Абульфаз БАБАЗАДЕ

Абульфаз БАБАЗАДЕ

Спрос на монархию

Политика
25 Февраль 2023
11:43
664
Спрос на монархию

Реза Пехлеви: Я оставляю на ваше усмотрение то, как называть меня

В этом году на 59-ю Мюнхенскую конференцию по безопасности официальных представителей Ирана не пригласили. Вместо этого был приглашен наследный принц Реза Пехлеви, претендующий на лидерство в протестах против правительства Исламской Республики, который охотно принял участие в маргинальной встрече под названием, и это вполне естественно, «Женщины, жизнь, свобода».

Отец Резы Пехлеви, шах Мохаммед Реза Пехлеви, называл себя Шахиншахом (Царем царей), Арьямехром (Светом арийцев) и Повелителем ордена Льва и Солнца. Когда в 1980 году шах умер спустя год после того, как его сверг аятолла Рухулла Хомейни, его сын Реза, 20-летний студент, с таким же великолепием провозгласил себя монархом. «Я оставляю на ваше усмотрение то, как называть меня», - скромно говорит сегодня Реза Пехлеви.  

По его словам, именно иранский народ вправе решить, должен ли на иранском троне быть новый правитель. Если бы они выбрали светскую демократичес­кую республику, он счел бы своим долгом поддержать ее. Он просто надеется помочь своему народу мирным путем избавиться от нынешней прогнившей религиозной диктатуры.

Группа лидеров протестного движения, вспыхнувшего в Иране в сентябре прошлого года, присягнула ему на верность. Точно так же, как и Али Карими, футболист с 15 миллионами подписчиков в Instagram. 18 февраля спутниковые каналы оппозиции транслировали его выступление в Иран с королевской базы в Вашингтоне, когда он поднялся на трибуну ежегодной встречи мировых лидеров в Мюнхене, чтобы обсудить мировую безопасность. По его словам, это было «невероятно вдохновляющим». Несмотря на его 44-летнее отсутствие, недавний опрос показал, что он мог бы стать любимцем масс, если бы у них был выбор. «Он наш новый Кир», - говорит молодой фанат в Тегеране, имея в виду персидского императора 2500-летней давности.

После свержения шаха два поколения иранцев выросли на историях об ужасах САВАК, министерства государственной безопасности Ирана времен правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, его жестокой тайной полиции и однопартийном государстве, которым они руководили. Но жестокость САВАК меркнет по сравнению с жестокостью аятолл, говорят некоторые из сегодняшних протестующих. Повсеместная бедность, жесткие социальные ограничения и статус страны-изгоя - все это способствует тоске многих по прошлому. «Мы обидели его, когда свергли, - говорит один из протестующих студентов, - поэтому мы должны вернуть долг его сыну».

Тем не менее, Его Величеству Резе Пехлеви будет трудно дистанционно вытеснить клерикальный режим. Его сеть внутри страны сильно ограничена. Его собственная преданность была поставлена под сомнение. Во время предыдущей волны беспорядков против аятолл в 2019 году, когда протестующие скандировали его имя, он, по-видимому, оставался в стороне, занимаясь, как отмечают некоторые СМИ, подводным плаванием на Карибах.  

«Существует огромный спрос на монархию, - говорит бывший помощник будущего шаха. - Если бы он был готов к этой работе, Исламская Республика не просуществовала бы 44 года». Возможно, сказанное немного жестко, но реалистично. Поэтому иранский трон может еще какое-то время оставаться незанятым.

Возвращаясь к Мюнхенской конференции, важно отметить, что находящийся в изгнании принц Реза Пехлеви еще раз призвал Европу принять и поддержать новую «революцию в Иране», перечислив при этом преимущества светской демократии в Тегеране.

В цепочке твитов, взятых из его интервью европейским СМИ, мы видим, как Пехлеви заявляет, что стратегия европейских стран в отношении Ирана должна быть сосредоточена на расширении прав и возможностей людей, которые принимают активное участие в изоляции и ослаблении Исламской Республики. Пехлеви подчеркнул, что международное сообщество должно оказывать максимальную поддержку иранскому обществу в дополнение к максимальному давлению на иранское правительство. На самом деле он и его товарищи - правые изгнанники призывают к ужесточению санкций, и многие из его сторонников выступают за военное вмешательство под руководством США с целью свержения Исламской Республики.  

Заявляя об озабоченности региональными экологическими проблемами, а также водным кризисом, принц сказал: «Мы должны иметь возможность сотрудничать с нашими соседями в разных областях, с саудовцами, с израильтянами, и другой Иран будет работать со всеми ими в качестве партнера».  

Конечно, международные эксперты и аналитики признаются, что всегда знали, чего американцы хотят от смены режима в Иране: марионетки, которая продвигает стратегию США в регионе и помогает создать ирано-саудовско-израильский союз, чему был верен его отец Мохаммед Пехлеви в 1970-х годах.

Потому нет сомнений, что общественно-политическая ситуация в Иране еще некоторое время будет оставаться напряженной. Никакая из противоборствующих сторон сдаваться не собирается. Однако есть надежда, что победит тот, кто действительно находится на стороне иранского народа, который намерен сам определить свою дальнейшую судьбу. 

 

Абульфаз БАБАЗАДЕ,

«Бакинский рабочий»

Экономика
Новости