Хватит ли рынку сил удержать планку?
Власти заложили в бюджет высокую цену на нефть. Специалисты называют это смелым шагом, ссылаясь на тенденции мирового рынка «черного золота».
Базовая цена на нефть в $65 за баррель, заложенная в бюджет текущего года, стала предметом дискуссий среди экспертов. С одной стороны, «отсечка» иллюстрирует определенный оптимизм властей и веру в стабильность рынка. С другой - это довольно смелое решение, поскольку ряд международных финансовых институтов прогнозирует дальнейшее снижение мировых цен, что несет в себе определенные риски для финансовой устойчивости.
Вашингтон намерен вернуть венесуэльскую нефть на мировой рынок, что уже само по себе усиливает давление на котировки, уверены в экспертных кругах. Речь идет не столько о быстром росте добычи (это потребует миллиардных инвестиций и лет работы), сколько о распродаже накопленных запасов и психологическом эффекте от возвращения США в регион.
Аналитики ожидают, что приток венесуэльской нефти и глобальный профицит предложения могут опустить цену Brent в диапазон $55-60 за баррель, а при успешной реализации американских планов - и ниже, до $54. В таком сценарии не исключено, что цены окажутся ниже нормы отсечения, заложенной в бюджете, что повышает риски для нефтезависимых экономик.
По мнению местных аналитиков, именно политика Белого дома в ближайшей перспективе может стать определяющим фактором для мирового нефтяного рынка. Как отмечает экономист Пярвиз Гейдаров, возможный контроль США над энергетическими ресурсами Венесуэлы фактически означал бы возвращение Вашингтона к управлению мировыми ценами на нефть. До 2016 года Соединенные Штаты во многом задавали ценовую динамику, однако затем эта роль перешла к странам ОПЕК и ОПЕК+, для которых резкое и затяжное падение котировок было экономически невыгодно. С тех пор именно они регулируют рынок, варьируя объемы добычи.
«Если США сумеют вернуть на рынок страны с крупнейшими запасами нефти - Венесуэлу или Иран, пусть даже не сразу, а после решения инфраструктурных и технических вопросов, это способно лишить картель контроля над ценами и вновь усилить позиции Вашингтона, - подчеркивает Парвиз Гейдаров. - Более того, даже сам факт возможной смены власти в Венесуэле уже в текущем году может оказать заметное давление на нефтяные котировки и спровоцировать их снижение».
О том, что венесуэльский фактор не останется незамеченным, говорит и депутат Милли Меджлиса Азер Бадамов. По его оценке, если США удастся вывести на рынок более дешевую венесуэльскую нефть, это чревато обвалом цен и резким сокращением доходов нефтедобывающих стран. «Сколько бы мы ни увеличивали несырьевую добычу, зависимость от нефти сохраняется. При резком падении цен неизбежно пострадают доходы страны: с одной стороны - из-за снижения добычи, с другой - из-за удешевления нефти», - отметил он, подчеркнув важность снижения сырьевой зависимости и наращивания экспорта ненефтяной продукции.
В то же время отраслевой аналитик Ильхам Шабан обращает внимание на более сдержанную реакцию рынка. По его словам, заявления Дональда Трампа о снижении котировок и намерении получить дополнительные объемы нефти из Венесуэлы действительно вызвали краткосрочное снижение цен, однако устойчивого давления они не создали. Американские нефтяные компании, отмечает эксперт, относятся к венесуэльскому направлению с большой осторожностью: ранее они уже несли потери из-за национализации активов и теперь требуют от правительства США жестких гарантий защиты инвестиций.
Дополнительным фактором неопределенности остается и политический горизонт - срок президентства Трампа истекает через три года, и нет ясности, какой будет политика следующей администрации в отношении Венесуэлы. При этом сама страна продолжает оставаться зоной высокой политической и экономической нестабильности, что делает крупные инвестиции крайне рискованными.
Как подчеркивает И.Шабан, добиться резкого и устойчивого снижения цен на нефть, например, на $10 невозможно разовыми решениями: нефтегазовый сектор требует многомиллиардных вложений и длительного периода окупаемости, поэтому любые сценарии резкого ценового перелома остаются под большим вопросом.


