Наталья БАБАЕВА

Наталья БАБАЕВА

Сотканные из столетий

Культура
17 Май 2025
06:23
115
Сотканные из столетий

Чаяния ковродельщицы из древнего села Кюрсенги

Скепсис, возникший вокруг «фотографии на фоне ковра», несправедливо превратил ее в символ чего-то устаревшего и ненужного. Тем временем наши современные интерьеры, где каждый стремится подчеркнуть свою индивидуальность, все меньше напоминают уютные обители наших предков и все чаще заполняются вещами без смысла и истории. 

Но время летит стремительно, и с годами приходит осознание: те предметы, что создавались поколениями, несут в себе мудрость, тепло и ценность, которую нельзя восполнить новыми модными тенденциями.
Исторически так сложилось, что наиболее распространенным и одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Азербайджана является ручное ковроткачество. На территории республики почти не было такого уголка, где бы ни ткали различные виды ковровых изделий. Однако особую известность приобрели кюрсенгинские мастерицы, чьи ковры отличались непревзойденным мастерством исполнения, изяществом узоров и гармоничными цветовыми сочетаниями. Это были как ворсовые, так и безворсовые высокохудожественные изделия.
Древнее село Кюрсенги, расположенное в 30 километрах от Сальяна, издавна славится ковроткачеством. Здесь это занятие стало неотъемлемой частью жизни: ковры ткали в каждом доме - как для собственных нужд, так и на продажу. Благодаря своему качеству и уникальности кюрсенгинские ковры заслужили широкую известность на всем Кавказе.
На протяжении веков искусство ковроткачества в Кюрсенги развивалось и передавалось из поколения в поколение. Сохранению и популяризации ремесла способствовали обилие местного сырья - шерсти и натуральных красителей, развитое животноводство и земледелие. Но главный секрет успеха заключался в таланте мастериц: их художественный вкус и мироощущение воплощались в уникальных орнаментах и колористике. Современные мастерицы продолжают традиции, привнося новые смыслы в древние мотивы.
«Почти в каждом доме можно найти ковры, килимы и паласы - образцы народно-прикладного искусства, - говорит Дурдана Гараева, мастерица из Кюрсенги. - Представьте, как востребована была специальность ткачихи: азы ковроткачества считались обязательным умением для девочек. Испокон века мастерство передавалось от старших младшим: девочки с раннего детства смотрели, как работают мамы, и молодые женщины уже становились опытными мастерицами. Процесс изготовления кюрсенгинского ковра требует от ковродельщиц необычайно тонкого вкуса, индивидуального мастерства, огромного терпения и неимоверной усидчивости. Таковыми качествами обладают практически все наши женщины. Ведь создание ковра - это целое искусство, а у каждого искусства есть свои секреты». 
Процесс ткачества начинается с создания технического чертежа, который содержит все детали будущего изделия - размеры, узоры, расстояния между узорами, цвета… Чертежи создаются опытными мастерами-ковродельщицами. Хотя многие опытные мастерицы этого ремесла, не имея перед собой чертежа, безукоризненно выполняют ковер по памяти. Это каким мастерством необходимо обладать, чтобы воплотить все узоры и цвета даже на небольшом ковре! Их там просто огромное количество!
Кюрсенгинские ковры сохранили свои традиции и технологии производства в неизменном виде - такими же, какие они были в далеком прошлом. Это произведения нестареющего самобытного искусства. 
Ковры и тканые изделия служили в качестве подарка и были частью приданого невесты. Прежде чем выйти замуж, девушка обязательно должна была научиться ткать. Многие из этих славных народных традиций сегодня остались в прошлом, но старое и прекрасное ковроткачество продолжает жить.
Дурдана ханым называет себя потомственной ковровщицей. Ее прабабушка, бабушка, мама - все были отменными мастерицами и передавали свой опыт подрастающим девочкам следующего поколения. Сейчас ее невестка и дочери также продолжают это ремесло.
«Бабушка приобщала меня к азам ковроткачества. Под ее наставничеством я осваивала многие древние орнаменты и долгое время уже занимаюсь любимым делом. Я ткала ковры сыну и дочерям в приданое», - делится воспоминаниями Дурдана Гараева.
Кюрсенгинские ковры, относящиеся к Ширванской школе, еще в средневековье славились высокой плотностью узлов (до 2500 на квадратный сантиметр) и сложностью орнаментов.
Хотя сельское хозяйство и животноводство также играют важную роль в жизни села Кюрсенги, ковроткачество остается основным занятием местного населения.
«Жители нашего села весной и летом занимаются сельским хозяйством, а осенью и зимой - ковроткачеством. Наше село известно ковроткацкими традициями. Некогда ковроткачи зарабатывали себе на хлеб, создавая килимы, но со временем покупателей становилось все меньше, и люди постепенно отходили от этого занятия.  В нашем селе в основном ткали сальянские и ширванские чэшни. Особенность этих ковров состоит в высокой плотности узлов, количество которых колеблется в пределах 2000-2500 на 1 кв. см. Местные жители ткали паласы, мефреджи и хурджуны. Они перевозили поклажу на верблюдах, поэтому эти ковровые изделия испокон веков были востребованы. Зимой наши предки жили в низовьях, а весной уходили на яйлаги. Сейчас ковроткачество в нашем селе не так востребовано, традиции постепенно забываются, поскольку нет былого производства. Если бы в нашем селе был открыт ткацкий цех, то жители вернулись бы к традиционному ремеслу. Женщины вновь начали бы ткать ковры, продолжая древние традиции», - делится своими мыслями Дурдана ханым. 
Многие ковры, килимы и паласы, хранящиеся в домах местных жителей, насчитывают более двух-трех веков. Эти ковры бережно хранят, передают из поколения в поколение как символ истории и идентичности.
Это прошлое народа, его история, это культурное наследие, утрата которого стала бы большой трагедией. Но одно обнадеживает: ковроделие, обретя подлинных хранительниц в лице таких энтузиастов, как Дурдана Гараева, никогда не исчезнет.

Экономика
Новости