Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Стартовал IX Телевизионный конкурс мугама
Стартовавший на прошлой неделе IX Телевизионный конкурс мугама, которого с нетерпением ждали как сами участники, готовившиеся к нему последние годы, так и многомиллионные азербайджанские любители мугама со всего мира, вступает в активную фазу.
Ставшие уже традицией конкурсы мугама, которые проводятся каждые два года, превращаются в настоящий праздник национальной духовности и торжество культурной идентичности азербайджанского народа, поскольку мугам является нашим уникальным достоянием и величайшим древним наследием.
IX Телевизионный конкурс мугама, как и предыдущие, проводится при поддержке Фонда Гейдара Алиева и при участии ЗАО «Азербайджанское телевидение и радиовещание» и Министерства культуры. В этом году конкурс отмечает свое 20-летие. Прослушивания проводятся дважды в неделю - во вторник и четверг при участии 10 юных ханенде и 5 малолетних мугаматистов, т.е. в общей сложности в конкурсе участвуют 20 юных и 10 малолетних конкурсантов.
Примечательно, что и на этот раз в состязании участвуют два участника из Исламской Республики Иран, одна из которых впервые девушка. В связи с этим народный артист, ханенде Мансум Ибрагимов отметил, что конкурс мугама всегда приветствует участие молодых мугаматистов из Ирана, поскольку они, получив известность и заняв призовые места на конкурсе в Баку, по возвращении в Тебриз или другие города иранского Азербайджана, открывают новые школы мугама и пропагандируют древнее искусство азербайджанцев. Так, победитель конкурса мугама 2007 года из Тебриза Насир Атапур после победы в Баку основал в Тебризе Академию мугама, и теперь уже его воспитанники приезжают на конкурс, чтобы продемонстрировать знание искусства мугама своих предков.
В первый день состязаний все участники - Юсиф Садыхов, Юсиф Мустафаев, Адыля Алиева, Кенан Новрузов, Сархан Мирзаев, Захра Мамедова, Насир Шафиев, Джамиль Мамедов, Айдан Хамзаева, Юсиф Джафарбейли, Раис Нифталиев, Айлин Ибрагимова, Рамиль Гумбатлы, Али Рашиди, Айтадж Бейбалаева, Аскер Аскерзаде, Лейла Мехдиева, Рауф Джафаров, Нармин Мирзаева, Рена Мехралыева, Сяма Солтанова вышли на сцену и вместе исполнили песню «Карабах». Затем лауреат предыдущего конкурса Камиля Набиева исполнила Хudayar təsnifi, после чего началось выступление молодых ханенде.
Первая неделя ознаменовалась исполнением народных песен и теснифов, и как это всегда было в предыдущие годы, малолетние участники, выступавшие первыми, показали лучшее исполнение - чистые, звонкие голоса и грамотное знание тонкостей мугама, чем их более взрослые конкуренты.
Оценивание конкурсантов происходит по 10-бальной системе, однако судейская коллегия приняла решение в первую неделю состязаний ограничиться максимально присуждаемой оценкой в 9 баллов, чтобы участники адаптировались к сцене, публике, членам жюри и меньше волновались. Замечания, советы и рекомендации судей, которые старались мягко и не слишком строго комментировать выступления молодых мугаматистов, сохраняли актуальность и объективность для всех остальных участников. Не последней рекомендацией известных ханенде было обязательное прослушивание конкурсантами записей корифеев - ханенде прошлого века. По итогам первой недели финальных состязаний авторитетное жюри приняло решение не исключать из конкурса участника с минимальными баллами.
В завершение первого дня конкурса мугама победитель VIII конкурса мугама Фуад Азиззаде исполнил народную песню Qara qaşın vəsməsi.
Конкурс мугама знаменателен и востребован еще и тем, что участники исполняют народные песни в их классической форме, без каких-либо искажений и неуместных «интерпретаций», которыми, признаемся, грешат известные певцы. Именно поэтому публика в зале и многомиллионная телевизионная аудитория дважды в неделю наслаждаются живым эфиром и народными песнями, которые звучали в первозданном виде и сто, и двести, и пятьсот лет назад. А учитывая, что мы слышим новые голоса и свежие краски, пропущенные сквозь собственное восприятие юных сердец, эстетическое и музыкально-художественное удовольствие возрастает в разы, отрывая человеческие сердца на несколько часов от земной суеты и проблем современности и погружая их в благозвучный океан национальной идентичности и мелодии предков.
Второй конкурсный день начался с выступлений маленьких участников, которые получили максимальные баллы за отличное исполнение народных песен и теснифов. Конкурсантов сопровождали инструментальный ансамбль под руководством тариста Рустама Муслюмова, тариста Решада Ибрагимова и тариста Мир Гусейна Асадуллаева.
Можно сказать, все участники получили максимальные оценки в 63 балла, за исключением Сямы Солтановой, получившей 60 баллов. Конечно, члены жюри в первую неделю проявляли некоторое снисхождение к исполнению юных ханенде, принимая во внимание их дебют на столь престижном конкурсе. При этом они объективно анализировало исполнение конкурсантов, отмечая не только небольшие шероховатости, неточности или нечистое произношение слов песни или газели, но и с целью подбодрить юных ханенде подчеркивали имеющийся потенциал и красивый тембр голоса, впечатляющее выступление и широкий диапазон, голосовые возможности, а также безошибочную реакцию публики, подтверждающую отличное исполнение отдельных участников.
По итогам первой недели, Сяма Солтанова набрала наименьшее количество баллов - 60, но по решению жюри ей был дан шанс продолжить участие в конкурсе, улучшить свои показатели и подняться на более высокий уровень.
Подводя итоги первого дня конкурса, хотелось бы отметить, что в нынешнем составе участников пока никто не отличился особенным и необычным по тембру голосом или потрясающим пением, как это происходило на прошлых конкурсах, за исключением малолетних исполнителей, которые поражали сильными и чистыми голосами, стабильностью и правильным исполнением как народных песен, так и мугамов.
Впереди целых три месяца концертных выступлений, в течение которых участники будут напряженно работать над домашними заданиями, заучивать газели, тренировать и шлифовать свой голос, отрабатывать каждую деталь мугамов, внося в них собственные ощущения и понимание без того, чтобы исказить или снизить ценность того или иного мугама, ведь азербайджанский мугам - это святая святых национальной идентичности и генетический код азербайджанского народа.