Басти Паша

Басти Паша

Почитание прошлого - наследие для будущего

Культура
25 Июль 2025
03:38
477
Почитание прошлого - наследие для будущего

Фильм Ильгар Сафата, воспевающего в своих работах атмосферу Ичеришехер

В Азербайджанском национальном музее искусств состоялся показ художественного фильма Ильгара Сафата «İçəri şəhər» («Внутренний город»). Спустя годы после премьеры картина продолжает трогать сердца зрителей, оставаясь удивительно актуальной и близкой аудитории.

После премьерного показа в марте 2016 года фильм был представлен на ряде престижных международных кинофестивалей, включая Таллиннский международный кинофестиваль «Темные ночи», а также Индийский и Каирский кинофестивали. На 50‑м кинофестивале WorldFest Houston (США) картина была удостоена приза «Золотой Реми».

Примечательно, что перед показом в музее была проведена экскурсия по выставке «Реставрация: почитание прошлого, наследие для будущего», посвященной 65‑летию заслуженного художника, реставратора, заведующего научно‑реставрационным отделом музея Натига Сафарова. Гости ознакомились с отреставрированными экспонатами, а о тонкостях процесса «искусства возрождения» картин рассказал сам мастер.

Особое внимание посетителей привлекла работа над восстановлением картины неизвестного художника германской школы «Казнь святого семейства», на которой изображен медный бык как инструмент казни. Эта картина, наряду с другими ценными экспонатами богатейшего фонда музея, вошла в художественный фильм режиссера Ильгара Сафата.

После демонстрации фильма режиссер поделился с аудиторией историей его создания и ответил на вопросы зрителей. Мероприятие прошло в теплой, дружеской атмосфере, оставив у участников глубокие впечатления как от кинокартины, так и от художественных произведений.

В XX веке в лабиринтах İçəri şəhər было снято немало документальных и научно‑популярных фильмов. Однако настоящая кинематографическая биография этого уникального уголка началась с картины «Девичья башня» (1924 г.). С тех пор Ичеришехер превратился в съемочную площадку как для азербайджанских режиссеров, так и для многих зарубежных киностудий. Благодаря этим работам Баку очаровал миллионы кинозрителей по всему миру.

Родившийся и влюбленный в Ичеришехер Ильгар Сафат в своих фильмах воспевает атмосферу Старого города, раскрывая тайны его лабиринтов - сердца Баку.

В завершение показа мы побеседовали с режиссером, писателем, сценаристом, поэтом и рок‑бардом Ильгаром Сафатом.

- Ильгар, вы педагог по первому образованию. Отношения старшеклассников в фильме - это наблюдения из вашей педагогической практики?

- У меня небольшой педагогический опыт. По окончании института я проходил практику в одной из школ. Некоторое время преподавал режиссуру, у меня есть свои выпускники режиссерского курса. Но мой педагогический опыт вряд ли сыграл значительную роль в работе над фильмом. Он был лишь частью того общего опыта, что я приобрел в жизни. Ведь долгое время я снимал документальное кино, и мне хорошо знакома работа с непрофессионалами, с детьми. В моих фильмах часто появляются люди, буквально «найденные» на улице: непрофессионалы, типажи, и рядом с ними - народные артисты. Мне нравится работать с детьми: они естественны и не испорчены актерскими штампами.

Дети были и в моем фильме «Участок», причем один из подростков получил приз в Голливуде. Дети есть и в «İçəri şəhər», и в «Родной земле». Тема детства для меня очень важна. Ведь именно в детстве закладывается характер человека. Все самое значимое происходит с нами в это время, когда мы только учимся понимать жизнь и еще не увязли в ее рутине.

Жизнь героев осложнена тяжелыми обстоятельствами: как и все смертные, они стремятся преодолеть испытания, отстоять право на любовь и духовную свободу. Тщетность борьбы взглядов и жизненных позиций в обществе передана устами одного из персонажей - Рафаэля, который ведет внутреннюю борьбу с недугом (контузией), оставшимся как след первой Карабахской войны и мешающим ему вернуться к ритму мирной жизни.

- В фильме «İçəri şəhər» вы коснулись болезненной для нашего народа темы Карабаха. Это первый ваш фильм на эту тему. Что подвигло вас на его создание?

- Тема Карабахской войны присутствует во всех моих картинах, где-то вскользь, как в фильме «Участок», где-то напрямую, как в картине «Родная земля». В фильме «İçəri şəhər» у нас всего лишь один военный эпизод, раскрывающий психологическую травму главного героя Рафаэля (Фирдовси Атакишиев). Без этого эпизода многое в характере Рафаэля осталось бы непонятным, нераскрытым. Не до конца были бы понятны причины его разрыва с юной возлюбленной Арзу (Тахмина Рафаэлла). В современном Азербайджане, думаю, нет человека, которого так или иначе не коснулась бы Карабахская война. Естественно, эта тема появляется во всех моих работах.

