Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Пять встреч Рафига Гафарова с общенациональным лидером Гейдаром Алиевым
Его трудовая биография связана с Якутией, ее народом. Был начальником Среднеленской нефтегазоразведочной экспедиции, генеральным директором ГП «Якутбурнефтегаз», президентом Акционерного коммерческо-инвестиционного банка «Лаки Банк», представителем Республиканского долгового центра по Ленскому району в Российской Федерации, народным депутатом Верховного Совета Якутии - крупнейшего субъекта РФ, самой большой административно-территориальной единицы в мире. Таков неполный перечень трудовой биографии Рафига Гафарова, как он сам себя с гордостью называет, якутского азербайджанца.
Приняв приглашение, я решила встретиться с академиком Международной академии духовного единства народов мира, выпускником бывшего Азербайджанского института нефти и химии, о котором знала, что он азербайджанец, большой патриот страны, геолог, нефтяник и всю свою жизнь проработал в России...
Меня встретил стройный, высокий, импозантный мужчина с открытым лицом, знакомым мне прищуром светлых глаз, бархатистым грудным голосом и прекрасными манерами. Но об этом немного позже.
- Рафиг муаллим, у вас интересная биография, вы вели активную общественную деятельность в РФ, занимали высокие посты, сделали успешную карьеру, вообще вы публичный человек, достигли многого в своей жизни. В чужой стране, большой стране, работая в суровых условиях…
- Да, надо много работать, чтобы достичь каких-либо результатов.
- Я читала вашу книгу «Якутский азербайджанец», понимаю, как вам было нелегко. Характер, воля, стремление к достижению цели и вера в Аллаха оберегали вас. Вы неустанно работали, чтобы доказать, что вы лучший, вы первый, вы лидер. Как вы всего этого добились?
- Да неудобно как-то о себе рассказывать…
- Расскажите о людях, с которыми вас свела судьба.
- За сорок лет работы в Восточной Сибири, в Якутии, я встретил интересных людей, о которых мог бы рассказать немало интересных подробностей, но это займет много времени…
- Есть среди них кто-то, кто оставил неизгладимый след в вашей жизни?
- О, да! И это человек, которого я видел меньше всех. Всего пять встреч было с ним, но они незабываемые…
- Похоже, я догадываюсь, о ком идет речь…
- Да, это Гейдар Алиевич Алиев! В России у меня было несколько встреч с ним. Для меня самой познавательной и поучительной была третья встреча. Вот с нее я и хотел бы начать свой рассказ.
В лихие девяностые в связи с карабахскими событиями я, тогда депутат Верховного Совета Якутии, вместе с авторитетными людьми России - депутатом ВС РФ Бабуриным, Аничкиным и Михеевым приехали в Азербайджан - ездили, смотрели, знакомились с реальной обстановкой на месте. И смогли своими глазами увидеть, что творится в республике, убедиться в том, кто виноват, кто нет, достоверно изучив ситуацию. После этого нас принял Гейдар Алиевич.
Помню, когда мы вошли в его кабинет, он обратился ко мне: «Мы с вами встречались, Рафиг Абилович...»
То есть память у него была великолепная. С момента предыдущей нашей встречи прошло несколько лет, но Гейдар Алиевич не только визуально вспомнил меня, но и назвал по имени и отчеству. Для беседы нам предложили сесть за длинный стол овальной формы: с одной стороны - гости из России, с другой - представители из Азербайджана. Честно говоря, когда все начали рассаживаться, я слегка растерялся. Заметив мою нерешительность, Сергей Бабурин спросил: «А куда Гафарову садиться: к нам или к вам?» Гейдар Алиевич, окинув всех многозначительным взглядом и проницательно глядя на меня, ответил, как отрубил: «Куда бы ни сел, он все равно наш!» Одним словом, он четко дал понять, что азербайджанец, где бы он ни был, всегда остается азербайджанцем. Это мне запомнилось на всю жизнь…
- …и это стало уроком для вас...
