Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Психологическая драма по пьесе Парвиза Сейидли
На малой сцене Азербайджанского государственного театра юного зрителя (ТЮЗ) состоялась премьера спектакля Ümid nəğməsi («Песнь надежды»), приуроченного к Первому международному фестивалю детских и юношеских театров + IT «Дети XXI века», который проходит в столице Узбекистана Ташкенте.
В спектакле Ümid nəğməsi поднята проблема отношений между членами семьи, в которой есть ребенок с синдромом аутизма. На фоне непростых и сложных обстоятельств в ней назревает конфликт, который накаляется и доходит до крайне взрывоопасной степени непонимания. Спектакль поставлен в жанре психологической драмы по пьесе молодого драматурга Парвиза Сейидли режиссером-постановщиком Ниджатом Мир-Казымовым, в нем также приняли участие художник-постановщик Ниса Гасанова и композитор Заур Рашидов. В спектакле заняты актеры Севиндж Азиз, Санан Казымов, Нурлан Сулейманлы, Гусейн Байрамов и Сабина Мамедзаде.
Вот что рассказывают представители творческой группы о проекте.
Парвиз Сейидли, писатель, сценарист-драматург:
- Идею написать пьесу на эту тему подсказали Ниджат Мир-Казымов и Ильгар Фахми, которые обсудили концепцию, остановившись на основной мотивационной последовательности - землетрясении. Землетрясение - это не только природный катаклизм. В человеческих отношениях, да и в самом человеке тоже случаются потрясения, после которых меняются взгляды, мышление и взгляды на мир. Кульминационный момент пьесы - землетрясение, которое сплотило семью, указало на принятие правильных решений в критические моменты жизни, - говорит Парвиз Сейидли. - Важно выжить и жить, заботиться друг о друге, любить ближних. Остальное со временем наладится. Эта и есть сила жизни.
Севиндж Азиз около 30 лет играла разные роли, в том числе и матерей. Но такую мать, как в спектакле Ümid nəğməsi, она играла впервые.
- Чем особенна эта роль? - интересуемся у актрисы.
- В семье родился ребенок с синдромом аутизма, и мать больше внимания вынуждена уделять больному ребенку, что приводит к внутреннему конфликту в семье и к ревности старшего сына. К тому же моя героиня после потери супруга осталась одна с двумя детьми на руках, которых поднимала, берясь за всякую работу…
Это болезненная тема для любой семьи. Часто родители, уделяя аутичному ребенку больше внимания, забывают о проблемах других детей, не уделяют им должной заботы и внимания, не проявляют любви, не прислушиваются к их внутреннему голосу, предоставляя их самим себе. Это приводит к разобщению, конфликтам, обидам и негативу. Моя героиня хочет, чтобы ее здоровый сын в будущем был ответственным и за свою судьбу, и за судьбу своих детей. В этом мире надо уметь постоять за себя, чтобы защитить своих родных и близких.
Для актера Санана Казымова этот спектакль отличается от предыдущих.
- Причина в том, что я впервые участвую в камерном спектакле. Я всегда хотел выступить на малой сцене, - не скрывает он.
- В чем разница между малой и большой сценами?
- Разница в том, что на малой сцене контакт со зрителем более близкий, ты буквально ощущаешь его дыхание. Для актера это испытание, а также дополнительный опыт и практика, открываются другие возможности. Находиться в тесном контакте со зрителем и играть - это очень сложно, потому что зрители находятся в непосредственной близости от тебя. То есть сцена начинается уже с первых рядов. В зале был настоящий аншлаг, зрители сидели на ступеньках, стояли, загородив вход и затаив дыхание, внимательно смотрели за действием. Уже с первых минут спектакля при таком скоплении аудитории дышать было нечем… Эта близость зрителей волновала.
Если говорить о затронутой в спектакле теме, то независимо от того, сколько детей в семье, взрослые дети или маленькие, сильные или слабые, здоровые или больные, родители должны распределять свою любовь между ними поровну и не обделять никого. Иначе это приводит к агрессии остальных. И это очень четко прослежено в нашем спектакле, где я играю роль старшего сына - Джалала, а мой брат Джамал на сцене - с синдромом аутизма. Джалал хоть и не выражает явного протеста матери, но в нем накапливается негативная энергия, которая ищет выхода наружу.
