Роман ТЕМНИКОВ

Роман ТЕМНИКОВ

Не миф, а реальность

Политика
20 Январь 2023
11:26
1125
Не миф, а реальность

К 2030 году мощность ВИЭ буден доведена до 30% 

Мир еще никогда не сталкивался с энергетическим кризисом такой сложности, как это произошло в прошлом году в связи с началом войны в Украине и введением беспрецедентных по своим масштабам санкций против России, особенно против ее энергетического сектора.  

И поскольку Россия является одним из крупнейших экспортеров нефти и газа в мире, кризис сильнее всего ударил по рынкам нефти и газа.  

Однако, как говорится, не бывает худа без добра. Этот кризис дал большой толчок развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Как следствие, это привело к небывалому росту ВИЭ в 2022 году - на 25 процентов по сравнению с 2021 годом. К примеру, если в 2019 году только три из 100 проданных автомобилей были электромобилями, то в прошлом году доля электрокаров составила 13 процентов. Если эта тенденция сохранится, в 2030 году каждый второй автомобиль, проданный в Европе, США и Китае - на трех крупнейших автомобильных рынках - будет электромобилем.

Развитие ВИЭ не обошло стороной и нашу страну. Так, в 2022 году в Азербайджане были приняты важные решения для стимулирования сферы альтернативной энергетики, обладающей серьезным потенциалом для будущего развития национальной экономики.

 В частности, Распоряжением Президента Ильхама Алиева была утверждена «Стратегия социально-экономического развития Азербайджанской Республики на 2022-2026 годы», в которой уделяется большое внимание развитию альтернативной энергетики.

Возможности Азербайджана в области альтернативной энергетики действительно впечатляют. Потенциал ветровой и солнечной энергии на суше составляет 27 ГВт. А на освобожденных территориях этот показатель равен 10 ГВт. Кроме того, в азербайджанском секторе Каспийского моря имеется потенциал ветроэнергетики в 157 ГВт.  

Однако несмотря на огромный потенциал, доля ВИЭ в выработке электроэнергии в Азербайджане по итогам прошлого года составила менее 7%, но уже в ближайшие годы все должно решительно поменяться. Дело в том, что в 2022 году началась имплементация конкретных проектов по производству электроэнергии за счет ВИЭ. К примеру, Гарадагская солнечная электростанция мощностью 230 МВт (ответственный за проект компания Masdar из ОАЭ), ветроэлектростанция Хызы-Абшерон мощностью 240 МВт (компания ACWA Power из Саудовской Аравии).

Кроме того, в минувшем месяце был подписан меморандум между Министерством энергетики Азербайджана и компанией Fortesque Future Industries, предусматривающий реализацию проекта по производству в нашей стране 12 ГВт ветряной и солнечной энергии.

И, наконец, на днях между SOCAR и уже упомянутой выше компанией Masdar были подписаны соглашения о совместной разработке проектов морских ветряных и водородных проектов мощностью 2 ГВт, а также о совместной разработке мощностью 1 ГВт солнечных фотоэлектрических и мощностью 1 ГВт наземных ветровых проектов.

В целом же, как отметил в своем выступлении Президент  Ильхам Алиев, «важные меморандумы о взаимопонимании и соглашения, подписанные между Азербайджаном и международными энергетическими компаниями, позволят нам производить в общей сложности до 22 ГВт ветровой и солнечной энергии».

Свою оценку планируемым проектам в сфере ВИЭ в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» дал отечественный эксперт в сфере энергетики, руководитель Центра нефтяных исследований  Ильхам Шабан.

- Наконец-то SOCAR напрямую подключился к реализации проектов в «зеленой» энергетике. Конечно, пока это не коммерческое соглашение, а меморандум, но важно то, что сделан первый шаг. И не удивительно, что проектами ВИЭ у нас в стране занялась нефтегазовая компания. Таков общемировой тренд, начало которому было положено еще в 2016 году, когда всемирно известные нефтегазовые компании стали прописывать в стратегиях своего развития необходимость уделять больше внимания и вкладывать больше инвестиций в развитие ВИЭ. Главным тут является не дань моде, а осознанный выбор, связанный с необходимостью работы над улучшением экологической ситуации во всем мире и предотвращением климатических изменений.  

В своем выступлении на Давосском форуме исполнительный директор Международного энергетического агентства Фатих Бирол четко обосновал необходимость развития «зеленой» энергетики и инвестиций в нее. По его словам, у стран с развитой экономикой есть две причины поддерживать финансирование «чистой» энергетики в развивающихся странах. «Во-первых, 1 тонна углекислого газа, попадающая в атмосферу из Детройта, Нью-Йорка или из Джакарты, оказывает одинаковое влияние на всех. Внутри страны вы можете делать все, что хотите, но это ничего не изменит, если выбросы будут поступать из других стран. Вы можете свести выбросы в Великобритании к нулю, но не сможете защитить себя от последствий изменения климата, если, например, Индонезия или другие страны этого не сделают. Второй причиной, по которой следует инвестировать в переход к экологически чистой энергии в развивающихся странах, является моральный аспект этого вопроса, так как около 80% углерода в атмосферу было выброшено именно странами с развитой экономикой», - сказал Бирол.  

