Инфляционные риски смещаются за пределы страны
Инфляционная динамика в уходящем году формировалась под воздействием сразу нескольких факторов, при этом решающую роль сыграли внешние условия. Как уточняют в Центральном банке, заметное давление на цены оказали издержки иностранного происхождения.
По оценкам регулятора, в прошлом месяце рост цен у торговых партнеров добавил к внутренней инфляции 2,87 п. п. Дополнительное влияние оказал и номинальный эффективный курс национальной валюты, повысивший инфляцию еще на 0,38%. Повышающий эффект сохраняли и внешние условия, включая предложение, рост цен у производителей сельскохозяйственной продукции и спрос - прежде всего потребление домохозяйств и государства.
Несмотря на совокупное давление, в Центробанке ожидают постепенного замедления инфляционных процессов. По его прогнозам, годовая инфляция составит около 6%, а в новом году снизится примерно до 5,7%.
Регулятор подчеркивает необходимость сохранения жесткого контроля над денежной массой для предотвращения перегрева экономики. А ключевым инструментом сдерживания остается гибкая процентная политика, адаптированная к текущим макроэкономическим условиям. Несмотря на сохраняющееся давление мировых рынков продовольствия и энергоносителей, стабильность курса маната продолжает играть роль своеобразного якоря, ограничивающего импорт повышения.
Денежные власти указывают на значимость структурных реформ и мер по поддержке отечественного производства, призванных в долгосрочной перспективе понизить зависимость внутреннего рынка от внешних ценовых шоков. При этом в ближайшие годы основной акцент будет на достижении целевого коридора инфляции для устойчивого роста реальных доходов населения и предсказуемой инвестиционной среды. Мониторинг потребительского спроса между тем показывает, что постепенное оживление внутреннего потребления требует от финансовых властей особой бдительности во избежание раскручивания инфляционной спирали выше установленных ориентиров.
В новом году ЦБА намерен регулярно пересматривать инфляционные прогнозы, опираясь на комплексный анализ ситуации в экономике. Параллельно продолжится мониторинг инфляционных ожиданий у населения и бизнеса для более точного учета настроений экономических агентов при принятии решений. Внешние факторы стали играть более заметную роль в формировании инфляционных рисков, и в среднесрочной перспективе это влияние, скорее всего, сохранится, уверены в банке. Геополитическая напряженность и нестабильность мировой торговли продолжают усиливать неопределенность на товарных и финансовых рынках, а основная угроза связана с передачей роста импортных цен на внутренний рынок. Ее масштаб будет зависеть от инфляционной динамики у торговых партнеров и колебаний эффективного обменного курса.
Внутренние риски, по оценкам Центробанка, в основном связаны с ростом издержек со стороны предложения. При этом сдержанная фискальная политика и умеренные темпы расширения кредитования снижают вероятность чрезмерного роста спроса в экономике. Центральный банк намерен и дальше использовать несколько сценариев макроэкономического развития, чтобы сохранять гибкость в условиях неопределенности и оперативно реагировать на возможные инфляционные угрозы.
Денежно-кредитная политика в следующем году будет проводиться в рамках действующего режима, а стабильность обменного курса останется ключевым ориентиром для ценовой устойчивости. В то же время профицит платежного баланса поддержит ситуацию на валютном рынке. В базовом сценарии он в новом году оценивается примерно в $3 млрд долларов, или около 3,7% ВВП.