Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Перелистывая страницы жизни и творчества Рашада Меджида
В 2017 году сразу две авторитетные структуры - Бакинский государственный университет и Институт литературы имени Низами при Национальной академии наук Азербайджана - торжественно отметили 25-летие одного из самых популярных и влиятельных печатных изданий - «525-й газеты». Это юбилейное событие стало не просто знаком признания заслуг газеты, но и ярким свидетельством ее важнейшей роли в развитии национальной журналистики, культуры и общественной мысли.
Пышное празднование четверти века существования издания было отнюдь не случайным. На протяжении всей своей истории «525-я газета» уверенно сохраняла высокий профессиональный и интеллектуальный уровень, завоевывая доверие самой широкой аудитории. Ее создатель и бессменный главный редактор Рашад Меджид сумел превратить газету в уникальную площадку для открытого диалога, общественного анализа и культурного осмысления современности. Благодаря его тонкому пониманию общественных процессов и чутью на актуальные темы «525-я» стала любимым изданием для представителей самых разных социальных групп - от студентов и ученых до литераторов, политиков и простых читателей.
Рашад Меджид - фигура знаковая в современной азербайджанской журналистике. Он стоял у истоков формирования национальной прессы в постсоветский период, когда страна только вступала на путь независимости и демократических преобразований. Пройдя путь от рядового журналиста до одного из ведущих медиа-
менеджеров, он сумел сохранить верность журналистской этике, высокому профессионализму и культурной миссии печатного слова.
Сегодня Рашад Меджид занимает пост председателя Совета печати Азербайджанской Республики, оставаясь в центре всех важнейших процессов, происходящих в информационном пространстве страны. При этом он не утратил связи с литературной и культурной средой: активно участвует в обсуждении ключевых вопросов общественного развития, поддерживает молодых авторов, продвигает идеи свободы слова и ответственности медиа. Его деятельность - это не только руководство и организация, но и живое участие в жизни общества, постоянное стремление к диалогу, поиску истины и формированию культурных ориентиров.
Меня всегда восхищали творческие люди, способные, занимая ответственные должности, не изменять своему призванию - художественной литературе, публицистике или поэзии. Такая внутренняя цельность, верность любимому делу и глубокая личностная гармония говорят о многом.
К числу таких людей принадлежит Рашад Меджид - главный редактор «525-й газеты» и секретарь Союза писателей. Несмотря на огромную занятость и высокую востребованность как в сфере медиа, так и в литературной среде, он неизменно находит время для творчества: его новые сборники стихов рождаются с удивительной искренностью, будто родниковая вода, льющаяся из сердца, остро откликающегося на происходящее в мире.
Рашад Меджид активно участвует в научно-практических и литературно-творческих конференциях, где неизменно выступает с содержательными, актуальными докладами, посвященными животрепещущим вопросам литературного процесса, критики и состояния творческой среды. Как главный редактор, он нередко публикуется не только на страницах собственной газеты, но и в других изданиях. Его статьи всегда отличают новаторский подход, свежий взгляд на устоявшиеся проблемы, глубокая аналитика и стремление к объективности.
Приветливый и общительный по натуре, Рашад Меджид легко располагает к себе людей - в его окружении каждому найдется доброе слово. Он всегда готов поддержать, вдохновить, приободрить молодых журналистов и поэтов, щедро предоставляя им страницы своей газеты. Умение заметить и раскрыть талант, организовать встречу, наладить живой обмен мнениями и создать благоприятную среду для роста - одни из ярких черт его руководительского стиля.
Он - профессионал-универсал высокого уровня: каждое направление его деятельности не просто освоено в совершенстве, но и представляет интерес для научного анализа со стороны литературоведов и теоретиков. Масштаб творчества Рашада Меджида настолько широк и многогранен, что по его наследию уже сейчас можно писать диссертации.
Рашад Меджид с честью представляет национальную литературу и медиа за рубежом. Его выступления - всегда содержательны, глубоки, профессиональны. Открытые беседы, яркая харизма и позитивная энергетика создают вокруг него особую, вдохновляющую атмосферу.
Невозможно не отметить вклад Рашада Меджида в становление независимой прессы в Азербайджане. Он - один из основателей и ярких представителей национальной журналистики периода независимости, а «525-я газета» - пример качественного и свободного СМИ новой эпохи.
Вместе с тем он - самобытный поэт с уникальным творческим почерком. Его поэзия занимает достойное место среди выдающихся имен азербайджанской литературы современного периода. Стихи Рашада Меджида отличают оригинальность тем, жанровое разнообразие, тонкий стиль и выразительность художественного образа.
