировой торговли, что в конечном итоге понизит спрос и цены на энергоресурсы, особенно если учитывать, что основные игроки, Китай и США, продолжили накручивать взаимные пошлины.
Так что основной вопрос, волнующий экспертов и общество, заключается в том, что финансовый план текущего года сверстан при цене отсечения в $70 за баррель нефти. Еще при верстке бюджета под занавес прошлого года экономисты опасались, что казна может недополучить средства, если цены на главный экспортный ресурс будут ниже. Однако в авторитетной международной структуре придерживаются иного мнения.
Особое внимание в докладе банк уделяет влиянию цен на энергоресурсы, однако эксперты финансовой структуры не видят серьезных рисков для бюджета и счета текущих операций при нынешней цене на главный экспортный ресурс республики: «Азербайджан в большей степени зависит от нефти: она обеспечивает 52% бюджетных поступлений и 88% экспорта республики, - отмечают аналитики ING. - У Казахстана эти показатели составляют 22% и 55%, соответственно. Однако, несмотря на высокую зависимость, Азербайджан находится в более устойчивом положении: для сбалансированного бюджета и текущего счета ему достаточно цены нефти на уровне $63-64 за баррель».
Что касается валютного курса, прогнозы международной структуры неоднозначны. В банке считают, что ослабление доллара теоретически может поддержать валюты стран СНГ, однако этого недостаточно для компенсации прочих рисков, включая возможный отток капитала и снижение экспортной выручки топливных экспортеров. В целом эксперты авторитетной финансовой структуры уверены, что национальная денежная единица Азербайджана сохранит стабильность благодаря высоким резервам и фискальным буферам.