Тамила ХАЛИЛОВА

Тамила ХАЛИЛОВА

Топливный бумеранг

Экономика
15 Январь 2026
12:59
61
Топливный бумеранг

Почему азербайджанская нефть «греет» чужой рынок лучше своего?

 

Цены в Азербайджане стремительно приближаются к верхней границе коридора Центробанка. Несмотря на сдержанные прогнозы регулятора, рост стоимости топлива неизбежно ударит по кошелькам потребителей: цены на сельхозпродукцию продолжат повышаться, перекладывая новые транспортные расходы на плечи населения.

 

По итогам прошлого года инфляция вплотную подошла к верхней границе целевого коридора Центрального банка, поставив тем самым под сомнение действенность мер по сдерживанию цен. Год отчетливо показал: жизнь в стране продолжает дорожать, а наибольший рост цен по-прежнему приходится на продукты питания и услуги. Так что базовый набор товаров и услуг продолжает подниматься в цене, и это, безусловно, напрямую ощущаются в повседневных расходах населения.

Как отмечается в отчетности Государственного комитета статистики, среднегодовые темпы удорожания в минувшем году составили 5,6%, и тем самым почти приблизились к максимальной отметке ценового диапазона регулятора. Для сравнения, годом раньше динамика подорожания не превышала 2,2%. Особенно высокий рост статистика фиксирует на продовольственные товары - вкупе с напитками и дымным ассортиментом прилавков эта категория потребления поднялась аж на 6,8%.

По сложившейся уже традиции второе место в рейтинге повышения занимают платные услуги населению, а замыкает тройку направлений потребительских трат непродовольственная розница - там подорожание почти вдвое ниже. Последний месяц прошлого года отличился заметным ускорением и в целом поддержал повышение, особенно в сегменте продовольствия. По официальным данным, ценовая ситуация минувшего года выглядит более напряженной по сравнению с прогнозами в нынешнем финансовом цикле.

Местные финансовые власти и авторитетные международные структуры ожидают снижения темпов повышения, однако это не отменяет высоких инфляционных настроений в обществе. Во многом это связано с высоким порогом инфляции на продовольственном рынке, уверены в экспертных кругах. Половина потребительских расходов все еще приходится на продукты питания, потому повышение в этом сегменте всегда чувствительно.

Касаясь прогнозов повышения, экономист Натиг Джафарли утверждает, что цены в этом году будут расти сильнее, а триггером подорожания станет новогодний сюрприз Ценового совета, поднявшего розничные расценки на так называемое «народное топливо» - бензин АИ-92 и дизель.

Цена на бензин марки АИ-92 поднялась с января до 1,15 маната за литр, а на дизельное топливо - до 1,10 маната. Ситуация усугубляется законодательными изменениями, установившими дорожный налог в размере 7 гяпиков с каждого литра горючего для формирования фонда «Общественный транспорт». Учитывая, что дизель является ключевым ресурсом для логистики и сельского хозяйства, подорожание неизбежно заложит фундамент для дальнейшего роста стоимости сельхозпродукции, даже если общая инфляция в текущем году формально окажется ниже прошлогодних показателей.

«Наиболее уязвимой, - считает эксперт, - остается сельхозпродукция: зависимость аграриев от стоимости топлива критична, а значит, ценники на рынках продолжат расти вопреки общим макроэкономическим ожиданиям. Таким образом, даже при формальном удержании инфляции в заданных рамках, давление на кошельки граждан усиливается, превращая подорожание базовых продуктов в долгосрочный и трудноконтролируемый тренд».

Официальные объяснения повышения цен выглядят, мягко говоря, противоречиво, поясняет Натиг Джафарли: «На самом деле логика, которой власти руководствуются при пересмотре тарифов, вызывает серьезные вопросы. Давайте вспомним, что под занавес июня позапрошлого года дизельное топливо неожиданно повысили сразу на 25% - до одного маната за литр горючего, и тогда правительство объяснило подорожание ростом мировых котировок нефти. Действительно, средняя цена нефти марки Brent составляла в то время порядка $82 за баррель.

Однако несколько дней назад дизельное топливо вновь подорожало - еще на 10 гяпиков за литр. А ведь средняя стоимость эталонной марки нефти в прошлом месяце опустилась до $62. Иначе говоря, нефть сейчас примерно на $20, или на 25%, дешевле, чем в июне позапрошлого года. Получается парадоксальная картина: когда нефть дорожала, власти заявляли, что рост цен на дизель неизбежен. Теперь же, когда баррель подешевел на четверть, цена дизельного топлива внутри страны снова повышается, и логика таких решений остается неясной».

Между тем дизельное топливо одна из ключевых статей затрат в экономике, и прежде всего в сельском хозяйстве и грузоперевозках. В аграрном секторе его доля в себестоимости составляет 30-40% в зависимости от вида продукции, а в грузоперевозках - порядка 20-25%. По словам Натига Джафарли, возникает очевидный вопрос: если дорожает дизельное топливо, вырастут ли цены в сельском хозяйстве и логистике? Ответ, по словам эксперта, однозначен: «Повышение неизбежно, но почему государство само подталкивает рост цен и фактически разгоняет инфляцию? Ведь во многих странах дизельное топливо для аграриев продается по льготным ценам или субсидируется государством. Например, в Турции в прошлом году действовала система прямой поддержки фермеров по дизельному топливу. Хоть нефти нет, но поддержка в соседней стране есть, а здесь при ее наличии вместо содействия новый виток повышения».

Между тем, начало года ознаменовалось и другим парадоксальным экономическим контрастом: пока рост цен на бензин внутри Азербайджана провоцирует инфляцию, экспорт топлива в соседнюю Армению привел к его значительному удешевлению на сопредельном рынке.

Согласно заявлениям Никола Пашиняна, прямые поставки нефтепродуктов, стартовавшие в декабре, позволили существенно сбить цены на заправках. Такой эффект стал возможен благодаря насыщению армянского рынка более доступным азербайджанским ресурсом - первая партия составила 1 220 тонн бензина АИ-95. Армянское руководство называет эту ситуацию наглядным примером экономической выгоды от «повестки мира», отмечая, что нормализация торговых связей становится реальным инструментом борьбы с инфляцией и повышения доступности товаров для населения.

Сложно не заметить ироничность ситуации: Армения, не имея собственных месторождений, получила мощную поддержку рынка за счет дешевого импорта, тогда как азербайджанский потребитель вместо выгод от обладания ресурсом видит лишь новые ценники на заправках.

На взгляд экспертов, без изменения внутренней топливной политики Азербайджану будет крайне сложно сдержать рост цен в аграрном секторе и на продукты питания.

Экономика
Новости