На это влияют захваты танкеров и атаки на них беспилотников
С начала года участились захваты российских танкеров теневого флота, перевозящих подсанкционную нефть. Еще в начале января американские военные совместно с береговой охраной США совершили высадку на нефтяной танкер Marinera в Северной Атлантике, шедший под российским флагом, после более чем двухнедельного преследования судна.
Пользуясь отсутствием какой-либо жесткой реакции с российской стороны, на подобный акт откровенного пиратства решились французы. Силы специального назначения ВМС Франции осуществили захват танкера из российского теневого флота неподалеку от берегов Пятой республики.
Вслед за ними вспомнить богатую практику морского пиратства решили англичане, но тут произошла осечка. Российский танкер «Генерал Скобелев», проходивший через Ла-Манш, оказался не один, а в сопровождении корвета ВМС РФ «Бойкий». В результате, два английских и один голландский патрульный корабль при поддержке вертолета ограничились лишь наблюдением, но напасть так и не решились. Видимо, не те пираты уже пошли, растеряли свои навыки за прошедшие пару веков.
Тем не менее, опасность новых захватов танкеров сохраняется. О том, как дальше будет развиваться ситуация в этой сфере и к чему в итоге может привести, в интервью газете «Бакинский рабочий» рассказал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
- К чему приведут участившиеся случаи захвата танкеров, в том числе и под российским флагом, американцами?
- Полагаю, что пока это носит все-таки ограниченный характер, так как отлавливаются танкеры, так и или иначе задействованные в перевозках подсанкционной венесуэльской нефти, прорвавших установленную США блокаду. То есть, пока нет никакой речи даже о ловле танкеров, перевозящих иранскую нефть, не говоря уже о российской. Хотя эти прецеденты носят откровенно негативный характер, в том числе и для России. К примеру, наблюдая то, как американцы безнаказанно останавливают танкеры, в том числе и под российским флагом, европейцы могут решить, что им это также дозволено. А они уже будут действовать в Балтийском море против российских танкеров теневого флота, пытаясь закрыть для них Датские проливы. Кстати говоря, такие попытки европейцы уже предпринимали в прошлом году. Но это были единичные случае, не увенчавшиеся особым успехом. Однако нынешняя деятельность американцев по захвату танкеров является плохим примеров для всех. К примеру, британцы сейчас уже отшлифовывают свое законодательство, чтобы юридически было возможно оправдать захваты танкеров, в первую очередь, российских, разумеется. Помимо этого, угроза захвата танкеров может подтолкнуть цены на фрахт и страхование танкеров вверх, что негативно повлияет на все страны, фрахтующие танкера для перевозки своей нефти, в том числе и на Азербайджан.
- Как отразится на добыче и экспорте нефти Казахстана неоднократные факты атаки беспилотниками инфраструктуры КТК и танкеров в Черном море?
- Атаки на терминалы КТК и танкеры, идущие туда за нефтью, не были случайными. Есть мнение, что украинскую сторону к этому подначивают британцы с целью, якобы усилить переговорные позиции Киева: американские компании, интересы которых в итоге страдают побегут к Трампу с просьбой о защите, тот вынужден будет связаться с Зеленским и у последнего появится шанс что-то выторговать в обмен на отказ от продолжения ударов. Но в реальности, на мой взгляд, Лондон руками украинцев просто срывает переговорный процесс.
Прямым же следствием вышеуказанных атак стал рост стоимость перевозки нефти по Черному морю и страхование этих перевозок. При этом, выросла стоимость не только на перевозку нефти из Новороссийска, но и из других портов на Черном море, даже не принадлежащих России. В частности, подорожала перевозка и из Батуми, и из принадлежащего Азербайджану терминала Кулеви. А стоимость перевозок отрицательно влияет на эффективность экспорта. В итоге уже сейчас КТК меньше прокачивает нефти, так как работает пока только одно выносное причальное устройство их трех. Весной вроде как должны туда доставить из ОАЭ два новых для замены поврежденных. Так что, если ничего снова не произойдет, то к лету КТК полностью восстановит свою работу. Тем не менее, такая задержка приведет к тому, что в текущем году Казахстан сможет экспортировать меньше нефти, чем в прошлом.
- Однако Казахстан постепенно наращивает транзит своей нефти в обход КТК - через Азербайджан. Насколько этот вариант поможет Астане?
- Безусловно, Казахстан пытается разными путями выйти из сложившегося сложного положения, в том числе перенаправляя часть своей нефти на мировые рынки через Азербайджан посредством трубопровода БТД. Но с поступлением увеличивающихся объемов казахстанской нефти проблемы могут возникнут с экспортом нефти уже у Азербайджана. Дело в том, что этим странам принадлежат разные сорта нефти. В частности, Azeri Light является более легкой и малосернистой по сравнению с более тяжелым и высокосернистым сортом KEBCO. Ведь, чем больше будет тяжелой казахстанской нефти смешиваться в трубопроводе с азербайджанской, тем сильнее будет ухудшаться качество последней, а следовательно, и падать ее цена на мировом рынке. Что, разумеется, совсем не выгодно официальному Баку. За это кто-то должен будет заплатить: тут либо должна быть какая-то компенсация азербайджанской стороне от казахских партнеров, либо будут введены строгие ограничения на объемы сдачи казахстанской нефти в БТД. С другой стороны, если не принимать в больших объемах казахстанскую нефть в БТД на фоне сокращения экспорта своей нефти по причине падения добычи нефти в Азербайджане, то стоимость прокачки каждой тонны нефти по трубопроводу все равно будет расти, что приведет к убыткам. Это вопрос требует своего решения в ходе переговоров представителей соответствующих структур двух стран.
Тем не менее, несмотря на все сложности, экспорт нефти по КТК пока остается самым выгодным для Казахстана. Если бы это было не так, что экспортеры давно бы уже перекинули все объемы экспортируемой нефти на другие направления.

