Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Плохо слепленная провокация

Политика
31 Январь 2023
09:23
381
Плохо слепленная провокация

Иран пытался нас запугать,  но безуспешно

27 января в посольстве Азербайджана в Иране произошел теракт, вызвавший резкое осуждение мирового сообщества. В результате вооруженного нападения погиб начальник службы охраны посольства, еще двое ранены.  

Исполнителем теракта является Ясин Гусейнзаде, гражданин Ирана, и как сообщают иностранные СМИ, есть подозрения, что он связан со спецслужбами Ирана, прежде всего с КСИР (Корпус стражей исламской революции). И если бы охрана посольства не остановила нападение, то могли бы погибнуть все сотрудники диппредставительства.

Нападение на азербайджанское посольство в Иране, безусловно, это чудовищная трагедия и, с точки зрения международного права, это фактически приравнивается к объявлению войны, ибо нападение на посольство - это нападение на страну.  

С трудом верится, что это была акция одиночки, и что за этим не стояли спецслужбы Ирана. Этот теракт не был преступной халатностью, потому что охрана посольства на внешнем уровне - обязанность страны, которая принимает послов, а внутренняя охрана - дело самого посольства. 

Глядя на кадры, зафиксированные видеокамерами, отчетливо видно, что не была обеспечена внешняя охрана посольства. И дабы избежать дополнительного кровопролития, Баку в спешном порядке эвакуировал своих дипломатов, что является в дипломатическом мире редкостным явлением и может привести к разрыву дипотношений между Азербайджаном и Ираном.

О причинах теракта и перспективах азербайджано-иранских отношений в интервью газете «Бакинский рабочий» рассказал отечественный политолог Тофик Зульфугаров.

- Тофик муаллим, кто, по-вашему, стоит за терактом против нашего посольства в Тегеране?

- Считаю, что теракт инспирирован и срежиссирован теми кругами, которые уже на протяжении двух лет нагнетают обстановку между Ираном и Азербайджаном. Это те самые круги, которые стоят за недавними военными маневрами иранской армии на границе с нами, проармянскими заявлениями, откровенными угрозами в адрес Азербайджана. Надо признать, что упомянутая группировка в ИРИ обладает большими возможностями во властных кругах. Она и довела дело до ожесточения отношений с Баку. Но каждая попытка надавить на нас вызывает ответные действия со стороны Азербайджана, и запугивание нашей страны не приводит к каким-либо ожидаемым этой группой политиканов результатам.

- В чем заключается цель этой политики запугивания?

- Тут есть как минимум две цели. Одна из них - внутриполитическая, направленная на дискредитацию Азербайджана, как успешно  развитого государства, сумевшего восстановить свою территориальную целостность на поле боя. Эту группировку не устраивает Азербайджан как страна-победительница, развивающееся светское государство. С учетом их печального опыта управления Ираном и соседства Азербайджана, возникает желание создать нам проблемы.  

Вторая причина заключается в том, что их беспокоит наше крепнущее день ото дня сотрудничество с Турцией, Израилем, странами Запада. Поэтому возникает желание вбить клин между азербайджанцами, живущими на севере, и их соотечественниками, проживающими на юге.  

На мой взгляд, данная негативная реакция на успешное политическое и социально-экономическое развитие Азербайджана - явление долговременное. Оно нацелено на то, чтобы поддержать наших противников, пресечь всякие внешние связи нашей страны. И это их концептуальный подход, который они реализуют последовательно. А теракт стал последним выпадом из этой серии.  

Негативная тенденция в адрес Азербайджана значительно усилилась с приходом к власти в Иране новой администрации, которая, даже по оценкам внутрииранских аналитиков, является радикальной. Надо сказать, что с предыдущими администрациями Баку находил общий язык, реализовывал коммуникационные и экономические проекты. Но вот радикалы, пришедшие к власти два года назад, в своем правлении ориентируются на Корпус стражей исламской революции - структуру, которая дублирует все институты власти в Иране и проводит довольно агрессивную политику не только в отношении Азербайджана, но и арабских государств. Эту политику отчетливо можно понаблюдать в Сирии и Ираке. Эти радикалы, чтобы остаться на плаву и сохранить материальные дивиденды от проводимой политики - экспорт подсанкционных товаров (в первую очередь нефти), инициируют политику осажденной крепости вокруг Ирана.

- История знает немало таких режимов, культивировавших политику осажденной крепости. Как известно, в определенный момент такому режиму становится необходима небольшая война, в идеале победоносная, с кем-то из соседей. Может ли нынешний режим в Иране довести ухудшение отношений с Азербайджаном до войны?

