Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Книга, где узелки - буквы, а орнаменты - слова…
Среди множества государственных музеев и домов-музеев известных писателей, художников, ученых и музыкантов частные музеи в Азербайджане можно пересчитать по пальцам. Тем не менее они есть, и их экспонаты ценны не столько количеством, сколько тем, что каждый предмет искусства является настоящим и бесценным сокровищем национальной культурной идентичности.
Речь идет о частном Доме-музее заслуженного деятеля искусств, народного художника по коврам, профессора Камиля Мусеиб оглу Алиева. Музей, открывшийся в центре Баку в июне 2022 года, бережно хранится и поддерживается его дочерью - художником по коврам и искусствоведом Нарминой Алиевой, верной последовательницей и ученицей великого Мастера. Это уникальное пространство дает возможность ценителям азербайджанского культурного наследия, а также гостям столицы, ближе познакомиться с творчеством Камиля Алиева и на время погрузиться в чарующий мир его солнечных, неповторимых ковров.
При входе в музей на экране монитора демонстрируется видеоролик о жизни и творчестве Камиля Алиева, его коврах и эскизах, процессе создания эскизов, крашения нитей, общения с ткачихами, участии на международных встречах. Посетители еще до начала осмотра музея имеют наглядную возможность ознакомиться с художником.
Хозяйка и гид-экскурсовод Дома-музея, Нармина ханым, встречая гостей, с гордостью отмечает, что это - единственный в мире Дом-музей художника по коврам! Она счастлива исполнить мечту своего отца, которую он лелеял многие годы, ведь именно в этом доме, где родилась сама Нармина, живет душа великого художника.
«Когда не стало отца, - вспоминает Нармина ханым, - я поставила себе цель создать музей, ибо это было его самой большой мечтой. Лишь через 17 лет наш прекрасный музей начал функционировать и радовать гостей своей красотой и гостеприимством. Будучи воспитанной таким сильным и мудрым человеком, как Камиль Алиев, я взяла эту ответственность на себя и без поддержки Министерства культуры создала в этом прекрасном доме, где живет душа моего отца, невероятно теплое, атмосферное пространство, которое оставляет самые лучшие воспоминания у посетителей. Поначалу о нашем музее было известно лишь немногим, однако со временем он привлек внимание иностранных гостей, ценителей искусства и тех, кого интересует не только наследие великого Мастера, но и история азербайджанского ковра. Для меня большая честь встречать гостей и получать их восторженные отзывы».
Поиск своего цвета и стиля
Экскурсия по музею длится около 2 часов, посетители имеют возможность ознакомиться с коврами, акварельными эскизами, ювелирными работами, а также с редкой коллекцией книг о коврах и птицах, принадлежавших К.Алиеву. Вниманию гостей также представлены фото- и видеоматериалы из семейного архива. А по окончании экскурсии гостей ждет теплая беседа за чашкой ароматного чая, - тем самым сохраняются традиции дома, в котором по сей день живет душа великого Мастера.
Камиль Алиев родился в семье, в которой мама Ханым и бабушка Гюльсум прекрасно владели искусством ткачества ковра, и с самого раннего детства ему было привито чувство любви к этому древнему ремеслу. Будучи подростком, он не отходил от старших, которые окрашивали шерстяные нити для ковров, и в дальнейшем своем творчестве, уже достигший зрелого возраста и вернувшийся с ВОВ Камиль, смело создает свои первые ковры. Его безмерная любовь к Абшерону стала источником вдохновения для создания совершенно новой цветовой гаммы, по которой очень легко отличить ковры Мастера. Это те самые, неповторимые и оставляющие теплоту и солнечное сияние, золотисто-охристые тона, которыми окутаны произведения великого колориста Камиля Алиева.
