Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Между картинкой и реальностью

Экономика
21 Январь 2026
15:50
69
Между картинкой и реальностью

Американские компании хотят завладеть венесуэльской нефтью, но не намерены ее добывать

 

Не прошло и трех недель после блицкрига в Венесуэле, когда американцы выкрали президента суверенной страны и подчинили себе правительство, как Вашингтон достаточно быстро установил контроль над венесуэльской нефть и стал распоряжаться ею по собственному усмотрению.

 

В частности, правительство США начало продажу венесуэльской нефти на мировом рынке в интересах США, Венесуэлы и американских союзников. Ожидается продажа примерно 30-50 млн баррелей. Все поступления от продажи венесуэльской нефти и нефтепродуктов будут в первую очередь зачислены на контролируемые США счета в банках, признанных во всем мире, чтобы гарантировать законность и целостность окончательного распределения выручки.

О последствиях этой бескровной операции для мирового рынка нефти и других нефтедобывающих государств в интервью газете «Бакинский рабочий» рассказал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

 

- Как мы видим, Трампу удалось быстро сменить власть в Венесуэле и подчинить эту страну интересам Вашингтона. Новые власти беспрекословно выдают США требуемые объемы нефти. Как теперь будет складываться судьба венесуэльской нефти?

- В принципе, Каракас никогда и не сопротивлялся экспорту своей нефти, ведь это Вашингтон ввел запрет на ее экспорт. Более того, в самый разгар кризиса между США и Венесуэлой в последней спокойно продолжала работать американская компания Chevron, добывая нефть, пусть в небольших объемах и вывозя ее в США.

Что касается проведенной в начале января американской операции в Каракасе, то я думаю, что причиной была не только венесуэльская нефть. Полагаю, что одной операцией Трамп пытался убить сразу много зайцев. В том числе события вокруг Венесуэлы должны были отвлечь внимание как внутри страны, так и мировой общественности от неудобных для него историй, связанных с публикацией подробностей дела Эпштейна, а также переговоров его администрации с Израилем по новой фазе операции в Газе, что очень непопулярно в Штатах. Вот от всего вышеперечисленного необходимо было отвести внимание прессы. Поэтому маленькая победоносная операция способствовала этому. Вдобавок к этому блокада еще с декабря экспорта больших объемов венесуэльской нефти является напряжением для Китая.

Дело в том, что практически вся экспортируемая из Венесуэлы нефть - около 500 тыс баррелей в сутки, шла на китайский рынок. Более того, будучи подсанкционной, венесуэльская нефть, равно как и иранская, в Китае продается с большей скидкой, чем российская, так как против России действуют не столь жесткие американские санкции в сфере экспорта нефти, как против Венесуэлы и Ирана. Теперь же Пекин лишился венесуэльской нефти и должен будет восполнить пропавшие объемы, экспортируя их из других стран, например из России. В целом, российской стороне в краткосрочной перспективе выгоден уход венесуэльской нефти с мирового рынка, так как это приводит к росту конкуренции за российскую нефть со стороны Китая и соответственно снижению скидки на нее.

- Как на действия США в отношении Венесуэлы уже отреагировал и еще может отреагировать мировой рынок нефти?

- Разумеется, среди множества целей, преследуемых Трампом во время спецоперации в Каракасе, было стремление как-то закрепиться на будущее в Венесуэле. И вот тут самое интересное - мы не увидели никакой резкой реакции мирового рынка нефти на происходящее, цены остались на примерно таком же уровне, что и были.

Еще до этой операции цены на нефть в мире и так были достаточно низкими, а себестоимость добычи нефти в Венесуэле довольно высокая, так как там добывается тяжелая, вязкая нефть. Само состояние венесуэльской нефтяной промышленности далекое от идеала, требует больших инвестиций. А при невысоких ценах на нефть - это не выгодно. Более того, судя по поведению Трампа, он не собирается снимать санкции с Венесуэлы, чтобы туда не пришли нефтяные компании со всего мира. Президент США желает, чтобы нефть в этой стране добывали только американские компании, потому будет выдавать генеральные лицензии на разработку месторождений по типу той, что уже имеется у Chevron. Уверен, что как только Вашингтон начнет раздачу этих лицензий, мировые цены на нефть еще более понизятся, так как все будут ожидать быстрого наращивания добычи в Венесуэле. В итоге, если американские компании реально вложат десятки миллиардов долларов в добычу нефти в Венесуэле, то цены на «черное золото» еще более понизятся и тогда уже не только в этой латиноамериканской стране нефтяной бизнес станет нерентабельным, но и в других местах по всему миру, где работают те же американские нефтедобывающие компании. К примеру, те же сланцевые проекты в США тоже имеют высокую себестоимость и в условиях низких цен на нефть (порядка $30-40 за баррель) становятся нерентабельными.

Возникает вопрос - а зачем вкладываться в развитие месторождений в Венесуэле? Поэтому добыча нефти в этой стране до уровня 3,5 млн баррелей в сутки, который был достигнут в 1998 году, будет восстанавливаться еще очень долго.    

В перспективе мне тут видится еще один риск, касающийся всех нефтедобывающих стран, задействованных в соглашении ОПЕК+. В настоящее время в связи с санкциями соглашение об ограничении добычи на Венесуэлу не распространяется, так как она и так добывает мало нефти – порядка 1 млн баррелей в сутки. Но если, американские компании все же инвестируют в разработку венесуэльских месторождений, и страна постепенно начнет увеличивать добычу, то на нее уже будут распространяться ограничения по добыче, поскольку Венесуэла является одним из государств-основателей ОПЕК.

Принимая во внимание тот факт, что добывать нефть там будут американские компании, то вряд ли Каракас пойдет на ограничение добычи нефти. В таком случае и другие члены ОПЕК могут пойти на увеличение добычи и тогда сделка ОПЕК+ просто развалится. Все страны будут стараться добывать как можно больше нефти, что приведет к появлению на мировом рынке дополнительных 3-4 млн баррелей нефти в сутки. Это большие объемы и тогда цена на нефть сильно упадет, что не выгодно никому из добывающих государств, в том числе России и Азербайджану. Это прекрасно понимают и американские нефтяные компании. Поэтому переговоры их руководства с Трампом проходит достаточно сложно. Президенту США важно, чтобы компании из его страны пришли в Венесуэлу развивать там нефтяную индустрию, чтобы он мог потом продемонстрировать всему миру, как эта страна стала развиваться после кражи Мадуро и прихода американцев.

То есть, ему важна картинка счастливых венесуэльцев. В то время как американским компаниям важно, чтобы Трамп надавил на официальный Каракас с тем, чтобы власти реформировали нефтяную индустрию, выделили наиболее привлекательные активы из госкомпании PDVSA и отдали их американцам на льготных условиях. Американские компании, в свою очередь, получив контрольные пакеты акций крупнейших нефтяных месторождений Венесуэлы, поставили бы их себе на баланс. Это привело бы к росту капитализации американских нефтяных компаний и росту цены их акций, но вот обязательств по инвестированию в нефтяную индустрию Венесуэлы они на себя брать не хотят. Поэтому до сих идут торги по этому поводу между администрацией президента США и американскими нефтяными компаниями. Не думаю, что они скоро завершатся.  

Экономика
Новости