Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Символ надежды на скорое возвращение
Короткометражный художественный фильм Açar («Ключ») Эльшада Аршадоглу будет представлен в «Международной конкурсной программе» одного из самых престижных европейских фестивалей короткометражного кино - 40-го Festival Tous Courts во Франции.
Ключ является единственным элементом, сохранившимся из прошлого старика Умида, который тешит себя теплыми воспоминаниями о давно ушедшем, добром периоде. Находясь в плену памяти, старик на протяжении 26 лет хранил ключи, пока не утерял их, а вместе с ними и надежду на возвращение прошлой жизни.
Сценарист и режиссер фильма - Эльшад Аршадоглу, художественный руководитель - Юсиф Шейхов. В создании картины также задействованы оператор - Джавид Оруджлу (Delee), художник-постановщик - Ариф Нифтиев, режиссер монтажа - Эльшад Рагимов, звукорежиссер Мехман Надиров, продюсеры - Орхан Бехбид, Сенур Ахадов и Метин Алекперли. Фильм снят при совместной поддержке компаний OB Film и Epic Production.
Образы, созданные сценаристом и автором идеи, воплотили Гурбан Исмаилов, Расим Джафар, Рейхан Джафар, Гусейн Искендеров, Юсиф Шейхов, Земфира Абдулсамедова, Ариф Каримов, Ровшан Агаев, Нариман Гараев, Рамиз Аббасов, Бехбуд Гаджиев, Эльдар Джебраил, Селин Джабраил, Эмин Искендеров и другие.
Премьера фильма состоялась в Королевстве Нидерландов в рамках фестиваля Go Short - International Short Film Festival Nijmegen, он также представлен в международных фестивалях Англии, России и Индии. Так, в течение октября картина также продемонстрирована в Швеции на фестивале SAMA International Film Festival, в Македонии (KineNova Skopje International Film Festival), Турции (Accessible Film Festival) и в Индии (Goa Short Film Festival). В последующие месяцы фильм будет представлен в рамках, проводимых в Великобритании и Северной Ирландии фестивалей (Oscar и BEFTA), Франции (Festival Tous Courts) и Румынии (Bucharest ShortCut Cinefest).
Об этом и многом другом беседа нашего корреспондента с режиссером фильма, сценаристом и автором идеи Эльшадом Аршадоглу.
- Фильм основан на реальных событиях из истории вашей семьи. Можно ли сказать, что в нем преобладает художественный вымысел?
- Переплетение сюжета фильма с прошлым моей семьи лишь частично. В создании картины я использовал тему, которая на протяжении долгих лет тревожила меня и провоцировала возникновение множества вопросов. Именно это является связующей нитью между семейной историей и сюжетом картины. Отраженные события, сюжетная линия, конфликты и персонажи - результат моего воображения. Как вам известно, в фильме повествуется о человеке, бережно хранящем ключи от своего дома, родного очага, в который, может и вовсе не вернуться. Наша семья прошла сложный путь, лишившись дома, который был захвачен врагом, мы были вынуждены пере-
ехать из Физули в Исмаиллы, где мой дед с трепетом оберегал ключи от каждой комнаты потерянного дома. Честно говоря, с самого детства я задавался вопросом: «С какой целью вопреки сложившейся ситуации они продолжают беречь их?». Это была огорчающая реальность, в которой нам пришлось расти и развиваться. Именно она легла в основу сюжета фильма Açar. Интересно, что в процессе съемок, которые проходили задолго до начала Отечественной войны, я узнал, что мы не единственная семья, хранящая надежду на Великое возвращение. Десятки семей берегли ключи от отчих домов и пребывали в волнующем ожидании того самого дня, когда распахнутся двери в прошлое. После достижения победы все СМИ рассказывали об этом. Друзья и знакомые отправляли мне ссылки и отмечали замечательное сходство реальности с мотивами, затронутыми в фильме.
- Когда у вас зародилась идея использовать этот элемент в фильме, насколько реальным казалось вам ее воплощение?
- Повзрослев, я начал заниматься поэзией, став творческим человеком, начал писать сценарии. Со временем решил снять фильм, посвященный этой теме. Безусловно, я сумел воплотить свою идею благодаря поддержке любителей и профессионалов кинематографии, в частности, Юсифа Шейхова, который является моим учителем. Он поддержал меня в этом вопросе, прямо сказав, что это хорошая идея. Тогда у меня еще не было точного плана действий, я всего лишь написал сценарий фильма, который хотелось снять. Я много раз редактировал собственный сценарий, менял некоторые моменты.
- Столкнулиcь ли вы со сложностями в процессе съемок?
- Каждый, кто принял участие в этом процессе, творческий и технический состав съемочной группы работали безвозмездно, горя желанием представить общественности фильм, посвященный столь значимой для населения нашей страны темы. Одним из самых важных факторов, влияющих на процесс создания фильма, является техника, которая обходится очень дорого. Нам удалось снять этот фильм при технической поддержке компаний, которые, ознакомившись с сюжетом и тематикой фильма, оказали неоценимую помощь. Съемочный процесс охватил летний период и чрезмерно жаркая погода усложнили нашу работу.
- Как вы, будучи человеком, лично пережившим трагедию потери родного края, наблюдающий за страданиями взрослого поколения, восприняли начало войны, а самое главное, - долгожданную Победу?
- Первыми освобожденными территориями были села нашего Физулинского района. Сложно выразить словами чувства, которые в те дни ощутила наша семья. Наряду с радостью, я испытал горечь от того, что мои дедушка с бабушкой не смогли увидеть этого дня, ведь они ожидали эту Победу даже больше, чем мы. В образе Умида я использовал особенности характера моего деда, патриотизм и любовь к родной земле. Безусловно, радость превышала всякое сожаление и печаль.
- Представлять фильм, посвященный национальной гордости каждого азербайджанца, - дело ответственное. Какие чувства вы испытываете сегодня, когда ваш режиссерский дебют входит в списки международных фестивалей?
- Для меня было очень важно донести проблемы нашего народа и государства до общественности зарубежных стран. Потому я пытался сделать фильм достойным демонстрации на международном уровне, и очень рад, что мы достигли желаемого. Примечательно, что чувства и горечь от потери, прожитое и прочувствованное тобой, осознают и другие.
- Какие из затронутых в фильме тем, по-вашему, являются самыми пронзительными и многозначащими?
- События больше разворачиваются в представлении зрителя, чем на экране. В фильме нет открытых обвинений в адрес врага и других нелицеприятных высказываний. Мы постарались передать главную идею с помощью подтекстов. Сюжет сплотил в себе три поколения, которые питают совершенно разные чувства и эмоции по поводу произошедшего. К примеру, ребенок в течение всего действия не говорит ничего, кроме «Я этого не делал», и таким образом мы передаем то, что ребенок не успел проникнуться историей, волнующей народ. Среднее поколение, несмотря на печаль по поводу потерянных ключей, радуется Победе в войне. Только представитель старшего поколения не примиряется с горькой утратой и не принимает ничего нового. Потеряв ключи, он утратил надежду на возвращение в родной дом. Самым тяжелым является внутренний диалог главного героя. Ключи - это прошлое и будущее Умида киши, а, потеряв их, он утратил надежду на возвращение в родной дом.
В 2019 году, снимая фильм, мы хотели донести до общества, что пока живы представители самого старшего поколения, мы должны вернуть родные земли, ведь чем дальше, тем больше мы углубляемся в огорчающую реальность.
Фарида АББАСОВА,
«Бакинский рабочий»