Помимо золотистой охры, мы можем увидеть кизиловый, фисташковый, небесно-голубой, цвет унаби (innab), бледно-розовый, а также şəkəri-цвет сахарного песка, как его называют профессионалы ковра, которые чаще всего он использовал на фоне серединного поля ковра. А еще художник очень любил цвет sürmeyi, индиго-синий, считая его самым сочным и глубоким в своих коврах цветом. Чисто шерстяная овечья пряжа окрашивалась мастером индивидуально для каждого ковра, рассчитывалось количество каждого цвета. Всю самую сложную работу, начиная с акварельного эскиза, затем миллиметрованной схемы и, наконец, крашения нитей, художник выполнял сам.
По словам Нармины ханым, есть очень теплая история, которая вызывает интерес гостей Дома-музея. Это диалог молодого Камиля с его мамой Ханым, которая в один прекрасный летний день варила вишневое варенье. Проходящий мимо Камиль заметил на блюдце пенку от этого варенья, и обещал матери когда-нибудь покрасить нити для ковра в этот красивый цвет.
На ковре, представленном в первом зале музея под названием «Тебриз», мы видим этот необыкновенно нежный и совершенно новый для ковра цвет, - цвет пенки вишневого варенья.
Математический расклад ковра и технология
Нармина ханым с большой теплотой рассказывает о канонах ковра и о технике ткачества, а также о том, как девушки-ткачихи сажались за станок. Каждая из них имела свою часть, которую от начала до конца ткала именно она. Ковры, имея каноны, которые, по сути, нельзя нарушать, состоят из материнской каймы (ana haşiyə), которая одна, девичьей каймы (bala haşiyə), которых бывает две и больше, в зависимости от размера ковра, и самого большого серединного поля (orta göl). Именно на серединном поле ковра и раскрывается основная композиция ковра. По желанию автора в центре серединного поля может быть изображен медальон, который бывает разных форм, - круглый, эллипсообразный, овальный. Схема ковра должна быть математически правильно рассчитана, и обязательно соблюдены все пропорции. Автор ковра сохранял первоначальный, классически четкий расчет, благодаря которому все ковры К.Алиева выполнены безукоризненно правильно.
Во время экскурсии в музее можно также ознакомиться с инструментами, не меняющими своего вида и материала, из которых они изготовлены. Ими ткачихи испокон веков создают ковры.
Качество ковра – совершенно синхронное и очень завораживающее зрелище, а если закрыть глаза, то музыка льющейся от ударов инструментов по нитям может унести нас далеко в прошлое.
Нармина ханым рассказывает, что ее детство прошло в мастерской отца, и с самого раннего детства он приучал ее к труду. Общение с ткачихами, художниками, искусствоведами и людьми искусства, приходящими к отцу в мастерскую, отложили незабываемый отпечаток в ее дальнейшей карьере художника и искусствоведа. А еще она с особой любовью и теплотой вспоминает о том, как по окончании ткачества ковра в творческой мастерской Камиля Алиева накрывались праздничные столы, приглашались деятели искусств, люди, причастные к созданию данного ковра. Ковер почетно срезался со станка, и каждый, кто имел честь его срезать, давал свое благословение. Всем тем, кто трудился, и создал это произведение искусства, предоставлялись сладости со стола, которые бросали на ковер в виде конфет, фруктов, монеток. Таким образом ковер провожали в новую жизнь, наполняя ему энергию богатства.
«Камиль Алиев очень любил птиц и со всех своих поездок за рубеж он привозил книги о птицах, - они были его слабостью. Он держал на даче голубей, с которыми отдыхал, наблюдая за ними и кормя их. Отец родился в Ереване в 1921 году, а уже в 1923 году начались гонения на азербайджанцев, и беженцы устремились в Азербайджан, Турцию или Иран. Семья отца переехала в Карс, где он пошел в детсад на турецком языке. Через несколько лет, не выдержав тоски по родине, семья переехала в Баку, в Чемберекенд, где прошло его детство и юношество. В 20 лет в 1941 году он пошел на войну, дойдя до Берлина и получив все возможные советские медали, ордена и награды ВОВ. Вернувшись с войны, перед ним не стояла дилемма кем стать или где работать. У него была одна и единственная любовь по жизни – ковер! Ворсовый ковер со сложной техникой и большой плотностью с растительным орнаментом Тебризской школы. Это был очень кропотливый перфекционист, он часами работал над одним орнаментом. Мое детство прошло под звуки точечных ударов его карандаша и резинки, которые я потом отмывала и затачивала карандаши».
