Мировая лихорадка разогревает и рынок Азербайджана
Пока мировые цены на золото штурмуют исторические максимумы, в Азербайджане дорожают украшения и растет интерес к слиткам. Но за блеском рекордов скрываются и системные проблемы рынка.
Последние недели на мировом рынке драгоценных металлов прошли под знаком резких колебаний. На бирже COMEX в Нью-Йорке золото то обновляло максимумы, поднимаясь выше $5070 за тройскую унцию, то откатывалось к среднемесячному уровню. Серебро также демонстрировало заметную волатильность.
Колебания напрямую отражаются и на азербайджанском рынке, говорит экономист Махир Зейналов. По его уточнению, в нашей стране золото формируется в двух сегментах: как ювелирный товар и как инвестиционный актив в виде слитков и монет:
«За последние годы цены заметно выросли, и глобальный рост продолжает подталкивать стоимость драгметалла, - комментирует он. - В отдельные периоды этого года стоимость чистого золота приближалась к $135–140 за грамм. И это автоматически повышает цены на изделия 585-й и 750-й проб. При этом у нас золото по-прежнему покупают в основном как украшение: кольца, браслеты, комплекты. Свадебный сезон и праздники традиционно подогревают спрос. Однако высокая цена уже сдерживает покупательскую активность».
Одной из главных проблем рынка М. Зейналов называет слабое развитие местной ювелирной промышленности. Хотя золото добывается внутри страны, в основном оно экспортируется как сырье, а готовые изделия ввозятся из Турции и ОАЭ. Официальный объем ювелирного рынка оценивается в сотни миллионов манатов в год, однако реальный оборот, по экспертным оценкам, может быть в несколько раз выше.
Серьезным ограничением для развития инвестиционного сегмента остается большая разница между ценой покупки и продажи золота, поясняет он: «Если на развитых рынках этот спред минимален, то у нас он значительно выше, что делает инвестиции менее привлекательными. Потому и звучат предложения о внедрении практики «золотой биржи» для прозрачности рынка и сокращения образовавшегося разрыва.
В целом же золото продолжает восприниматься как «тихая гавань». Так, в прошлом году мировой спрос достиг рекордного уровня в пять тысяч тонн. Основной рост обеспечили инвестиционные покупки - слитки, монеты и фонды ETF. Инвестиционный спрос вырос почти на 84%, тогда как ювелирный сектор, наоборот, сократился из-за высоких цен. Предложение увеличилось незначительно в основном за счет добычи».
Дополнительную волатильность рынку придают, как отмечает М. Зейналов, притоки средств в биржевые фонды ETF, геополитическая напряженность, политика Федеральной резервной системы США и колебания доллара. Инвесторы активно используют золотые ETF как способ заработать на росте цен без покупки физического металла.
По его уточнению, на внутреннем рынке ключевым игроком остается AzerGold. Компания занимается добычей и предлагает слитки и монеты на местном рынке. С момента создания в 2015 году по указу главы государства компания стала одним из драйверов несырьевого сектора. За годы работы она реализовала сотни тысяч унций золота и серебра, привлекла в экономику миллиарды манатов и обеспечила тысячи рабочих мест.
Только в январе текущего года AzerGold провела первую экспортную операцию года, обеспечив поступление почти 33 млн манатов, а в прошлом продажи золота и серебра принесли более 439 млн манатов, что на 43% больше, чем годом ранее.
На фоне глобальной турбулентности, как поясняет экономист, интерес к золоту будет сохраняться. Однако дальнейшая динамика цен будет зависеть от решений ФРС США, курса доллара и развития геополитической ситуации. Для Азербайджана же ключевой задачей остается не только наращивание добычи, но и развитие полноценного внутреннего рынка, причем, не только ювелирного, но и инвестиционного.