- Если посмотреть на соседние с Ираном государства, то мы увидим напряженные отношения по всему периметру границ. Неспокойно с арабскими государствами, граница с Афганистаном и Ираком вообще напоминает линию фронта - периодическая стрельба и военные столкновения, в курдских районах тоже неспокойно, да и турецкая граница уже обнесена стеной. Что касается дальних подступов к Ирану, то и тут мы видим противостояние с Израилем, а также попытку претворить в жизнь концепцию выстраивания шиитского коридора до Средиземного моря. Реализация данной концепции требует огромных затрат и приводит к конфронтации со всеми странами региона. То есть ситуация складывается так, что у Тегерана и без Баку хватает адресатов для реализации плана маленькой «победоносной» войны.  

Следует отметить, что в отношениях с Азербайджаном власти Ирана больше обеспокоены внутриполитическим аспектом - наличием большого количества азербайджанского населения в Иране, притесняемого теократическим режимом. Так что тут мы имеем дело с комплексом проблем.  

Что касается возможности начала военных действий, то сегодня боевые действия уже ведутся между Израилем и Ираном, причем на иранской территории. Это все приведет к формированию сильной западной коалиции. Смена политики Администрации США в этом вопросе также не за горами, пусть в этом никто не сомневается. Дело в том, что еврейское лобби в США довольно сильное, и потому Вашингтон окажет всемерную поддержку Израилю в его войне с Ираном.  

С другой стороны, уже сформировалась и постепенно усиливается арабская анти­иранская коалиция. А турецко-азербайджанская коалиция, о чем хорошо понимают в Тегеране, вдобавок ко всему прочему может усугубить положение Ирана. Не будем забывать о внутренних волнениях в Иране, противостоянии между радикалами и умеренными силами. Таким образом, у официального Тегерана на сегодня накопилось много проблем. И теракт в нашем посольстве еще более обострил отношения с Азербайджаном.

Кстати говоря, то, что это был заранее продуманный сценарий, причем плохого качества, более чем очевидно. Только на высоком уровне могли принять решение о полном устранении полиции и службы безопасности в дипломатическом квартале, и этот бесноватый террорист в течение нескольких десятков минут творил все, что хотел, включая использование автоматического оружия. Второй факт, который полностью изобличил организаторов, заключается в том, что пойманному террористу сразу подсунули микрофон, чтобы он сделал какие-то заявления. Но это вообще уже из ряда вон выходящее, я не припоминаю второго такого случая, когда задержанному террористу давали трибуну для заявлении. После чего эти самые заявления о «семейных разборках» тиражируются в иранских СМИ. То есть - налицо плохо слепленная провокация. Вместе с тем понятно, что она должна была получить добро на самом высоком уровне, так как управление полицией, службой безопасности, СМИ - это тема очень высокого политического уровня.  

На фоне всего этого Азербайджан принял правильное решение об эвакуации своего посольства из Тегерана. Нашему примеру последует и ряд посольств ввиду ведения открытых военных действий на ее улицах Ирана.    

- Каковы перспективы ирано-азербайджанских отношений в свете происходящего?

- Выбор сейчас за Ираном: захочет ли он получить себе в противники турецко-азербайджанский тандем вдобавок ко всем вышеперечисленным проблемам, готов ли он противостоять оппозиции в лице иранских азербайджанцев, которые явно не поддержат любые враждебные действия против своих братьев на севере. Таким образом, мы видим тупиковость избранного Тегераном пути. Будем надеяться, что они одумаются. Во всяком случае, не Баку является инициатором осложнения отношений с Ираном. Наша реакция была адекватной. Мы показали, что нас не запугать, и мы готовы адекватно ответить на все выпады Тегерана. Однако если Тегеран предпримет необходимые шаги по устранению возникшей напряженности в отношениях, Баку готов пойти навстречу.  

- Принимая во внимание непрекращающиеся волнения внутри страны и внешнее давление в виде санкций и ударов беспилотниками по военным объектам, как будет развиваться ситуация в Иране?

- Полагаю, что по мере ухудшения обстановки активизируется умеренная оппозиция внутри Ирана, борющаяся с радикалами во власти. В этой ситуации серьезные кадровые изменения и смена курса официального Тегерана просто неизбежны. Каким путем это произойдет - революционным или эволюционным, пока сложно сказать. Конечно, с радикалами трудно будет договориться, они все богатые люди, значительно обогатившиеся за счет поставок подсанкционных (по сути контрабандных) товаров, и им есть что терять и потому вряд ли пойдут до конца. Тем более что их капитал находится точно не в Иране.

 

Роман ТЕМНИКОВ,

«Бакинский рабочий»

Экономика
Новости