Портретные ковры
Один из первых в мире К.Алиев создал портретные ковры, в Азербайджане этот жанр не был особо популярен, и первый такой ковер был создан к 400-летию М.Физули в 1956 году, когда ему было 35 лет. Оригинал этого ковра находится в Национальном музее искусств, но он не выставляется. Счастье, что художник сделал для себя его второй экземпляр, что происходило крайне редко, и этот ковер находится здесь. Художник не создает свои шедевры дважды... После образа Физули в творчестве Камиля Алиева последовала целая плеяда выдающихся личностей - Низами и Насими, Шота Руставели и Александр Пушкин, Рабиндранат Тагор, а также президенты государств, правившие в разные периоды жизни художника.
Ковровые портреты великих людей отличает особый внутренний свет, исходящий от их лиц, который не увидишь на живописных полотнах. На портрете Шота Руставели мы видим не традиционные для азербайджанских ковров цвета. Гид говорит, что цвета взяты из грузинского национального костюма. Портрет Пушкина, например, художник не согласился продавать Музею им.Пушкина в Москве, оставив его на родине в знак любви к поэзии великого поэта.
Ковровый портрет Ататюрка был подарен турецкому народу общенациональным лидером Гейдаром Алиевым, когда Турция оказала нам братскую поддержку во время первой Карабахской войны в 1992 году. В ответ на эту поддержку художник создал потрет Ататюрка и подарил его турецкому парламенту, где он висит и сегодня. Однако
Гейдар Алиев предложил художнику сделать еще один такой ковер для Азербайджана, и Камиль Алиев создал второй портрет Ататюрка, который находится в Государственном музее искусств, но он, к сожалению, не экспонируется.
Остановившись возле коврового портрета красивой немолодой женщины, мимо которого невозможно пройти, не задержавшись, Нармина ханым рассказала историю этого портрета. За полтора года до своей смерти К.Алиев неожиданно создает портрет матери, которая была для него идеалом лучшей матери, хозяйки, женщины на планете, надписав ковер так: Ana adına şərəf gətirən, xanımlar xanımı Xanım anamın şərəfinə! (Посвящаю ковер матери, которая принесла честь и славу имени Ханым!) Каждое утро он нежно гладил рукой ковровый портрет матери и лишь потом уходил на работу.
Бессмертная бута
Ковер «Буталы»: бута означает начало жизни на земле, это и язык пламени, и слеза, это человеческий эмбрион и почка на дереве, - все, с чего начинается жизнь на земле, есть бута. Но впервые бута в качестве орнамента была замечена на индийских тканях XV-XVI вв., которой украшалась одежда для знати, и означала бесконечную жизнь. Азербайджанцы приняли бута, как символ огня, но в целом бута - это символ начала жизни. От расположения бута в ковре зависит их смысл.
Создатель и директор музея, экскурсовод и искусствовед
Рассказы очаровательной Нармины ханым необычны, искренни и полны желания вызвать симпатию и любовь к древнему и родному искусству ковра. Страницу за страницей она раскрывает закодированные знания, заключенные в ковровых орнаментах. Ее эмоционально и художественно выразительная дикция, щедрость и открытость, душевность, с которой она поверяет своим гостям тайны искусства великого художника, находят путь к сердцам всех, кто переступил порог этого волшебного воистину заведения, напоминающего восточную сказку. Здесь продуман и в высшей степени эстетичен каждый предмет интерьера и экспонат, его расположение, сочетание со стоящими рядом работами и украшениями, вплоть до цвета стен, потолка, мебели. На всем чувствуется заботливая, преисполненная любви, женская рука, глубокий интеллект и высочайший художественный вкус. Масштаб работы в музее, выполненный руками Нармины ханым, невероятно колоссален и поражает воображение.
