Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Почему закрытие валютной статистики вызывает вопросы
Валютный рынок - один из главных индикаторов устойчивости экономики. На фоне глобальной нестабильности и внешних рисков именно состояние национальной валюты и наличие финансовых резервов показывают, насколько страна готова к возможным потрясениям.
Колебания глобальных рынков, геополитические риски и изменения в мировой финансовой системе неизбежно находят отражение во внутренних процессах, поэтому особое внимание денежных властей сосредоточено на устойчивости национальной валюты и наличии надежных финансовых «подушек безопасности». В этом контексте свежие данные регулятора дают возможность объективно оценить текущее состояние валютного рынка и уровень его защищенности от внешних шоков.
Согласно информации Центрального банка Азербайджана, за январь-ноябрь текущего года объем покупки наличной иностранной валюты превысил объем ее продажи на $393 млн. При этом в целом ситуация на валютном рынке характеризуется как стабильная, поскольку на протяжении года предложение иностранной валюты превышало спрос. Важным сигналом стало и снижение уровня долларизации вкладов физических лиц-резидентов: за последние двенадцать месяцев этот показатель сократился и в ноябре составил 29%. В Центробанке отмечают, что такая динамика свидетельствует о более оптимистичных ожиданиях населения в отношении устойчивости курса национальной валюты.
На фоне этих процессов укреплялась и позиция самого регулятора. За одиннадцать месяцев уходящего года валютные резервы Центрального банка выросли на 4,3% и достигли $11,4 млрд.
Однако устойчивость валютного рынка обеспечивается не только собственными резервами ЦБА, но и общими макроэкономическими параметрами страны. Речь идет прежде всего о совокупных стратегических валютных резервах, включающих активы главного банка и Государственного нефтяного фонда республики. Так, по итогам января-ноября уходящего года «подушка финансовой безопасности» достигла рекордных $83,5 млрд, способствуя улучшению позиций Азербайджана в рейтингах авторитетных финансовых структур.
Такое происходит неспроста: упомянутый показатель формирует мощный «буфер безопасности» и, что особенно важно, кратно превышает внешний долг страны, существенно снижая уязвимость экономики перед внешними рисками. Именно поэтому кредитные рейтинги, присвоенные ведущими международными агентствами, сохраняются на инвестиционном уровне с позитивными либо стабильными прогнозами. Оценки авторитетных международных структур отражают сильную фискальную позицию страны, низкий уровень государственного долга и высокую устойчивость экономики к внешним шокам.
Еще одним важным условием устойчивости остается профицит счета текущих операций платежного баланса. Проще говоря, страна зарабатывает за рубежом больше, чем тратит: экспорт товаров и услуг, а также чистые доходы из-за границы превышают объем импорта. Но несмотря на позитив, процесс сопровождается оттоком капитала, частично перекрывающим доходы от внешней торговли. Однако даже с учетом того, что общий финансовый счет оказался дефицитным на $1,125 млрд в основном из-за роста чистых активов за рубежом, специалисты не рассматривают эту ситуацию как угрозу нашей финансовой стабильности.
Экономист Рашад Гасанов считает, что сам по себе дефицит платежного баланса является нежелательным явлением и закономерно вызывает определенные опасения в обществе. Однако более детальный анализ факторов, сформировавших этот дефицит, позволяет утверждать, что на данном этапе ситуация не носит критического характера. «Основной причиной роста импорта стал завоз немонетарного золота. По сравнению с прошлым годом на эти цели было направлено почти вдвое больше средств, и этот показатель находится под контролем», - комментирует он.
При этом общеизвестно, что состояние платежного баланса напрямую отражается на устойчивости национальной валюты. Профицит, как правило, способствует укреплению денежной единицы, тогда как дефицит оказывает обратное давление, поскольку национальная валюта продается для покупки иностранной. В целом устойчивость валюты определяется балансом между экспортом и импортом, движением капитала, а также действиями Центрального банка, как правило, сглаживающего колебания посредством валютных интервенций.
На этом фоне временный всплеск интереса к иностранной валюте и дефицит по финансовому счету страны не являются определяющим для оценки стабильности национальных денег. Ключевым источником предложения иностранной валюты на внутреннем рынке по-прежнему остаются валютные аукционы, где Государственный нефтяной фонд Азербайджана осуществляет трансферты для финансирования государственного бюджета. Как отмечают в Центробанке, на данный момент эти операции полностью покрывают спрос банковского сектора и позволяют сглаживать возможные дисбалансы.
Позитивную оценку текущей ситуации дают и международные рейтинговые агентства. В частности, Fitch Ratings подтверждает долгосрочную устойчивость экономики, прогнозируя сохранение высоких внешних буферов и стабильности курса маната в обозримой перспективе. Притом, что, согласно прогнозам Центрального банка, под занавес финансового года профицит счета текущих операций может вырасти до $3,7 млрд.
Возвращаясь к ситуации на валютном рынке страны, эксперты обращают внимание на один показательный момент: с начала текущего года Госнефтефонд и Центобанк перестали публиковать ежемесячные данные о результатах валютных торгов. Как отмечает экономист Натиг Джафарли, Госнефтефонд больше не обнародует информацию об объеме проданной валюты, а с марта аналогичное решение принял и Центробанк.
В руководстве финансового регулятора это объясняют стабильностью обменного курса и тем, что спрос на иностранную валюту на торгах полностью удовлетворяется, а потому, по их мнению, необходимости в раскрытии такой информации нет.
Однако сам эксперт с этим подходом не согласен. «На мой взгляд, это неправильно, - подчеркивает он. - Во-первых, речь идет о средствах, которые являются частью государственных финансов, а значит, их использование должно быть максимально прозрачным и подотчетным обществу. А во-вторых, ограничение доступа к подобной информации неизбежно порождает дополнительные вопросы и опасения, что особенно нежелательно в нынешних условиях, когда ситуация на внешних рынках осложняется снижением цен на нефть».
По его словам, сокрытие данных не снижает тревожность, а напротив, обостряет напряженность и может приводить к неверным выводам. Хоть объемы валюты, реализуемой Госнефтефондом, можно косвенно оценить и по другим показателям, именно официальные результаты торгов должны оставаться открытыми и доступными, поскольку прозрачность в таких вопросах играет ключевую роль в формировании доверия к финансовой системе и денежно-кредитной политике в целом.

