Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Центробанк скорректировал прогноз по инфляции
Динамика цен на потребительском рынке республики хоть и ускорилась в этом году, но при общем анализе она остается вблизи диапазона целевых значений Центрального банка. В условиях стабильного валютного рынка финансовый регулятор продолжит удерживать инфляцию под контролем, говорится в обновленных прогнозах ЦБА.
Под занавес месяца Центробанк выступил с ожидаемой коррекцией своих инфляционных ожиданий: согласно обновленному прогнозу, годовая инфляция в текущем году составит порядка 5,7%, а в наступающем финансовом цикле ускорение цен понизится до 5,3%. Если сравнивать с апрельской отчетностью, прогнозируемые значения не столь оптимистичны, хоть и остаются в диапазоне целевых ориентиров ЦБА (ранее финансовый регулятор ожидал 5,3-процентного ускорения в нынешнем году и последующего снижения ценовой траектории).
Стоит полагать, что основанием для пересмотра ожиданий в сторону дальнейшего повышения был заметный разгон цен, фиксируемый ЦБА на протяжении всего текущего года. Годовая инфляция достигла 6% в июне, причем, в структуре этого роста особенно сильно дорожало продовольствие, чуть медленнее росли цены на непродовольственные товары, а платные услуги населению традиционно лидируют среди основных компонентов общего повышения стоимости условной потребительской корзины населения.
Если же оставить за скобками общих расчетов временные и волатильные элементы, «очищенный» индекс потребительских цен, указывающий на устойчивую часть инфляции, не связанную с сезонными колебаниями или внешними факторами, был на уровне 4,8%. Невзирая на усиливающееся ускорение цен и менее оптимистичные прогнозы, главный банк подчеркивает, что текущий уровень инфляции остается в рамках ранее установленной прогнозной траектории. А значит динамика повышения, несмотря на внешние и внутренние условия, развивается предсказуемо и контролируемо.
Отдельным текстом в Центробанке отметили стабильность на валютном рынке - национальная денежная единица сохраняет свою устойчивость, способствуя тем самым формированию благоприятной макроэкономической среды для постепенного смягчения денежно-кредитной политики. Так что в перспективе допускается возможность снижения ключевой процентной ставки регулятора. Однако с такой постановкой вопроса согласны не все представители местного экономического сообщества. В комментариях о поведении цен на потребительском рынке страны экономист Пярвиз Гейдаров указывает на возрастающее инфляционное давление, обернувшее вспять нисходящие инфляционные тренды постковидных лет. Он считает, что июньское замедление дает повод говорить о временной и сезонной стабилизации общего уровня подорожания, однако при общем рассмотрении катализация повышения сохраняется, что особенно заметно в сегменте продовольствия и услуг. Несмотря на небольшой месячный спад, годовые уровни показывают: давление цен на бюджеты семей становится весьма ощутимым. Отсюда экспертное заключение: инфляция не только не сдает своих позиций, но даже усилила влияние на реальное содержание доходов населения.
«Официальные данные показывают, что по сравнению с прошлым годом инфляция все еще держится на высоком уровне, - говорит П. Гейдаров. - Более того, текущее усиление можно назвать переломным. Ведь если приглядеться к траектории повышения, за 2018-2021 годы рост цен не превышал 10%, в 2022 году инфляция резко подскочила почти до 14%, но затем последовал спад. Так, в позапрошлом году она не превышала 8,8%, а в прошлом опустилась примерно до 5%. Таким образом, за последние два года повышение ощутимо замедлилось. Нынешний год стал в этом плане исключением. И все это происходит в условиях достаточно слабого экономического роста».
Основной причиной роста цен, по убеждению экономиста, является укрепление позиций импорта. Несмотря на запуск пятого пакета социальных инициатив и умеренное повышение тарифов на госуслуги, именно рост внешних поставок, особенно продовольствия, оказывает наибольшее давление на внутренний рынок: «На фоне снижения нефтяных доходов и ослабления внешней торговли мы стали больше зависеть от импорта, особенно касающегося продуктов питания, что делает экономику более чувствительной к изменениям на внешних рынках. При этом внутренние причины - такие как рост зарплаты, пенсий и небольшое повышение тарифов - почти не сказались на ценах», - убежден эксперт.
Хотя стартовавший в начале года пятый пакет социальных благ охватил до трех миллионов граждан и предусматривал дополнительное финансирование в размере 1,4 млрд манатов на повышение зарплат, пенсий и пособий, его влияние на цены было, скорее, умеренным. Да, эти меры слегка подстегнули потребительский спрос, но куда заметнее было давление импорта.
«Когда внутренний рынок во многом зависит от внешних поставок, особенно продовольствия, внешнее подорожание неминуемо сказывается на внутренних ценах, - считает аналитик. - Таким образом, именно рост импорта на фоне вялой внешней торговли стал главным обстоятельством, повлиявшим на ускорение инфляции. Зависимость от поставок из-за рубежа усилила чувствительность рынка к внешним колебаниям и спровоцировала инфляционное давление. Что касается тарифов, если бы правительство не учитывало социальный контекст, регулируемые цены на газ и электроэнергию были бы пересмотрены более существенно», - поясняет Гейдаров.
Незначительная коррекция коммунальных тарифов, уточняет он, практически не повлияла на общий уровень потребительских цен он: «Основное инфляционное давление продолжают оказывать внешние факторы. Даже рост зарплат и пенсий, вопреки распространенному мнению, не является определяющим драйвером повышения. На фоне снижения внешнеторговой активности, вызванной падением нефтяных доходов, экономика оказалась особенно чувствительной к росту импорта продовольствия. Все чаще рынок сталкивается с тем, что по базовым категориям потребления страна зависит от внешних поставок».
По словам эксперта, расширение импорта продовольствия на фоне снижения внешней торговли из-за падения нефтяных доходов усиливало давление на потребительские цены в первой половине текущего года. В то же время, даже не взирая на слабый экономический рост, финансовая ситуация сохраняет устойчивость, благодаря перевыполнению нефтяного бюджета и сдержанной фискальной политике.