Согласно сценарию пьесы, когда конфликт обостряется и доходит до критической точки, как бы в наказание всем происходит землетрясение… Но оно только сплачивает всех членов семьи. И надо быть благодарным Богу, а не протестовать. На самом деле мой герой Джалал любит своего брата, просто в нем накопилась негативная энергия, от которой он хочет избавиться.
И вот появляется мобильный телефон, который обожают современная молодежь, подростки, даже малые детки тянутся к гаджетам. Пустая трата времени, конечно же, опасна, она негативно сказывается на психике и детей, и взрослых. Но Джамал собрал из неработающих телефонов один работающий, по которому во время землетрясения была вызвана помощь, а звуки кяманчи, извлекаемые Джамалом, помогли спасателям найти семью и спасти ее из-под завалов…
В реальной жизни у меня есть младший брат, но слава Аллаху, он ничем не болен. Да, он больше получал любви и внимания, но я уже взрослел, становился мужчиной и опекал его.
- Вы не ревновали родителей к нему?
- Нет, я рос немного замкнутым в себе, был тихим, у меня был свой мир. А мой брат был шалуном, баловнем, проказником. Нет, родители не обделяли меня вниманием. Но я взрослел и не позволял нянчиться с собой. А вот с братом почти до его совершеннолетия обращались как с малым дитем.
- Вы сейчас искренни?
- Да.
Ниджат Мир-Казымов, режиссер-постановщик ТЮЗа, заслуженный артист:
- У нас очень много друзей в Ташкенте, в Узбекском государственном театре юного зрителя, которым руководит актриса, театральный режиссер Зульфия Хамраева. Мы часто обмениваемся творческим опытом. Когда Зульфия ханым предложила принять участие в Первом международном фестивале детских и юношеских театров + IT «Дети XXI века», мы с удовольствием откликнулись на ее предложение и в короткие сроки при содействии Ильгара Фахми была написана пьеса, по которой поставили спектакль Ümid nəğməsi.
Мы обсуждали, как ввести гаджеты в пьесу, чтобы было ненавязчиво и ненаигранно, и чтобы подчеркнуть необходимость использования этой полезной и необходимой вещи в быту. Девушка - педагог музыки, дающая уроки игры на кяманче, нашем азербайджанском народном инструменте, однажды использует телефон, отвечая на звонок матери. Джамал играет старыми и отслужившими свой срок телефонами, и в итоге именно он помогает родным спастись из-под завалов дома. Он смог собрать из нескольких старых телефонов один. Я попросил психолога, чтобы она нам помогла, чтобы все было правильно в поведении больного аутизмом, чтоб не было ничего лишнего.
Есть некоторые посылы, которые мы хотели передать зрителю. Этот спектакль не про больных аутизмом. Он рассказывает про взаимоотношения в семье. Ведь в каждой семье уделяют больше внимание слабому, т.е. младшему ребенку. У нас ментальность такая: младший априори слабый, если кто-то болен, то мы ему уделяем много внимания. Остальные остаются за бортом. Мы их любим, но иногда не можем показать эту любовь. Почему-то думаем, что им это не нужно.
Это мой первый камерный спектакль, на малой сцене мне хотелось показать чувства членов одной семьи, чтобы актеры не переигрывали, чтобы не было наигранности, чтобы в этом мини-спектакле взаимоотношения были искренние, правдивые, как в жизни. И чтобы каждый из нас понял, почему мы именно так поступаем в реальной жизни…
У меня двое сыновей, я тоже почему-то младшего больше балую, - откровенничает Ниджат. - Когда просматриваю семейное видео, кстати, идея спектакля оттуда и пришла, вижу, что со старшим сыном был чрезмерно суров, недостаточно выражал ему свою любовь, внимание… Но я его очень люблю, не меньше, чем младшего. И я думаю, что это моя ошибка. Поэтому в спектакле мне захотелось показать, что не надо делать разницы между детьми, наоборот, надо проявлять и распределять свои заботу, внимание, любовь по отношению ко всем членам семьи одинаково, чтобы не рождать ревность одного к другим…
- Вас ожидает поездка в Узбекистан на фестиваль?..
- Я думаю, что в Узбекистане мы выступим хорошо, надеюсь, постановка понравится и узбекскому зрителю. Мы будем играть на азербайджанском языке…
P.S. 26 апреля в рамках Первого международного фестиваля детских театров + IT «Дети XXI века» (Birinchi xalqaro bolalar teatrları + IT festivali) труппа Азербайджанского государственного театра юного зрителя успешно выступила на сцене узбекского театра со спектаклем Ümid nəğməsi.