Для Рашада Меджида-журналиста, поэта, представителя прессы и национальной литературы Слово - главный инструмент, это тот самый хрупкий и чувствительный материал, с помощью которого он строит свои поэтические замки, лепит свой творческий портрет, говорит о наболевшем, делится радостью и восторгом, отчаянием, воспоминаниями и гордостью. Слово для него - нечто сакральное, которому он поклоняется, словно святыне, и чтит, как родную мать. К Слову у него особое отношение, - трепетное, уважительное, ответственное...
Поэтические сборники Р.Меджида интересны уже по одним своим названиям, в которых мы видим своеобразие внутреннего мироощущения поэта, - «Пока есть время», «Здравствуй и прощай», «Белый человек», «Написанное не пером», «Как сумасшедший», «Причина в тебе», «Шушинская тетрадь» и многие другие. Его книги неоднократно переводились и издавались в Турции, Италии, Грузии. Особенностям творчества и многогранной деятельности Р.Меджида посвящены множество научно-литературоведческих статей и книг, написанных известными филологами и учеными.
Говоря о том, как в каких муках рождаются стихи, поэт признается, каких страданий стоят эти ровные поэтические столбики, в которых мы читаем резкие зигзаги кардиограммы его внутреннего состояния. Стихотворение Yaza-yaza - одно из таких исповедальных творений, показывающих искреннее и ответственное отношение автора к Слову:
Əzabın, sitəmin içində azdım,
Gah kəfən geyindim,
gah qəbir qazdım.
Bilsəydim,
əvvəldən heç başlamazdım,
Öldüm yaza-yaza bu şeirləri.
Daşıdım əlimlə baş daşlarımı,
Başladım yenidən savaşlarımı.
Hər gün neçə dəfə göz yaşlarımı,
Sildim yaza-yaza bu şeirləri.
Преодолевая на жизненном пути преграды и препятствия разного рода, поэт сам себе удивляется, - как же он не споткнулся, как не потерял веру в себя и отбросил терзавшие его сомнения, каждый раз поднимаясь с колен и решительно идя к своей цели с любовью к жизни и верой в Того, кто дает нам силы жить:
Bu əzabın zülmətindən,
Dipdiri, oyaq çıxmışam.
Ürəyimdə dəli bir eşq,
Dilimdə «Allah» çıxmışam.
Üstümdə Tanrı nəfəsi,
Üzümdə sevda həvəsi,
Dağıtmışam dar məhbəsi,
Ölməmişəm, sağ çıxmışam.
Темперамент и страсть, которыми дышат стихи поэта, помогают ему жить и творить, верить в людей и прежде всего в себя и свое высокое предназначение:
Özüm də bilmirəm, görəsən, nədi
Bu qədər əzabdan qoruyan məni?
Necə adlamışam bu qədər səddi,
Niyə aparmadı bu tufan məni?
Hərdən mat qalıram sağ qaldığıma,
Bu acı mərəzdən sağaldığıma.
Min cür şübhə,
güman gəlir ağlıma,
Bəlkə, hifz eləyib Yaradan məni?!
Его стихи оригинальны и искренни, в них ощущаются живое биение сердца, его ненасытность и жажда жизни. Любовь поэта такая же неистовая и неудержимая, как и его стихи:
Özümü hamıdan güclü sanmağım,
Durduğum yerdəcə
qanadlanmağım,
Mənim sevinməyim,
ya şadlanmağım
Hamısı, hamısı sənə görədir.
İndi ucadadır yeri taxtımın,
Qızıl dövranıdır indi vaxtımın
Sınıq taleyimin, bağlı baxtımın
Açılan qapısı sənə görədir.
Qalmayıb qəlbimin daha gileyi,
Qəmli çəmənimin açıb çiçəyi
Payızın ortası yazın gəlməyi -
Bu bahar havası sənə görədir.
Душа не может жить без любви, только любовь способна питать творческую энергию, и достаточно прочитать стихи Р.Меджида о любви, чтобы понять, на какую высоту способна возвыситься его душа и в какую невидимую глубину она может окунуться, когда романтическое чувство владеет его сердцем.
Могучая творческая энергия и поэтически возвышенная индивидуальность поэта с каждой строчкой и каждым стихом раскрывают не только новые грани его мироощущения, характера, отношения, внутреннего диалога, его сокровенные мысли и чувства, но и безграничное богатство азербайджанского языка, блестящее знание автором тончайших нюансов, оборотов и народных выражений. А как иначе, если поэт родился и вырос на лоне фантастически красивой карабахской природы в Агджабеди и Агдаме, которая пробуждает самые возвышенные и глубокие чувства. Живя в столице, в сердце поэта никогда не ослабевает мечта вновь и вновь посетить места, связанные с его детством, с памятью тех людей, кто вел его по жизни, с которыми связаны незабываемые воспоминания. Как в ностальгическом стихотворении Futbol oynadığım yadımdan çıxıb:
Yüz yol yıxılardım dəyib daşlara
Əllərim, qollarım yaralanardı.