- Первую встречу можно назвать знаменательной, но не для него. Это произошло, когда он был первым заместителем председателя правительства СССР и по долгу службы приезжал на БАМ. Я в то время в Якутии работал уже секретарем райкома. Нас тоже пригласили на эту встречу с ним. Много вопросов обсуждалось: и о строительстве Северомуйского тоннеля, и бытовые в том числе.
Гейдар Алиев быстро все решил и дал необходимые указания. Выделил несколько сотен автомобилей марки УАЗ для работников и жителей края. Это был царский подарок в то время, как если бы он подарил нам самолет… При его руководстве строительство Байкало-Амурской магистрали заметно ускорилось.
Вторая моя встреча с Гейдаром Алиевичем произошла в столице Байкало-Амурской магистрали - городе Тында на съезде секретарей комитетов комсомола, где он выступил с речью. Он не зачитывал по бумажке, не говорил заумными, высокопарными, казенными фразами, а простым, всем понятным человеческим языком.
Гейдар Алиев обладал замечательной способностью говорить так, что его речь не оставляла равнодушным ни одного человека. У каждого создавалось впечатление, что Гейдар Алиевич обращается к нему и говорит с ним лично.
- Ваша первая встреча пришлась на период, когда Гейдар Алиев руководил важнейшими сферами экономической, социальной и культурной жизни СССР?
- Да, он был первым заместителем председателя Совета Министров СССР.
Потом, в девяностые, когда он стал Председателем Президиума Верховного Совета Азербайджана, наша встреча состоялась уже в Москве. И когда я ему сказал, что находился в зале на встрече с ним на съезде комсомола на БАМе, видел и слышал его выступление, он спросил: «А почему вы ко мне не подошли?» А как я мог подойти к нему? Я - секретарь какого-то райкома комсомола… А он - такая величина!
- Скромные, трудолюбивые люди ему всегда нравились. Он это очень ценил.
- В то время на территории Якутии на базе руководимой мной Среднеленской нефтегазоразведочной экспедиции мы совместно с учеными научных институтов проводили подземные ядерные взрывы для интенсификации нефти и газа. Сейчас эти месторождения входят в состав нефтегазопровода «Сила Сибири», по которому идут нефть и газ на Дальний Восток, в Китай и т.д. Мы тогда сотрудничали со многими выдающимися научными работниками из сферы ядерных технологий и других закрытых научно-исследовательских институтов. Как-то в приватной беседе кто-то из них рассказал об экспериментах по выращиванию цветного хлопка (белого, синего, красного, желтого цветов) и сорго. Я вспомнил, что где-то читал о больших экономических потерях Азербайджана при выращивании хлопчатника. Республика вынуждена была продавать хлопок как низкокачественное сырье. А в наших климатических условиях можно вырастить и собрать несколько урожаев.
Р.Гафаров связался с посольством Азербайджана в России, попросил посла Р.Ризаева организовать встречу с общенациональным лидером. У него были связи с официальными лицами, он был одним из тех, кто создавал азербайджанскую диаспору в России.
- Гейдар Алиевич уже был избран Президентом Азербайджана, и мы во время его первого официального визита в Россию встретились на Воробьевых горах, - продолжил свой рассказ мой собеседник. - Мы подъезжаем. Входим в приемную. А там сидят российские и азербайджанские ученые, великие азербайджанцы, Фарман Салманов - основатель тюменской школы геологии, один из ведущих организаторов геологоразведочных работ в Сибири, первооткрыватель свыше 150 месторождений нефти и газа в Западной Сибири. Именно под его руководством были достигнуты максимальные объемы буровых работ и прироста разведанных запасов нефти и газа. Именно благодаря Салманову страна стала ориентировать экономику на регион. Легендарный азербайджанец Сибири - самый результативный геолог в мировой истории, участвовавший в открытии гигантских и крупных месторождений нефти и газа…
- Вы два азербайджанца - гордость нашей страны, вы вели, развивали и курировали основную нефтяную отрасль РФ…
- Да, но я не могу сравнивать себя с ним, тем не менее он ценил меня высоко, везде говорил обо мне…
(Окончание следует)