Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Как в Иране можно покончить с репрессиями
Сегодня весь цивилизованный мир отмечает Международный женский день - 8 Марта, когда каждая женщина бывает окружена особым вниманием и любовью как со стороны семьи, так и всего общества и государства. Однако…
Однако в мире все еще остаются страны, которые, претендуя на культурное и экономическое превосходство, сохраняют катастрофическое положение женщин внутри страны. И одной из таких стран является Иран, где жертвой дискриминации являются также азербайджанки из коренного населения северных провинций Ирана.
Апогеем дискриминации, положившим начало новому движению протеста, который охватил практически весь Иран с сентября прошлого года, стала смерть в заключении Махсы Амини, арестованной местной полицией нравов якобы «за нарушение строгого дресс-кода» страны. Женщины и мужчины, девушки и юноши разного этнического происхождения в больших и малых городах, университетских городках и школах объединились под лозунгом «Женщина, жизнь, свобода!», будучи настроенными положить конец репрессиям в Иране.
Теократический режим Ирана ответил на протесты предсказуемыми и возмутительными репрессиями, включая массовые аресты и убийства сотен людей. Тысячи заключены в переполненные тюрьмы и лишены прав на надлежащую правовую процедуру. Среди них правозащитники и активисты, журналисты и адвокаты, арестованные за мирное инакомыслие или поддержку протестов. Власти конфисковали паспорта и запретили въезд десяткам общественных деятелей, включая актеров и спортсменов.
Растут опасения, что Иран готовится казнить новых протестующих, обвиняя их во «вражде против Бога» и «коррупции на земле».
Иранские судьи, и особенно революционные, далеки от обеспечения справедливого судебного разбирательства и регулярно используют признания, часто полученные под воздействием пыток, в качестве доказательств в суде. Власти не проводят содержательных расследований по многочисленным заявлениям о пытках в отношении задержанных и время от времени ограничивают доступ задержанных к адвокату.
Но простые иранцы продолжают требовать фундаментальных изменений. Для женщин и девочек репрессии, с которыми они сталкиваются, накладывают отпечаток на всю жизнь. Поэтому неудивительно, что смелые школьницы и молодые женщины, студентки университетов находятся на передовой, поднимая или снимая свои платки, маршируют по улицам и преследуют правительственных чиновников, борясь за свое право на то, чтобы к ним относились как к равноправным членам общества.
Женщины десятилетиями боролись против обязательного дресс-кода. Ограничительные правила Ирана требуют, чтобы девочки носили хиджаб по достижении половой зрелости, после чего им по-прежнему отказывают в выборе одежды на протяжении всей их жизни, что затрагивает их право принимать участие во всех сферах общественной жизни, начиная с выхода из дома и заканчивая учебой и работой. Они могут быть оштрафованы или заключены под стражу для «обучения», избиения и преследования за нарушение дресс-кода, если, как в случае с Махсой, сотрудник полиции по вопросам нравов сочтет одежду женщин «неподобающей».
Иранские девушки и женщины также протестуют против других дискриминационных правил и призывают к массовым изменениям для достижения своих основных прав и свобод.
Законы и политика Ирана дискриминируют доступ женщин к занятости, в том числе путем ограничения профессий, которыми они могут заниматься, и лишения их равных преимуществ. Как ни странно, закона о наказании работодателей за прямую дискриминацию женщин не существует. В 2017 году Human Rights Watch обнаружила, что работодатели регулярно рекламируют вакансии для мужчин, а не для женщин, а некоторые требуют письменного согласия от мужей и женихов.
Женщины также непропорционально сильно пострадали от экономического кризиса в Иране, из-за которого многие оказались на грани нищеты. Уровень безработицы среди женщин более чем в два раза выше, чем среди мужчин, хотя более 50% выпускников иранских университетов - женщины. Разрыв только увеличился после пандемии COVID-19: участие женщин в рабочей силе в 2019 году едва составляло 18%, а в 2020-м упало до 14%.
Иранские власти вместо того, чтобы решать экономические проблемы женщин, пытаются заставить их выходить замуж раньше и рожать больше детей. Закон о народонаселении, принятый в ноябре 2021 года, запрещает стерилизацию мужчин и женщин и бесплатное распространение противозачаточных средств в системе государственного здравоохранения, если только беременность не угрожает здоровью женщины, а также ограничивает доступ к безопасным абортам.
Тот же закон предусматривал стимулы для ранних браков, такие как беспроцентные ссуды тем, кто вступает в брак в возрасте 25 лет и моложе. Действительно, количество детских браков растет. Гражданский кодекс Ирана предусматривает, что девочки могут выходить замуж в 13 лет, а мальчики жениться в 15 лет и даже раньше, если это разрешено судьей.
Законы Ирана также предоставляют мужьям значительный контроль над жизнями своих жен. В соответствии с гражданским кодексом муж имеет право выбирать, где им жить, и он может запретить своей жене работать, если считает, что работа может нанести ущерб «семейным ценностям». Согласно закону о паспортах, женщине необходимо разрешение мужа для получения паспорта и выезда за пределы страны.
Такая дискриминация подвергает женщин риску насилия. Поступает все больше сообщений об ужасных фемицидах и женщинах, рискующих своей жизнью, чтобы избежать жестокого обращения. Тем не менее, Иран до сих пор не принял закон о предотвращении жестокого обращения, защите женщин и судебном преследовании за насилие в семье. Во многих делах об убийстве женщин прокуроры и судьи не добиваются адекватных наказаний.
Женщины сталкиваются с арестами, пытками, тюремным заключением и даже смертными приговорами в борьбе с дискриминационными законами и политикой, от дресс-кода до сексуальных домогательств, добиваясь некоторых реформ. В январе суды приговорили двух защитников прав женщин, выступавших против сексуальных домогательств, к тюремному заключению - к пяти годам Нушин Кешаварзния за сговор против национальной безопасности и к шести годам Рейхане Таравати за пропаганду против режима. Поэтому нынешние протесты отражают разочарование людей, уставших от жизни без основных прав и от того, что ими правят те, кто бессердечно игнорирует благополучие своего народа.
Мулллократия и весь мир должны прислушаться к голосу иранского народа. Но благодаря росту авторитаризма, коррупции и отсутствию подотчетности, иранский клерикальный режим ответил на протесты жестокими репрессиями.
В ноябре члены Совета ООН по правам человека проголосовали за создание независимой международной миссии по установлению фактов для тщательного и независимого расследования предполагаемых нарушений прав человека в Иране, связанных с этими протестами, а также для сбора, консолидации и анализа доказательств таких нарушений и сохранения доказательств.
Однако Индия, Бразилия и Малайзия, которые должны были оказать поддержку этой инициативе, к сожалению, воздержались, а Китай проголосовал против. Важно, чтобы правительства действовали с соблюдением прав человека у себя дома и призывали к этому своих союзников, чтобы все они могли выполнять свои глобальные обязанности в области прав человека.
Иранские женщины, которые борются за основные права, заслуживают поддержки мирового сообщества, и, в частности, со стороны лидеров развитых и развивающихся стран, иначе невозможно будет добиться установления справедливого и равноправного мирового порядка.