 

Важное место в картине занимают взаимоотношения Арзу и ее матери Сабины, а также взгляды сверстников Арзу. «İçəri şəhər» - это социально‑психологическая драма, в основе которой лежит острый социальный конфликт. В фильме снимались Тахмина Рафаэлла, Фирдовси Атакишиев, Эльмира Шабанова, Мехрибан Зеки.

- Жизнь подтверждает, что у каждого из нас свое отношение к добру и злу, к восприятию определенных жизненных обстоятельств и их последствий...

- Я не знаю, есть ли в нашем кинематографе еще фильмы, затрагивающие столь важную тему, как поствоенный синдром. Это история о том, как люди, прошедшие Карабахскую войну, пытаются социализироваться в обществе, избавиться от ужасов прошлого, залечить душевные раны и заново учиться жить мирной, полноценной жизнью. Это очень значимая тема, и я верю, что у нас еще будут создаваться фильмы, глубже исследующие эту проблему. Мне кажется, в «İçəri şəhər» эта тема была поднята впервые. Рафаэль - герой нашего фильма - получил на фронте тяжелую психологическую травму.

- Будем откровенны, непросто реабилитироваться после контузиии...

- Вот и он не нашел себе места в мирной жизни. Так и живет со своей душевной раной, спрятавшись от всего мира. Даже комната в его доме напоминает землянку, окоп, нору в которой он скрывается от любопытных глаз. Лишь чистая любовь к юной Арзу на время возвращает его к жизни: он окрыляется, снова начинает верить в счастье и ощущать вкус к жизни. И пусть это счастье оказывается недолгим, оно помогает Рафаэлю измениться, найти в себе силы идти дальше. Любовь выводит его из кризиса и становится тем исцеляющим светом, который помогает преодолеть глубокую психологическую травму, полученную на войне.

- Фильм «İçəri şəhər» выступает индикатором социальных отношений в обществе, затрагивая скрытые явления, о которых не принято говорить вслух.

- Абсолютно верно. Мне хотелось показать проблемные стороны нашего общества без прикрас - как светлое чувство главных героев пробивается сквозь толщу меркантильной среды, в которой они живут. После «İçəri şəhər» появился целый цикл фильмов, затрагивающих наши социальные язвы, возникли целые франшизы. И это очень важно - изучать общество, частью которого мы являемся. От каждого из нас зависит, станет ли оно лучше. А что может помочь в этом изучении, как не кинематограф?

Война, как лакмусовая бумажка проявляет истинную суть каждого, не только на передовой, но и в мирной жизни. Режиссер отразил в фильме возвышенную степень духа и степень деградации. Он искренне делится сложностями, с которыми столкнулся, работая над этой непростой темой.

- В человеческой природе возвышенное и низменное нередко идут рука об руку, и порой трудно отличить одно от другого, - продолжает Ильгар Сафат. - Массовая культура размывает эти грани, в результате современные люди в этическом и эстетическом смысле полностью дезориентированы. В этом смысле художник несет ответственность за ту систему образов, которую он создает в своих фильмах, и за те нравственные установки, на которые опирается. Война проявляет в человеке как все положительные, так и самые негативные его качества. Ты можешь проявить как героическую часть своей натуры, так и самую темную, постыдную. Война - это своего рода тест для человека, а жанр военной драмы - настоящий вызов для режиссера. Сложно объяснить обывателю, с какими трудностями сталкивается режиссер, снимая фильм о войне, особенно в условиях полного отсутствия киноиндустрии. Работать в кино в наших условиях уже само по себе небольшой героизм, тем более (как с фильмом «Родная земля»), когда ты снимаешь масштабное военное кино…

- Фильм «İçəri şəhər» отражает последствия социально-бытовых событий, создавая образ лабиринта социально‑психологических отношений, сформировавшихся в годы первой Карабахской войны. Здесь есть и Минотавры поневоле, и Тесеи, уверенные в своем праве истреблять минотавров…

- Для меня образ лабиринта связан с İçəri şəhər - местом, в котором прошло все мое детство и школьные годы. Я учился в школе №6, и каждый день так или иначе оказывался в лабиринте крепостных улочек. Это замкнутое пространство с детства будоражило мое воображение, и мне представить себе на этих узких улочках Минотавра было не так-то и сложно. Но в картине мы имеем в виду прежде всего «внутренний лабиринт» - психологическую запутанность, потерянность и уязвимость главных героев, их ранимость, неспособность сохранить свою любовь. И Минотавром тут выступает, скорее, сам город с его равнодушными обывателями.

- Для меня Минотавром поневоле явился образ Рафаэля, с его нарушенной во время ожесточенных боев за родную землю психикой …

- Каждый волен воспринимать по-своему фильм, эталонов нет. Но в кадрах фильма мы не случайно видим несколько раз изображения быков на крепостных стенах. Мне хотелось связать поэтику античного мифа с современными переживаниями наших героев. В своих картинах я всегда стараюсь уделять особое внимание поэтике, образному ряду. В «İçəri şəhər» это Минотавр, в «Участке» - птица Хумай, а в «Родной земле» - леопард. Наверное, это идет от моей любви к литературе, к мифам, к поэзии!