С этой точки зрения я с воодушевлением воспринял новость о подписанном в Дубае документе. Тем более что документ оказался насыщенным и разноплановым, он предусматривает производство ветряной и солнечной энергетики на суше, а также морской ветроэнергетики и производство водорода. Общая установленная мощность электростанций, которые будут построены в рамках этого меморандума, должна составить 4 ГВт. Для сравнения, общая установленная мощность всех имеющихся электростанций Азербайджана составляет чуть более 7,5 ГВт. То есть с реализацией только этих проектов установленная мощность электростанций Азербайджана увеличится на 53,3%.  

Тут еще следует отметить, что один только SOCAR за год потребляет около 800 млн кВт/ч электроэнергии, а вместе с другими компаниями, занимающимися добычей нефти и газа в Азербайджане, количество потребляемой электроэнергии превышает 1 млрд кВт/ч.  

- Несомненно, для реализации таких масштабных проектов общей установленной мощностью 22 ГВт в сфере ВИЭ уйдет немало времени...

- Безусловно. Но, как известно, самое трудное - сделать первый шаг. У нашей страны солидный опыт в начинании больших дел. Так, Азербайджан еще в январе 1990 года начал первые переговоры с иностранными компаниями по разработке морских нефтяных месторождений на Каспии, а «Контракт века» был подписан только в сентябре 1994 года.  

Если же рассматривать историю развития возобновляемой энергетики в Азербайджане, то еще в 2009 году в стране было создано Агентство по ВИЭ. И вот спустя 13 лет, по итогам 2022 года производство ВИЭ в Азербайджане составило 6,72%. При этом львиную долю ВИЭ составляет выработка на ГЭС, то есть производство электроэнергии за счет воды. В то время как с помощью ветра и солнца в прошлом году было выработано всего 144,2 кВт/ч электроэнергии, что составляет только 2% от общего объема произведенной в стране электроэнергии.  

Другой пример - еще в середине 2018 года Баку начал вести переговоры с другими странами по поводу привлечения инвестиций в развитие ВИЭ в стране. У нас было условие - инвестиции должны быть частными. В итоге только спустя три года были подписаны первые контракты, а в прошлом году состоялась закладка фундаментов первых двух электростанций СЭС и ВЭС. То есть налицо долгий процесс переговоров и согласований. Однако теперь, как я полагаю, процесс пойдет быстрее, так как дорога уже проложена и перевести ее в магистраль в ближайшие годы не составит большого труда.  

- Сможет ли Азербайджан увеличить долю ВИЭ в установленной мощности электроэнергетики Азербайджана до 30% к 2030 году, как это и запланировано?

- Тут все не так просто. Как известно, наше правительство уже планировало еще в 2010 году довести установленную мощность ВИЭ до 20% к 2020 году, но, как мы видим, не получилось. И сейчас не все легко складывается. К примеру, ранее наше правительство предполагало, что к 2025 году самыми крупными новыми электростанциями, которые будут введены в строй на освобожденных территориях, станут ГЭС «Худаферин» и «Гыз Галасы». Тем более что это очень крупные проекты, на которые мы очень рассчитываем. Их общая мощность - 300 МВт, половина из которых будут нашими. К сожалению, текущее состояние азербайджано-иранских отношений таково, что реализация этих проектов может затянуться. То есть эти ГЭС вместо 2025 года могут войти в строй в 2027 или 2028 году. Но рано или поздно, этот проект все равно будет реализован.

Кроме того, на освобожденных территориях запланировано введение в строй СЭС «Шафаг» в Джебраильском районе мощностью 230 МВт, ряда ВЭС в Лачинском районе, а также около 50 малых ГЭС на реках в Карабахе и Восточном Зангезуре. В целом их мощность составит около 150 МВт. Азербайджан планирует увеличить текущую долю ГЭС в общем производстве электроэнергии в стране с 5,5% до 13-15%.  

Более того, имеется большой потенциал для строительства СЭС и ВЭС на Абшероне, а также развития морской электроэнергетики, в том числе и в рамках недавно подписанного SOCAR меморандума. Кстати, когда говорят о строительстве ВЭС на море, то я полагаю, что в первую очередь строить будут на Нефтяных камнях. Там уже имеется электростанция, работающая на попутном газе. Вырабатываемой электроэнергией эта ТЭС обеспечивает не только сами Нефтяные камни, но и платформы в неглубоководной части месторождения «Гюнешли». В связи с этим хочу заметить, что многие сейчас говорят о том, что перспективный проект по прокладыванию кабеля по дну Черного моря для экспорта азербайджанской электроэнергии в Румынию станет первым такого рода опытом в истории Азербайджана. Но это не так. У нас уже имеется подводный кабель протяженностью около 21 км, проложенный по дну Каспия от ТЭС на Нефтяных камнях к морским платформам, питающий их электроэнергией.  

Также я полагаю, что SOCAR и Masdar при строительстве морских ВЭС могут использовать в качестве фундамента, опоры для мачт ветряков старые, уже не использующиеся эстакады, площадки и т.д. Тем самым вырабатываемая ВЭС электроэнергия будет обеспечивать как Нефтяные камни, так и большую часть платформ и прочих сооружений на море, а высвободившиеся таким образом объемы попутного газа станут использоваться для внутренних нужд республики.  

Таким образом, при реализации упомянутых проектов доведение установленной мощности ВИЭ до 30% к 2030 году - не миф, а реальность. Это вполне под силу Азербайджану.    

 

Роман ТЕМНИКОВ,

«Бакинский рабочий»

Экономика
Новости