Gah dizim, dirsəyim paralanardı
Süzülüb axardı tər dabanımdan.
Indi unutmuşam
O günüm, o çağım yadımdan çıxıb
Son dəfə
Futbol oynadığım yadımdan çıxıb.
O gündən bəriyə nəyim qalıb ki,
Bu qollar, ayaqlar mənimki deyil
Dirəklər, dayaqlar mənimki deyil
Vurulan topların, dəyən daşların
Daha sızıldamır yeri canımda.
Daha yüyürmürəm yıxılanacan
On il, on beş ilin təri canımda.
On il, on beş ildi topsuz-filansız
Yenə də yıxılan, əzilən mənəm.
Amma yıxılanda dizim qanamır
Amma yıxılanda qolum əzilmir
Çünki yıxılıram ürəyi üstə
Futbol oynamağı yadırğayandan.
Поэт признается, что никогда не жалеет о содеянном, потому что каждый свой шаг он заранее тщательно продумывает и просчитывает. Ведь недаром он окончил школу с физико-математическим уклоном, и аналитический склад ума приходит ему на помощь в самые разные моменты.
Листая поэтические страницы сборников стихов, часто встречаются стихи о Родине и обо всем, что ее олицетворяет, - будь то Государственный флаг, родной язык, разделенный Азербайджан, богатая природа или верные друзья. Как без трепета и боли читать стихотворение, в котором поэт растворяется в родной земле, реках и камнях, ощущая с ними свое родство:
Açıb qollarımı qucaqlayaram,
Sıxaram köksümə genişliyini.
Çən kimi çökərəm, sutək hoparam,
Bu yurd sinəsində bitirər məni.
Qəlbimə sıxılıb qaynayır qanım,
Tərsinə kükrəyən vulkan kimiyəm.
Üzümdə daşlaşıb, içimdə yanıb,
Qədim dərdlərimin od heykəliyəm.
Dərəsi, təpəsi, düzü, dağıyla
Köksümə, qəlbimə yerləşən Vətən.
Nə vaxtdı bölünən bölünməzliyi
Bir namərd baxışlı
göz deşən Vətən.
Tarixi gizlənib qala daşında,
Boylanır bu günə əli qaşında.
Bir vaxt var yığımı, var savaşında
Sorulmuş nar kimi büzüşən Vətən.
«Arzudu - daddıqca o dadlanandı».
İkiyə bölünüb bir adlanandı.
Bu tayda sevinci qanadlanandı,
O tayda vuruşan, döyüşən Vətən.
Dikələn qayası, ucalan dağı –
Əyilməz bürcüdür, yanan çırağı.
Yayılıb Kür boyu, Araz qırağı
Arazlaşan Vətən, Kürləşən Vətən.
Açıb qollarımı qucaqlayaram,
Sıxaram köksümə genişliyini.
Çən kimi çökərəm, sutək hoparam,
Bu yurd sinəsində bitirər məni
Самое святое, самое дорогое и незаменимое для поэта - национальный флаг его страны, и о нем стихотворение Bayrağım:
Səni ən çətin
günlərimdə qorudum,
beynimə həkk edib
ürəyimə sarıdım.
Mahnımda,
nəğməmdə gizlədim.
Aya baxıb xatırladım,
ulduzunu sevdim.
Üç rənginə öyrəndim,
hər üzünü sevdim.
Hücumdan, həmlədən qorudum,
küləkdən, tufandan keçirdim,
Bir gün qaldırdım başımın üstünə,
Saxladım,
əymədim.
Zaval yox indən belə,
başımın üstündən
qoymaram yerə.
Неудивительно, что многие стихи Р.Меджида положены на музыку, их исполняют известные певцы. Более того, некоторые его поэтические сборники, переведенные на несколько иностранных языков, были презентованы в разных городах ближнего и дальнего зарубежья и на них также была сочинена музыка.
Перо и творчество для Рашада Меджида - настоящее спасение. При всей своей творческой плодотворности поэт считает, что не написал еще и 10 процентов того, что задумал, и надеется достичь желаемого, будучи уверенным в том, что непременно претворит в реальность все свои идеи и планы. Поэт неутомим в своих творческих поисках, его остро заточенное перо, не останавливаясь, творит во благо национальной прессы и отечественной поэзии, в сокровищницу которой он вписал свое светлое имя:
Ayrı səda, səs bilmərəm,
Mənəm işıq dəstələyən,
Yüz-yüz nəğmə bəstələyən.
Kimdi orda "bəsdi" deyən,
Bəsdi nədi?
Bəs bilmərəm!