Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Айтадж Бейбалаева покоряет сердца на мугамной сцене
Каждый мугамный конкурс открывает перед нами новые голоса и свежие интерпретации древнего наследия азербайджанского народа. Так продолжается преемственность поколений, которая дарит новую жизнь бессмертному духовному богатству, возрождая это искусство с новой силой и передавая его в будущие века - более совершенным, обновленным, но неизменно подлинным.
Двенадцатая, последняя, неделя IX Телевизионного мугамного конкурса подходит к концу и в финал пробьются лучшие из лучших. На этой неделе среди судей отсутствовал поэт и драматург Ильгар Фахми. Надо отметить, что финальные участники также определятся в двух возрастных группах, - среди малолетних участников, а также среди юных мугаматистов.
Прослушивание во вторник подарило поклонникам мугама невероятные по насыщенности и красоте выступления. Все участники исполняли мугамные дястгяхи на слова газелей Низами Гянджеви. Первая группа конкурсантов состояла уже из пяти исполнителей, - маленького Матляба Ахмедзаде с Mirzə Hüseyn segahı и его четырех старших товарищей. Мальчик спел очень хорошо, покорив сердца и зрителей, и судей, которые в один голос отмечали все преимущества его голоса, знание мугама и творчески свободного исполнения. Как сказал народный артист Мансум Ибрагимов, Матляб - вполне себе готовый ханенде, который в столь маленьком возрасте освоил все мугамы, теснифы и даже средневековые газели. Пять судей единодушно выставили ему по 10 баллов, пожелав выступить с концертом в освобожденном Лачине, откуда он родом.
Старшие по возрасту участники Кенан Новрузов с мугамом Rast, обаятельный лачинец Юсиф Джафарбейли с Mahur-Hindi и шекинка, бесстрашная Айджан Шукюрлю с Şahnaz muğamı, явно ощущая последние решающие минуты конкурсного состязания, приложили все свои силы, чтобы показать блистательное исполнение и заслужить максимально высокие оценки. Талантливым ребятам это удалось, они показали великолепное пение, раскрыв силу, красоту и возможности своего голоса, а также грамотное исполнение мугама, обогатив его собственным пониманием и наслаждением причастности к великому достоянию предков. Судьи с удовольствием отмечали достоинства каждого пассажа и зангуле исполняемого мугама, собственные удачные находки и интерпретации исполнителей.
Безусловно, три конкурсных месяца стали для участников своеобразной академией мугама, в которой они получили многочисленные мастер-классы от ведущих ханенде и мугаматистов страны. Им безраздельно была предоставлена главная мугамная сцена, им аплодировала влюбленная в мугам публика, а доброжелательные судьи не жалели своих советов, подсказок и рекомендаций относительно самых разных деталей и нюансов исполнения каждой части и переходов мугама. Национальное телевидение АzTV транслировало их выступления на весь мир, и прослушивания дважды в неделю могли видеть и слушать наши соотечественники со всех концов света. На заре своей творческой деятельности получить столь мощную и безвозмездную рекламу, - такое не под силу даже самым раскрученным и популярным исполнителям!
И Юсиф Джафарбейли, и Айджан Шукюрлю получили максимальные баллы из шести десяток в 60 баллов, превзойдя самих себя и доставив аудитории невероятное наслаждение. Родные и земляки Юсифа, находившиеся в зале, болели за него и, конечно же, гордились им, а для Айджан это был особый день, потому что ее брат-ветеран Карабахской войны Айхан Шукюрлю, особенно волновался и гордился за сестру. После завершения яркого и впечатляющего выступления Айджан Шукюрлю на самых высоких нотах с ее сильным голосом и безграничным дыханием, один из судей справедливо заметил, что на азербайджанской оперной сцене появилась новая исполнительница роли Ərəbzəngi в опере М.Магомаева «Шах Исмаил». Айджан в этом году успешно завершила бакалавриат Национальной консерватории.