- Надеюсь, ваш фильм сможет растопить лед в сердцах корыстных людей, показав на примере матери ее отношение к супругу, погибшему на войне, к герою фильма и к собственной дочери… Ведь любовь не должна ранить, она не приемлет насилия и деспотизма.

- Между матерью (Мехрибан Зеки) и Арзу на протяжении фильма происходит некая борьба. Девушка не хочет повторить судьбу своей матери, и пытается вырваться из замкнутого круга социальных установок. Арзу любит свою мать, но не может смириться с ее прагматичностью, жесткостью, неискренностью. Мы видим мать во время операции, где она легко вспарывает тело пациента, но фактически она препарирует душу своей дочери, в которой идет борьба между правом быть свободной и любовью к матери. Это очень типичная ситуация не только для нашего общества, но и для каждой семьи.

- Конфликт отцов и детей…

- Я бы сказал, конфликт поколений, удушающие связи родства, подростковый бунт против мещанства и серости обыденной жизни. Тут целый клубок чувств, страстей, конфликтов. Наверное, поэтому наш фильм до сих пор живет, и находит отклик в зрительских сердцах. Фильм показывали на многих кинофестивалях, по латвийскому и турецкому телевидению, и везде мне казалось, что фильм затрагивает сокровенные чувства у зрителей.

В фильме также раскрыт парадокс социально психологических отношений в экстремальных условиях (война - адаптация и борьба за выживание в боевых условиях и в послевоенные т.н. мирные годы), в которые попадают люди. Одни жертвуют своей жизнью, ради благополучия других, другие пренебрегают ими, абстрагируются от них и даже психологически уничтожают...

 - Больше всего мне интересна психология отношений, - говорит режиссер. - Самые драматичные и напряженные переживания могут бушевать в душе человека без каких-либо внешних проявлений. Внутренний мир человека - это самое захватывающее пространство, внутри которого можно путешествовать с большей интенсивностью, чем во внешнем мире. И в театре, и в кино мне интересно именно это. «Участок» - это по сути не только первый мистический фильм в нашем кино, но и первый фильм, снятый в жанре «потока сознания».

- Недавно состоялась презентация фильма «Doğma torpaq» («Родная земля»). Это первый художественный фильм, снятый в освобожденном Карабахе. Что вы ощущали, снимая фильм, ступая по земле, ставшей святая святых за последние 35 лет?

- Мы приехали в Шушу на выбор локации для съемок буквально через пару месяцев после освобождения города. Zəfər yolu (Дорога Победы) еще только строилась, и мы ехали по бездорожью мимо минных полей, оставленных захватчиками. Меня поразило, что за тридцать лет оккупации в Шуше не было построено ни одного здания, не было посажено ни одного дерева. Это о многом говорит. Нас предупредили, чтобы мы были внимательны в перемещениях по Шуше. В воздухе еще чувствовалась горечь недавних боев. Пару месяцев спустя мы вернулись в Шушу уже со съемочной группой. Я снял два эпизода для фильма: сцену времен Советского Союза, 1982 год, и батальную сцену освобождения Шуши в 2020 году. Расстояние между этими двумя сценами было длинной в 40 лет. Это было очень волнительно, ведь много десятилетий мы лишь мечтали, что когда-нибудь снова окажемся на освобожденных землях. С чувством гордости за наших героев мы и трудились над фильмом «Doğma torpaq», работа над которым шла более пяти лет. Для меня это очень важный и ответственный этап в жизни.

- Ваши планы на ближайшее будущее…

- У меня очень много сценариев и проектов. Но наше кино уже много лет находится в глубоком кризисе, и поэтому загадывать что-то и строить планы крайне сложно. В нашей профессии каждый фильм может оказаться последним. Но пока еще есть силы и желание работать, я все-таки надеюсь, мне удастся осуществить хотя бы некоторые из своих замыслов. Также я надеюсь, что и в театре мне удастся поставить некоторые из тех пьес, которые мне хотелось бы воплотить на сцене. Но, не обессудьте, раскрывать планы не буду, пусть осуществится то, чему суждено быть!

Картины Ильгара Сафата демонстрировались в различных городах мира и удостоились наград на многих международных кинофестивалях. Так, фильм «Корни Неба» (повествующий об удэгейском шаманизме) был удостоен диплома и премии Губернатора Хабаровского Края, он включен в библиотеку Американского Музея Естествознания (American Museum of Natural History) в Нью-Йорке; фильм «На злачных пажитях» (рассказывающий об общине молокан, живущих в Азербайджане) отмечен дипломом IATR (Международная Академия Телевидения и Радио); фильм «Участок» демонстрировался во многих кинофестивалях, получил  ряд международных призов, включая Hollywood Young Artist Awards, California Golden Awards и др., а также награжден дипломом Правительства Москвы «За вклад в развитие культурного диалога и взаимопонимания между народами».

Картина İçəri şəhər, снятая по заказу Министерства культуры и туризма на киностудии «Азербайджанфильм» имени Джафара Джаббарлы, номинирована призом «Золотой Реми» на 50-м кинофестивале Worldfest Houston (США).

 

Экономика
Новости