Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Исторический контекст полотен Аббаса Мамедова
Реализм, повествующий об истории, традициях и быте нашего народа, гармонично отражен на полотнах молодого художника Аббаса Мамедова, который продолжает совершенствовать свой навык в разных техниках и направлениях.
Мы на протяжении некоторого времени наблюдали за творчеством художника, который является истинным продолжателем творческих традиций своего отца, известного художника Шахпеленга Мамедова. Тема и сюжеты его работ постоянно притягивают внимание, поэтому мы попросили его рассказать нам о невидимых сторонах его творческой личности и собственно претендующих на звание произведений искусства.
- Аббас муаалим, несмотря на реалистичность ваших картин, они передают некую ностальгию по прошлому, нежели ощущение современного. Реалии какой эпохи отражены в ваших работах?
- Беспрерывная потребность в ностальгии - часть моей жизни и творчества. Натюрморты, которые я рисую, в какой-то степени феномен ностальгии, попытка противостоять течению времени, повернуть его вспять, превратить в мифологическое пространство. Все это идет из глубокого детства, когда я хотел стать археологом, именно эта часть меня во многом и заставила рисовать натюрморты, изображая старинные азербайджанские артефакты. Меня сильно привлекает тот отрезок времени, когда наш народ медленно, но уверенно шел к созданию первой демократической республики на Востоке, собирая по кусочкам свою, некогда разрушенную разными войнами, национальную идею создания государства после распада на ханства. Каждый раз, когда начинаю новую композицию для натюрморта, нахожу разные артефакты нашего культурного наследия и, собирая их воедино для создания новой картины, размышляю именно об этом периоде.
- Раньше вы рисовали картины с фотографий и даже с известных классических произведений. Что вам дала эта практика? И ушла ли необходимость ее повторять?
- Фотографии помогают рисовать картины, в которых я хочу передать определенную светотеневую композицию, что сделать с натуры практически невозможно. Ведь одинаковым свет остается всего несколько часов, а затем не сразу повторяется. Тогда мне на помощь приходит фотография. Во все времена художники использовали сначала камеры-обскуры, а затем фотоаппараты. Например, французский живописец, один из виднейших представителей импрессионистского движения Эдгар Дега написал своих знаменитых «Голубых танцовщиц», используя несколько фотографий одной девушки. Он (или его помощники) фотографировали танцовщицу в движении в разных позах. Затем художник выбрал наиболее интересные для его замысла фотографии и совместил их в замечательной динамической композиции. Для некоторых своих произведений фотографию также использовали Норман Роквелл, Сальвадор Дали, Энди Уорхолл. А копировать картины мастеров я начал с целью оттачивания своей техники рисования и обратился к этому методу в студенческие годы для того, чтобы научиться, а после возвращения из армии мне пришлось использовать копирование, чтобы восстановить это умение. Я давно уже перестал работать посредством этого метода, но, если кто-то закажет копию картины, я, конечно же, напишу ее.
- Когда вас спросили о любимых произведениях, вы назвали картины «Ветер с моря» американского художника Эндрю Уайета и «Кричащее море» Надира Гасымова. Какое место занимает в вашем творчестве морская тематика?
- Моя любовь к морю зародилась еще в далеком детстве. Каждое лето мы на все три месяца переезжали на дачу в Бильгя. В те годы я внимательно разглядывал песчаную дорогу к морю и сам Каспий, прятавшийся за дюнами Абшерона. Меня не покидала мысль о том, бушует ли оно сегодня?.. Однако, увы, свою морскую композицию еще не написал, ведь я больше считаю себя ценителем творчества маринистов, нежели одним из них. Я ищу в этих картинах осколки прошлого, оживляя память о тех солнечных днях.
- Кто из величайших художников-реалистов повлиял на ваш почерк?
- Сложно выделить одно имя, ведь на протяжении долгих лет я изучал творчество разных художников и направления, в которых они творили. Когда я был студентом Азербайджанской государственной академии художеств, увлекался работами ориенталистов. Мне очень нравились картины Лоуренса Альма-Тадемы и Жан-Леона Жерома. Считается, что ориентализм - это способ восприятия Востока с точки зрения деятеля искусства, принадлежащего к европейской христианской цивилизации. По мнению критиков, он не имеет ничего общего с истинным пониманием восточной культуры, а лишь пытается копировать ее внешние признаки. Но для меня ориентализм очень тонко и изящно показывает традиции и быт Востока. Детализации я научился у этих мастеров кисти. После нескольких лет изучения ориентализма перешел на натюрморты с коврами, где я мог на деле показать технику рисования, которой я научился у ориенталистов.
- Есть ли вероятность того, что свою любовь к реализму вы унаследовали от родителей?
- Этому предшествовало множество причин. Безусловно, мои родители и, в частности, отец сыграли в этом особую роль. Я учился этому, читая книги. Может быть, это в какой-то степени связано с тем, что книги остались из советского прошлого, когда это направление искусства было модно. Я всегда хотел научиться реалистично рисовать так, как мой отец. Всегда смотрел на его картины и думал, смогу ли я когда-нибудь рисовать так же. Однако у него была одна очень сильная сторона - он мог написать портрет, нанося множество мелких мазков с разными цветовыми оттенками, и в итоге, несмотря на разнообразие тонов, картина всегда смотрелась цельной. Вот этому я так и не смог научиться и до сих пор не понял, как он это делал. Но думаю, в плане реализма я многое сделал для себя и для искусства нашей страны и буду продолжать в этом направлении.
- Нередко в вашем художественном портфолио можно встретить работы, выполненные в несколько ином стиле. Ваше творчество не стоит на месте, особенно это отражается в серии картин Şırvanşahlar ansamblı. Как зародилась идея создания работ в этой технике?
- Последние два года я начал пробовать себя и в абстрактном направлении. Всегда любил пробовать новые стили и жанры, рисование одного и того же превращает нашу жизнь в утомляющую рутину. Но и в этом направлении сыграли большую роль эскизы папы, которых очень много у меня осталось, в основном на тему Абшерона, но я немного поменял это и попробовал нарисовать в таком же стиле Дворец Ширваншахов. Техника смешивания красок тут очень сложная, я использую не только масляные, но и строительные краски. Одна ошибка, и эффект нежности цветового тона будет потерян. Я буду счастлив, если мне удастся рисовать в этом стиле фигуру человека и натюрморты. На протяжении года я пытаюсь рисовать в такой технике натюрморты, но эскизы меня не радуют. В любом случае работа по обретению навыков в этой технике будет продолжаться.