Ежедневная общественно-политическая газета
Ежедневная общественно-политическая газета
Баку и далее будет жестко пресекать все маневры Иревана
Своим мнением по поводу политических итогов минувшего года и перспективах подписания мирного соглашения с Арменией в эксклюзивном интервью газете «Бакинский рабочий» поделился известный российский эксперт, директор Института политических исследований Сергей Марков.
- Как бы вы в целом оценили итоги 2022 года с точки зрения переговорного процесса между Азербайджаном и Арменией - удалось ли сторонам за год продвинуться к заключению мирного договора?
- 2022 год был безрезультатным с точки зрения переговорного процесса между Баку и Иреваном. Правда, он отметился важными политическими изменениями, имевшими место на переговорном треке. Данные изменения в первую очередь связаны с тем, что Москва как бы поставила на паузу свое участие и действовала не очень активно в процессе, в отличие от предыдущих лет. В этих условиях заметно активизировались США и ЕС, вступив в жесткий конфликт с Россией на фоне украинского кризиса, стараясь перетянуть на себя статус главной переговорной площадки. И вот эта борьба за статус переговорной площадки между США, ЕС и Россией продолжалась на протяжении всего прошлого года и, кстати говоря, закончилась ничем. И хотя переговорные площадки в Брюсселе и Вашингтоне созданы, но они не имеют пока особого успеха, как, впрочем, и московская переговорная площадка.
Что касается конкретно мирного договора, то полагаю, что Пашинян хотел бы его подписать и сбросить ношу Карабаха с плеч Армении и со своих тоже. Дело в том, что уже и армянскому обществу, и Пашиняну стала ясна невозможность реализации прежних планов: присоединить Карабах к Армении; либо признать его независимость де-юре, но де-факто инкорпорировать в состав Армении; или хотя бы продолжать сохранять Карабах в качестве никем не признанного государства под полным контролем Иревана.
Соответственно, Пашинян хотел бы избавиться от Карабаха, но боится, так как это будет большей частью армянского общества и значительной частью армянской диаспоры воспринято в качестве предательства. И он хорошо понимает, что его могут не просто свергнуть, но и расстрелять или взорвать дашнаки или представители «Сасна Црер».
Еще одной причиной отсутствия ощутимого продвижения по пути к заключению мирного договора являются очень жесткие требования, предъявляемые Азербайджаном. Понятно, что требования Баку политически обоснованы и полностью базируются на его безусловной победе во второй Карабахской войне. Кстати, если опять начнется война, Армения потерпит еще более тяжелое поражение. В связи с этим в Азербайджане имеется четкий план: если Армения не идет ни на какие уступки в рамках переговорного процесса, то в 2025 году Баку благодарит Москву, не продлевает соглашение от 10 ноября 2020 года, в соответствии с которым российские миротворцы и были размещены в Карабахе, а после ухода российских военных, выполнивших свою миссию, вводит туда свои войска. И на это у Баку есть полное основание.
- Армянская сторона в последнее время опять стала поднимать на переговорах вопрос некоего «статуса» для карабахских армян...
- Вы правы, одним из камней преткновения на переговорах является вопрос так называемого «статуса», некоей автономии для армян, проживающих в Карабахе, если, конечно, они согласятся проживать в составе Азербайджана. Иреван хотел бы для карабахских армян такого статуса автономии, который был бы практически равнозначен независимости. Естественно, Баку против этого. Более того, азербайджанские власти категорически не хотят давать никакой автономии армянам еще и потому, что обладают очень негативным историческим опытом в вопросе, касающемся территориальной автономии армян. Ведь именно наличие такой автономии в виде НКАО в составе Азербайджанской ССР привело в итоге к трагическим последствиям: многолетняя война, тысячи погибших, более миллиона беженцев и вынужденных переселенцев, потеря 20% территории. Разумеется, имея такой опыт, Азербайджан совершенно не желает создавать новую автономию для армян и закладывать тем самым мину под свою государственность, которая может рвануть в будущем.
