Фарида АББАСОВА

Фарида АББАСОВА

Не благодаря, а вопреки

Культура
23 Август 2023
10:26
862
Не благодаря, а вопреки

Независимый театр существует в пространстве эксперимента

В рамках образовательной программы фестиваля «Любимовка» в Бакинском театре марионеток прошла лекция журналиста, арт-менеджера и театрального продюсера Залины Кантемировой «Независимый театр в эпоху постправды: от чего не зависит и на каком языке разговаривает сегодня».

Эхо «Любимовки» в Баку обогатило культурную жизнь страны. Профессионалы и ценители высокого искусства получили возможность принять участие в образовательной программе, в рамках которой были проведены лекции и мастер-классы по режиссуре, драматургии и новому театру. Кроме того, зрители стали участниками панельной дискуссии о развитии современной азербайджанской драматургии и свидетелями первой читки новой пьесы азербайджанского драматурга, участника фестиваля Исмаила Имана под названием «На гладкой стороне». 
Мероприятие было посвящено независимому театру, существующему в пространстве эксперимента. Именно этот тип храма лицедеев, по мнению экспертов, занимается поисками нового языка и формирует театр будущего. Делает он это чаще не благодаря, а вопреки: без поддержки и на голом энтузиазме. Как выживает, с какими формами работает и какими идеями вдохновляется современный независимый театр? Об этом в своем выступлении рассказала арт-менеджер Залина Кантемирова.

- Любой акт взаимодействия человека с человеком, объектом и самим собой и есть независимый театр. В любой момент, когда возникает интерес к процессу наблюдения, созерцания, понимания, может родиться независимый театр. Понятие независимого театра прежде всего зиждется на отсутствии государственного финансирования - это его самое главное отличие от других театров, которые финансируются за счет каких-то государственных институтов. Экономика независимых театров строится либо на частных инвестициях, которые являют собой наилучший вариант его существования, либо на чуть менее прекрасном варианте - грантах, о которых многие мечтают, не понимая при этом, какие сложности их сопровождают. Это весьма непросто потому, что художники - творческие люди, они не очень практичные, а здесь необходимо вести четкие денежные отчеты. Но, так или иначе, если бы не существовало системы грантов, не было бы многого из того, что на протяжении двух десятилетий происходило на московской театральной сцене. Третий вариант финансирования - это когда страстно любящие театр люди вытаскивают деньги из собственного кармана и вкладывают их в свои проекты, благоустраивают декорациями свои квартиры, гаражи и др. Они днем работают, случается, даже курьерами, а вечером делают спектакли. Кстати, именно они удостаиваются золотых масок и других наград, что говорит о том, что нет никакой корреляции между тем, в каких условиях и на какие деньги поставлен спектакль и насколько он получился качественным.
Арт-менеджер далее подчеркивает, что если попытаться разобраться, на каком языке говорит современный театр, то в нем может быть все, что угодно, - понятный всем развлекательный театр, рассказ каких-то историй. Однако хотелось бы остановиться на театре, который развивает, находится в пространстве эксперимента и на который сложнее всего найти финансирование. 
- Если вы занимаетесь независимым театром, - уверена Залина Кантемирова, - то должны быть готовы к тому, что после каждого мероприятия вам придется выполнять всю работу, в том числе и уборку помещения. Потому что кроме вас это делать просто некому, а учитывая то, что в последние годы в России функционировало около 500 независимых театров, это никого не пугает.
Размышляя о словах лектора, мы задумались о том, какие усилия необходимо приложить для осуществления планов, которые нередко проваливаются в системе уже существующих ценностей, прививаемых в сознание зрителей на протяжении многолетней истории театра. Готова ли публика к экспериментам? Если нет, то нужно ли прививать зрителям любовь к традициям современного независимого театра? Раздумья прервались вопросом из зрительского зала: «Как подготовить публику к экспериментам?»
Участники мероприятия, в том числе и задействованные в функционировании независимых театров в Баку профессионалы, отметили, что за экспериментальный характер их творчества на них обрушивается критика, зрители уходят неудовлетворенными, нет зрительской базы и понимающей эксперимент аудитории. 
В ответ на это лектор подчеркивает, что публика воспитывается постепенно и нужно ценить каждого, кто пришел, индивидуально работать с ним так же, как бы вы работали с полным зрительным залом.     
Рассказывая о языке современного театра, Залина Кантемирова поделилась  впечатлениями о спектакле режиссера Всеволода Лисовского, имя которого она часто упоминала в рамках лекции: 
- Ярчайшей работой Всеволода Лисовского является спектакль «Молчание на заданную тему». На сцену выходил актер, который, объя-
вив тему, призывал зрителей присоединиться к молчанию. На протяжении часа весь зал и актер молчали, размышляя о заданной теме. На первый взгляд это может показаться абсурдом, но на самом деле здесь затронута тема смыслового смещения, когда театр перестает быть институцией, которая тебя развлекает, когда акцент смещается с развлечения или с критики на созерцание, а это невероятно сложная задача для зрителя. Очень странно, что актер, находящийся на сцене, молчит, не изображая ничего, не передавая никаких эмоций. Но тогда включается твой собственный внутренний театр, ты начинаешь по-другому видеть то, кто с чем столкнулся. Мозг, привыкший к потреблению готовой информации, начинает создавать ее из незаметных, мелких деталей. Это то поле, на котором работает Всеволод Лисовский. Все его спектакли требуют долгой подготовки. К примеру, для создания спектакля «Пещера» он долгое время работал в ночлежке с бездомными людьми. Он общался с ними, дружил, читал им лекции, таким образом готовясь к спектаклю по текстам Платона. Ему было важно приобщить этих людей к искусству, в частности внедрить в античный контекст. Когда он нашел среди них заинтересованных в участии, появился спектакль «Пещера». Люди, чтобы быть задействованными в спектакле, приходили буквально с улицы. Это был интересный эксперимент.
По словам Залины Кантемировой, работа с человеческим материалом очень интересная и значимая тема не только для независимого, но и для театра в целом: 
- Сегодня существует бесчисленное количество театров на вынос, которые занимаются экспериментами с людьми прямо на улице. Также очень популярна такая форма современного интерактивного театра, как иммерсивный театр. Независимые храмы искусства редко могут позволить себе иммерсивный спектакль, потому что он требует серьезного продакшна. Современный театр экспериментирует с новой формой языка, новыми точками восприятия. Это делает его направленным на анализ процессов, протекающих в сознании зрителя. Эти спектакли рассчитаны на гораздо большую работу зрителя, нежели актеров и режиссера.
Лекция прошла с большим успехом, ценители театрального искусства окунулись в мир современного независимого театра и его тенденций, обретя возможность сделать выводы, положившись на опыт иностранного эксперта. 

Экономика
Новости