Приобретенная в течение трех конкурсных месяцев сценическая свобода придала участникам уверенности в своих силах, творческую зрелость и способность получать удовольствие от самого мугама. Самое интересное заключается в том, что большинство наставников и педагогов конкурсантов, - победители первых мугамных конкурсов, которые уже обладают почетными званиями и воспитывают новое поколение юных мугаматистов, прививая им любовь к многовековой национальной музыкальной традиции и ответственность за ее судьбу.
Очень своевременным, объективным и серьезным прозвучало замечание Мансума Ибрагимова о том, что некоторые лауреаты мугамного конкурса, заслужив звание ханенде и обретя всенародную популярность, изменяют мугаму и забывают его, полностью отдавая себя легковесным свадебным песням.
Однако подлинной сенсацией второго прослушивания в четверг послужило исполнение Dəşti təsnifi несомненной фавориткой конкурса и лидером по всем творческим показателям Айтадж Бейбалаевой, которое преобразило атмосферу в зале и лица присутствовавших. Ее невероятно душевное, я бы сказала, выстраданное всем ее юным существом пение было подобно настоящему азану, от которого мурашки по коже и ощущение Божественной Вечности. Каждый звук и каждая нота мугама были настолько наполнены духовностью, сердечным присутствием девушки и живым биением ее сердца, а сам мугам Dəşti был преподнесен в такой оригинальной, драматургически выстроенной и сокровенной форме, что прозвучал как настоящая молитва, в которой - и крик души, и слезы просветления, и глубина полного погружения в невидимые тайные истины, подвластные лишь избранным. Это была настоящая магия, околдовавшая каждого сидящего в зале человека, включая членов жюри, которые потом не скрывали своей растерянности, восторга и благодарности перед столь неожиданным и в высшей степени совершенным пением. Айтадж не просто пела своим бесподобным голосом, закрыв глаза, - она говорила сердцем, вещала истину, открывшуюся ей в мугаме через тысячелетия, это была филигранная арабская вязь, с ювелирной точностью выводящей сокровенные откровения свыше... Такого фантастического воистину Dəşti доселе никто не слышал и не исполнял!..
Продолжительные бурные овации зрителей взорвали зал уже на последних нотах знаменитого теснифа Алибаба Мамедова, которым Айтадж завершила свое невероятное по силе проникновения и эмоционального воздействия пение. Здесь считаю уместным привести слова одного из авторитетнейших членов судейской команды, народного артиста, композитора Сардара Фараджева, мнение и суждения которого на всем протяжении конкурса отличались академическим подходом, научно аргументированной объективностью и честностью настоящего интеллигента:
- Эта неделя была ознаменована отличными выступлениями конкурсантов, получивших высокие оценки. Но пение Айтадж я бы не назвал отличным, скорее, это настоящее событие мугамного искусства! Можно иметь великолепный голос, правильно и грамотно петь, но жить в каждой ноте мугама, наполнить новой жизнью каждый звук подвластно только избранным. Слава Богу, что в этом конкурсе у нас появилась ханенде, отличающаяся правильным и глубоким отношением к мугамному искусству. Каждое исполнение А.Бейбалаевой на протяжении конкурса можно включить в сборник по мугаму, по которому будущие ханенде могут учиться петь и понимать мугам. Я поздравляю азербайджанский народ с рождением новой звезды мугамного искусства и желаю ей еще больших творческих успехов!
По итогам 12 -й недели мугамного состязания из группы малолетних участников минимальные баллы оказались у Юсифа Мустафаева, но единогласным мнением жюри решило его не исключать и оставить в финал. У старших семи оставшихся конкурсантов были одинаковые максимальные баллы, а посему никто из них не выбыл из конкурса и в финале они будут бороться за звание победителя.
Таким образом, финал IX Телевизионного мугамного конкурса, реализующегося при организационной поддержке Фонда Гейдара Алиева, Министерства культуры и ЗАО AzTV, состоится 26 августа в Международный День мугама в освобожденном Лачине.