Каждый входящий уносит с собой частицу солнечной любви и красоты, заключенной в удивительных шедеврах, которым нет цены. Гости покидают музейный дом, также впечатленные природным артистизмом гида, гармонично сочетающимся с аристократическим достоинством и элегантной женственностью, сопровождающих нестандартную подачу эксклюзивного, научно аргументированного материала. Во время экскурсии в музее звучит негромкая умиротворяющая музыка с еле слышным пением птиц, - напоминание о том, как художник любил птиц, и всегда носил в кармане кусочек хлеба, чтобы их покормить.
Ковер начинается с эскиза
В музее три зала, - ковровый, портретный и эскизный. В нем хранятся все эскизы, по которым были вытканы ковры. По эскизам можно понять, с чего начинаются и как создаются ковры. Сначала художник создает эскиз, затем переносит его на миллиметровую бумагу, где каждая клетка соответствует одному узелку на ковре, т.е. это схема. Миллиметровку нужно рассматривать через лупу, потому что кисть художника по коврам неимоверно тонкая и состоит всего из пяти тонких волосков. А уже с миллиметровой бумаги ткачихи начинают ткать ковер под неусыпным контролем художника.
Экспонаты
Над дверными проемами и между эскизами висят маленькие по размеру коврики в рамках, и Нармина ханым поясняет, что это фрагменты ковров, которые были забракованы художником и оставлены в сторону. Здесь также экспонируются многочисленные награды художника, которых он удостоился после ВОВ, и которыми очень гордился. В музее немало медных и деревянных старинных предметов интерьера, принадлежавших художнику, отреставрированных самой Нарминой ханым.
В экспозиции представлены также эскизы головных платков, выполненных Камилем Алиевым, по которым на гянджинской фабрике из тонкой шерстяной нити изготавливали женские платки, пользовавшиеся популярностью по всему СССР. Особую ценность представляет эскиз скатерти, созданной мастером специально для XXVI съезда КПСС - именно она покрывала столы в Кремле во время работы форума.
…Когда после ухода в небытие наступает Вечность!
В 2005 году утром в первый день весны в Старом городе Камиль Алиев делал последние приготовления для открытия своего музея и торопился на работу. Спустя несколько часов пришло известие о том, что он скоропостижно скончался, сидя за рабочим столом…
Через несколько месяцев после его смерти Нармина ханым собрала ткачих и сказала, что вместе они должны сделать последнюю работу в память о художнике. Эскиз портрета отца сделала Нармина ханым и вместе с девушками-ткачихами они создали великолепный портретный ковер великого художника, который теперь встречает и приветствует всех гостей в его Доме-музее.
В 2021 году, в ознаменование 100-летнего юбилея народного художника Камиля Алиева, Президент Ильхам Алиев подписал Распоряжение о праздновании этой даты на государственном уровне. Однако, несмотря на столь высокую оценку вклада мастера в национальную культуру, уникальный Дом-музей Камиля Алиева до сих пор не получил официального статуса.
Прекрасная дочь своего гениального отца несколько раз в день с большой любовью и пиететом рассказывает посетителям музея о его жизни и творчестве, личности и невероятных по красоте коврах. Ей неважно, состоит группа из одного или тридцати человек, она с таким же вдохновением и нежностью будет раскрывать для них красоту и смысл каждого рукотворного шедевра, орнамента и экспоната, потому что главной целью для нее является продвижение национального искусства ковроткачества в целом и творчества Камиля Алиева - в частности. А лучшей наградой ее труда и деятельности Дома-музея служат отзывы гостей, которые вызывают огромную гордость, - Вы не просто достойная дочь своего отца, вы - достойная дочь своего народа!