Карабахским же армянам в свою очередь сложно согласиться с тем, чтобы жить на этой территории в качестве простых жителей Азербайджана без каких-либо привилегий. Поскольку на протяжении нескольких десятилетий Иреваном раскручивалась колоссальная кампания азербайджанофобии, и поэтому карабахские армяне ненавидят азербайджанцев и одновременно боятся их, так как ожидают некоей мести с их стороны - каких-то убийств и т.д. К тому же нельзя забывать, что азербайджанофобия в армянском обществе тесно связана с тюркофобией, которая вообще насчитывает более ста лет.
- Как, на ваш взгляд, есть ли выход из ситуации?
- В сложившихся условиях, когда Пашинян хочет бросить Карабах, но не может, он начал поиск других вариантов. Главным его вариантом была попытка проинтерпретировать вторую Карабахскую войну в Москве с помощью своих союзников в российских СМИ и органах власти в качестве войны не между Азербайджаном и Арменией, а между Турцией и Россией. И таким образом добиться того, чтобы российские военные в Карабахе выступали на стороне Армении. Но данный план провалился, так как Путин выступает за нейтралитет российских военных в Карабахе, впрочем такова сама миссия миротворцев. Более того, почти 90% населения России выступает за нейтралитет в противостоянии Баку и Иревана.
После провала вышеупомянутого плана Пашинян попытался «заменить» Россию Францией. Как известно, осенью прошлого года состоялся визит Пашиняна во Францию, и я уверен, что по итогам переговоров с Макроном был принят некий тайный план о том, как выдавить Россию из Армении и всего Южного Кавказа, попутно заменив ее Францией. Любопытно, что не только Пашинян, но и Макрон хочет сделать как можно хуже России и Путину лично. Все дело в том, что Макрон жаждет отомстить Москве за то, что она выдавила Париж из ЦАР, Мали, Буркина-Фасо, а в настоящее время идет постепенное выдавливание французов из Чада и Мадагаскара. Тем самым просто на глазах рушится зона французского влияния в Африке, и в первую очередь в результате действий России, особенно ЧВК «Вагнер».
Пользуясь столкновеним интересов России и Франции, армянский премьер хочет заменить российских миротворцев в Карабахе французскими. Но эта замена невозможна, так как миротворцы находятся там на основе согласия обеих сторон, как Армении, так и Азербайджана. Баку никогда не согласится на замену российских миротворцев французскими либо какими-то еще, связанными с Францией, США и т.д. Да и Россия не уйдет, уступив свое место французам.
Словом, у армянского премьера есть свой план и он действует в его рамках. Но план совершенно тупиковый, так как Азербайджан жестко блокирует его реализацию.
- Означает ли постоянная в последнее время критика ОДКБ со стороны официального Иревана то, что Армения собирается выйти из этой организации?
- В рамках своего плана Пашинян осуществляет постепенный переход к Франции, США и НАТО. Соответственно, армянский премьер критикует ОДКБ, считая, что эта организация должна защищать Армению. Он отказывается проводить совместные учения. Но я уверен, что при всей этой критике Армения ни за что не выйдет из ОДКБ.
Поэтому, даже если Иреван поссорится с Москвой, а Пашинян станет личным врагом Путина, то Армения все равно останется в составе ОДКБ, при этом действовать по указке США и Франции.
Тем не менее я полагаю, что все эти маневры Иревана в регионе будут наталкиваться на жесткую волю Баку и пресекаться на корню. В итоге все закончится тем, что, как я уже говорил выше, в 2025 году Азербайджан не продлит мандат на пребывание российских миротворцев на своей территории и они уйдут, после чего весь Карабах перейдет под полный контроль Баку. И это будет справедливым решением.
Роман ТЕМНИКОВ,
«Бакинский рабочий»