Доходы падают - закупки растут
По итогам прошлого года Азербайджан столкнулся с рекордным сжатием торгового профицита. Пока нефтегазовые доходы тают на фоне падения добычи и мировых цен, импортный аппетит страны достиг исторических максимумов.
Внешнеторговое сальдо Азербайджана за прошлый год ушло в крутое пике, сократившись восьмикратно на фоне подросшего импорта и просадки нефтегазовых доходов. Профицит торгового баланса по итогам года упал до $663 млн против внушительных $5,5 млрд в прошлом году.
Хоть положительная разница между заработанными страной нефтедолларами и издержками на резво растущий импорт рекордно снизилась, внешнеторговый оборот вырос еще на 3,8%. Причина этого видна невооруженным глазом - импорт по итогам минувшего года вырос еще на 15,8% до пиковых $24,4 млрд, а поступления от экспорта продолжили тенденцию к снижению. На этот раз доходы от продажи всего местного, главным образом, нефти и газа на зарубежных рынках уменьшились еще на 5,7% - до $25 млрд.
Главный аргумент профильных ведомств - импорт растет из-за закупок немонетарного золота, а уменьшение валютной выручки обусловлено снижением добычи и цен на главный экспортный ресурс страны - нефть и газ. Ведь даже несмотря на бодрые отчеты о прогрессе неуглеводородного сектора, львиная доля экспортных доходов - 85% всех поступлений пока еще формируется в нефтяной экономике. На этом фоне ненефтяной экспорт уложился в скромные $3,6 млрд. По экспертным данным, доходы от продаж из этого источника покрывают лишь незначительную часть - 14% расходов на импорт.
По оценкам аналитиков, анализ внешнеторговых показателей Азербайджана за прошлый год указывает на серьезную трансформацию экономики. Наблюдается резкое сокращение торгового профицита, вызванное «двойным ударом»: доходы от продажи нефти и газа заметно снизились из-за падения мировых цен и объемов добычи, в то время как расходы на импорт товаров достигли исторических максимумов.
Ситуация осложняется тем, что страна сохраняет критическую зависимость от энергетического сектора. Несмотря на развитие других отраслей, ненефтяной экспорт пока не способен компенсировать возросшие валютные траты, покрывая лишь малую часть импортных закупок. В итоге, даже при общем росте торгового оборота, его качественная структура ухудшилась, что делает финансовую стабильность более уязвимой перед внешними рыночными колебаниями.